Герои поэмы без героя - код женщины в чёрном

http://stihi.ru/2019/06/12/7562 заметка 13


После ночного бала
в плотных мирах сна,
где управляет Воланд
среди своих дам и гусаров,
встаешь с опухшим лицом,
с оглушительным стоном.

В награду такой работе
неизвестным героям
положен серьезный отдых.

http://stihi.ru/2019/06/13/1748


Ах, этот отдых сердечный, он правда нужен, конечно,
Как по кольцу трамвай нельзя же катиться вечно.
Лечь бы...

А с неба все тучи-слоны повалились прилюдно в лавку посудную,
Громы грохочут, град что-то хочет сказать, но трудно ему,
Речь бы...

А ведь стихи, как стихия, как легкая речь речная в устах витии,
Как эти капли на черных чугунных решетках - зачем решётки витые?
Вечер...

А ночью приснится опять на вокзале в пустом белом зале
Женщина в чёрном одна на один не с героем, лишь со своими слезами -
И легче...

Анна А. :

     Но меня не забыли вы.
Как в прошедшем грядущее зреет,
Так в грядущем прошлое тлеет —
Страшный праздник мертвой листвы.

Б     Звук шагов, тех, которых нету,
Е     По сияющему паркету
Л     И сигары синий дымок.
Ы     И во всех зеркалах отразился
Й     Человек, что не появился

       И проникнуть сюда не мог.

З     Он не лучше других и не хуже,
А     Но не веет летейской стужей,
Л     И в руке его теплота.

Гость из Будущего!
— Неужели
        Вы придете ко мне в самом деле,
        Повернув налево с моста?

(здесь и далее из реконструкции "Поэмы без героя")

"Сама Ахматова, не раз возражавшая против отождествления художественного образа с реальным лицом, тем не менее в трагедии «Энума элиш. Пролог, или Сон во сне» открыто идентифицирует образ Гостя из Будущего с реальным и в то же время мифологизированным ею Исаей Берлином. И.Берлин (1909–1997) — профессор Оксфордского университета, философ и филолог, в 1944–1945 гг. служил в Британском посольстве в Москве; приехав на несколько дней в город своего детства, был представлен Ахматовой В.Н.Орловым, который привел его в Фонтанный Дом через Аничков мост, «повернув налево с моста по Фонтанной». Гость из Будущего появляется во второй редакции поэмы в 1946 г. Две встречи с И.Берлином — в конце ноября 1945 г. и в канун Сочельника в январе 1946-го на многие годы определили судьбу Ахматовой как в бытовом, так и в бытийном плане. Она видела в их не санкционированном властями свидании причины Постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» и нового ареста сына. Вместе с тем, знакомство с Берлином стало для Ахматовой как бы прорывом через «железный занавес» в мир Европы и Америки, куда судьба забросила ее близких, покинувших Россию в послереволюционные годы."
конец цитаты.
...но если это о знаковой встрече, ведущей в мир не советский, к почестям, славе, аплодисментам, то почему вместо этого всего, повернув с моста Ахматова попадает опять на карнавал ряженых и даже видит тень того, кто, может быть, и есть герой поэмы, но быть им не может?

С детства ряженых я боялась.
Мне всегда почему-то казалось,
Что какая-то лишняя тень
Среди них «б е з  л и ц а  и  н а з в а н ь я» 
     Затесалась...

 «Постоянным спутником нашей жизни» называла Ахматова человека без лица и названья, припоминая, что в Ташкенте, где она жила в первые годы войны, во время ее тяжелой болезни «этот человек сел рядом на стул и подробно рассказал о всех событиях 1946 года».
Это слишком личное, пожалуй... Да - возвращаясь к литературной составляющей: "В записных книжках Ахматовой также содержится отсылка к суждению Н.Бердяева о людях «двоящихся мыслей» и о «двойничестве» как одной из примет жизни литературно-художественного Петербурга 1910-х гг."

Если кратко, говоря не о политике, а о литературе, мысль Бердяева можно представить так: "Появились люди двоящихся мыслей. (... О Мережковском)...у него нельзя уже найти этого необыкновенного правдолюбия русской литературы, у него все двоится, он играет сочетаниями слов, принимая их за реальности. То же нужно сказать про Вячеслава Иванова и про всех почти."

Про всех почти мы уже упоминали, это люди из круга Ахматовой. То есть - "Поэма без героя", это двоящиеся мысли, двоичный код Серебряного века, который нам оставила в Белом Зале Женщина в Чёрном?


Рецензии
Вы знаете, Михаил, двоичность и двойственность на самом деле - это беда как Серебряного века, так и нынешней действительности. На самом деле это обозначает расслоение: восприятие духа отдельно от тела, а разум при этом "гуляет" сам по себе. Самый лучший и правильный путь: это целостное восприятие самого себя в этом мире, логично и органично взаимодействующие дух, тело ( материя) и разум не позволят закрыться в своём личном, зачастую принадуманном, мире.
Честно: Ахматову, Бродского, Пастернака всегда воспринимала как "оторвышей" от мира реального и, по существу, "закрытышей" от окружающих, образно говоря: "плывуны" какие-то - энергетика такая как слой песка-"плывун" из под ног уходящего, и твёрдой почвы под ногами не чующая.
С улыбкой).

Стефания Грейцесс   17.06.2019 12:47     Заявить о нарушении
и твёрдой почвы под ногами не чующая.
*
И отклоненьем чарующая
И всё же чуждая этому миру отчасти
И в этом несчастье
Которое надо вернуть в Божий Дом
С превеликим трудом
Ибо так нелегко перелить это всё, что отчасти
В округлую капельку
Точку жемчужинки счастья

Михаил Просперо   17.06.2019 14:21   Заявить о нарушении
Бродский действительно оторвыш в прямом смысле этого слова, в политическом, его презрение к нам отторгло меня от него после строки о поэте-самоубийце, где соседка удивляется - точнее - он потешается "да если б знала, то она б ему дала", то есть Бродский для меня - предтеча "нашей раши".

Пастернак в "Докторе Живаго" всё-таки очень материален и философски основателен, не поэтически даже, я бы сказал. Потому он отдельно даёт "стихи в роман", потому у них встреча с Цветаевой после многих лет переписки стала последней встречей, что они осознали себя не литературой, скорее всего.

Ахматова - тут Вы отчасти правы, живёт в принадуманном виде, намеренно загромождённом, закрытом, но это такое закрытие, ну как бы... простите уж - но каждая женщина одевается так, прикрывается так, чтобы её хотелось раздеть, пройти через эти прикрытия. В этом женственность поэзии, что может быть и дано поэтам-мужчинам, оттого они и создавали тогда тройственные союзы и даже эротические многоугольники, в Серебряном веке.

Михаил Просперо   17.06.2019 14:55   Заявить о нарушении
восприятие духа отдельно от тела, а разум при этом "гуляет" сам по себе
*
Материальное тело, эфирное тело, астральное тело, ментальное тело, духовное тело, и по-моему их не меньше девяти - уровней, читал как-то немного.
А при ком должен обитать разум, кто его может вести - как Вы полагаете?

Михаил Просперо   17.06.2019 15:00   Заявить о нарушении
Полагаю, что разуму здесь отводится самая что "руководящая и направляющая роль", если рассматривать этот вопрос сугубо "идеально" или, хотя бы в разрезе того, к чему стоит стремится человеку как таковому.)
С улыбкой)

Стефания Грейцесс   17.06.2019 15:14   Заявить о нарушении
Но ведь разуму надо откуда-то брать информацию, строить целеполагание в стремлении к чему-то ещё заведомо недоступному.

Если не в смысле просто кушать и воспроизводить популяцию.

Михаил Просперо   17.06.2019 18:16   Заявить о нарушении
Меня всегда упрекали в том, что мои стихи излишне "от ума", а не "от сердца".

Для писаний от ума есть поприще научных монографий, а поэзия это...

Михаил Просперо   17.06.2019 18:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.