Посвящение в Грецию. Дневник путешествия

Продолжение.Начало:http://www.stihi.ru/2019/06/14/5235,     http://www.stihi.ru/2019/06/15/7934
 А День  явно задался!
С утра  посетили местный пляж – Арвантию – небольшой, уютный, с белой галькой  среднего размера. По дороге  любовались огромными пальмами, выстроившимися вдоль шоссе.  Толстенный ствол, за которым можно спрятаться. Не знаю, сколько растет такая пальма, но в Греции они на каждом шагу…
Дорога к пляжу проходила мимо ворот – Porto della Terma  с изображением венецианского  льва,  через дорогу - кафе «Прополис», по правую руку – крепость Акронафплия,  потом  дорога  переходила в  небольшую площадь, которую нужно было пересечь и  уже потом – ступеньки, ведущие  к кафе, чуть ниже – пляж. Фраппе – знаменитый греческий холодный кофе  здесь 2, 5 – евро, не скажу, что дешево.  Зонты и лежаки были  при кафе, раздевалки – тоже.  Мы не стали занимать лежаки, так как  не собирались долго находиться на пляже,  впереди  был Эпидавр.
Расположен  пляж  в уютном заливчике между двумя крепостями – Акронафплией – построенной  финикийцами на месте старого Акрополя и святилища самого Посейдона  и  крепостью Паламиди,  и привлекает он к себе в основном, местных жителей и  отдыхающих, тех, которые никуда не спешат. И, правда, там можно находиться часами. С одной стороны любуешься видом  Паламиди, и, кстати, если заплыть подальше, гора, на которой стоит крепость, Паламедия,  особенно хорошо видна, с другой  стороны – Акронафплия. Дно – чудесное, вода – теплейшая. Полное ощущение безопасности. Горы словно оберегают это  укромное местечко.  Пляж не очень широкий, но и людей, сказать, что яблоку негде упасть, не сказала бы. Когда мы подошли, где-то в районе 10-ти часов,  пляж уже был заполнен. Видно, пока еще не архижарко, чтобы не перекалиться, некоторые приходят пораньше. Сразу же зашли в воду, ведь пока доберешься, хочется окунуться.
Мы наметили в этот день  посещение Эпидавра, где расположен   знаменитый  античный акустический  театр и  Асклепион. На тот момент еще не угасла слабая надежда попасть на  вечерний спектакль, или как минимум разузнать, как оттуда выбраться по окончанию спектакля. Театр  на 14 тысяч мест отличается замечательной  акустикой,  в нем 55 зрительных рядов – 39 из них прекрасно сохранились, а остальные были  реконструированы.   В те далекие  античные времена  здесь  проходили  спектакли Эсхила, Эврипида, Софокла. Сейчас, во время ежегодного Летнего  фестиваля  в июле-августе эти древние каменные скамьи вновь заполняются зрителями. Спектакли, поставленные уже современными режиссерами, очень популярны среди туристов и местного населения и проходят они по пятницам и субботам…
В Эпидавр  можно уехать автобусом,  поэтому мы пошли к  автостанции. Внутри дома, на первом этаже была касса и небольшой зал ожидания. Для заезда не было  специального кармана, автобусы  просто останавливаются у обочины и выгружают  и загружают пассажиров. Такое ощущение, что греки экономят площади. Но в кассе нам сказали, что в  «Эпидавр театре»  автобусы  стоят  немного в другом месте. Кассир подозвала одного из своих знакомых греков и он показал нам это место, прямо подвел к нему.  Это было чуть дальше, за поворотом, недалеко от  уже знакомых нам венецианских ворот.  Эта остановка была для местного сообщения, подъехал и уехал автобус на Толо (курортный городок  чуть дальше на юг полуострова). Нашего автобуса еще не было и мы пошли обследовать местность. Рядом с остановкой было небольшое уютное кафе «Прополис» - с небольшим искусственным озерцом, во дворе кафе – огромный платан. Столики стояли тут же. Проход в кафе – каменная арка, их тут – таких порталов – видимо-невидимо. Платан  был опоясан  в несколько рядов  светящейся  гирляндой и  вечером это придавало  этому месту уют и романтичность.  В автобусе  мы купили билет у местного кондуктора – туда и обратно, часа в три автобус возвращался…
В районе 11 часов мы отправились в Эпидавр.  И опять – комфортная езда, другой здесь не бывает. Вдоль дороги – сплошные оливковые  и апельсиновые рощи, вкупе с расположенными вдоль трассы виллами их хозяев, иногда попадались небольшие населенные пункты. Ехали часа полтора, не больше. Возле самого комплекса – большая парковка для машин и автобусов, какой-то небольшой общепит. Везде стоят указатели – не заблудишься.
Стоимость билета  до Эпидавра и обратно – 3,8 евро,  дороже стоял сам вход в Эпидавр -  12 евро с человека, льготный - 6.  Есть определенные дни, когда  вход  сюда бесплатный.
…Сам комплекс достаточно протяженный, да еще нами планировалось  посещение Археологического музея, который находится  тут же - на территории комплекса, поэтому нам нужно было уложиться в отведенное время.
Помимо театра, здесь есть и другой замечательный археологический, а теперь уже и туристический объект – Асклепион – место святилища Асклепия – известного на всю Элладу целителя  и мага. Его искусство врачевания зашло так далеко, что он воскрешал даже мертвых, за что немедленно последовала кара богов в виде Зевсовой молнии,  ведь это – нарушение закона.  История рождения Асклепия овеяна тайнами. По преданию - он сын Аполлона и земной женщины. Место его рождения – то ли Эпидавр, то ли  Аркадия, то ли Трикале. Кстати, там, в Фессалии,  у подножия Пинда,  есть еще одно  его  святилище.  Поначалу смертный, он благодаря своему искусству  врачевания становится бессмертным и почитаемым как бог целительства.  Культ Асклепия был одним их значительных  в  те времена  в Греции.  Размах самого  святилища  в  Эпидавре это доказывает. Уже  с VI века до нашей эры и до римской эпохи включительно, сюда стекались толпы паломников…
…..Погода была чудесная, тихо, тепло, даже жарко – за 35, похоже, самое время))) для длительных прогулок и осматривания достопримечательностей. Местность достаточно сухая, вокруг амфитеатра росли местные сосны, высоченные, с длинными и пушистыми букетами  ветвей и огромными шишками.
Мы поднимались к  амфитеатру, очень уж хотелось его увидеть. И вот нам открылась панорама театра. Внушительное сооружение. Мы прошли через ворота и стали подниматься вверх.  Опять портал)))
Оказывается,  еще каких-то сто лет назад в Греции не было  реальной  истории, пока не раскопали эти вящие монументы  – Эпидавр, Дельфы, … Датируется это сооружение официально 4 веком до нашей эры. Я-то думала, оно намного древнее. Монолит еще тот. Ступеньки и ряды зрительных мест из  местного серого и красноватого  твердого известняка  неплохо сохранились.
Еще до поездки хотелось попасть на спектакль, но на сайте фестиваля я так и не нашла,  как купить билет он-лайн, купить можно было в Афинах, но туда возвращаться нам уже не с руки, а покупать в Нафплионе с рук у местных все блогеры категорически не рекомендовали. Оставалось одно – купить прямо  на месте, благо, киоск с продажей билетов стоял тут - же, недалеко от входа. Но у нас уже слишком мало времени на повторный приезд, как мы будем отсюда выбираться – непонятно, спектакль заканчивается в 12 часов ночи, так как начинается в 9 вечера, когда спадает жара, нужно или ночевать здесь или … такси. Решили в этот раз   ограничиться осмотром достопримечательности. А посмотреть было что! Подобные амфитеатры разбросаны по всему античному миру,  пожалуй, много их в Турции,  например.  Когда взобрались на самый верх – 55 зрительных рядов,  и, наверное,  вдвое больше ступеней – забыли посчитать – взгляду открылась величественная картина – гряда высоких холмов окаймляла эту естественную долину, за театром стояла стена соснового леса. Такая вот себе естественная ниша для столь величественного сооружения создала природа. Театр был местом не только  представления драматического искусства, но и  местом проведения Мистерий и всевозможных праздников античности. Считалось, что просмотр спектаклей с высоким эмоциональным накалом – а других в то время не было – способствует выплеску эмоциональной энергии у зрителей. Современный по тем временам  метод арт - терапии… Кстати, автором сего удивительного во всех смыслах сооружения является знаменитый  древнегреческий  архитектор и скульптор Поликлет Младший, он еще и автор Толоса -  круглого сооружения возле святилища Асклепия, предназначавшегося для исполнения культовой музыки. Сейчас он – Толос  - находится на реконструкции и со всех сторон окружен лесами. 
Потом мы стали спускаться вниз по ступенькам поочередно, и дойдя до  центра сцены  в виде большого каменного плоского круга – кстати, это был алтарь, центральная точка сцены, воссоединились. Нам захотелось почувствовать себя артистами древнегреческой трагедии или комедии, а еще больше – просто Артистами. Ведь в каждом веке есть возможность  нести свет красоты и истины в человеческие души.   
Оттуда уходить не хотелось, но нужно было еще осмотреть Асклепион. Культ Асклепия  возник  в 7 - 6-м веке до н.э., основные сооружения датируются 5-4 веком до н.э., святилище  существовало вплоть до конца 4-го века н.э., уже во время римского владычества, а потом, после того, когда официальной религией государства стало христианство, было забыто и окончательно похоронено после двух разрушительных землетрясений в 6-м веке. Вот такая история этого места.
 Но здесь было не только  само святилище – а то, что мы бы сейчас  бы назвали  курортным комплексом, сюда стекались многочисленные паломники, жаждущие поклониться богу врачевания и медицины и  исцелиться благодаря тому беспримерному комплексу оздоровительных мероприятий, которые  предлагались здесь. Судя по останкам зданий, а остались в основном только фундаменты, остальное – реконструкции, особенное значение придавалось двум источникам  здоровья. Первый -   связь с богами – молитвы - с приношением оным  жертв -  в комплексе – несколько храмов и алтарей для жертвоприношений соответственно перед ними (само святилище Асклепия, храм Артемиды Гекаты, есть алтарь Аполлону, но  само святилище Аполлона Малеатаса  находиться где - то на расстоянии километра от комплекса. Второй источник здоровья, которому, похоже, придавалось большое значение - это водно – оздоровительные  процедуры, например,  так называемые греческие бани; которые находятся недалеко от входа  в комплекс, буквально за Катагогином – местной гостиницей или общежитием. Несколько объектов на территории комплекса реконструированы. Например, часть здания Пропилеи – Одеум.  Эти несколько колонн, похожих на врата, которые  возвышаются  над сплошным практически  пустым пространством  с рассыпанными по всему полю квадратами и прямоугольниками фундаментов храмов и алтарей может показаться сразу неискушенному  посетителю настоящими колоннами, еще оттуда. Нет, это восстановленный объект, хотя это не  помешало мне сфотографироваться на его фоне.  Особенно интересным нам показалось  здание  под названием Абатон или «Энкойметерион». Как повествует текст надписи возле объекта, это было место, в котором пациенты были вылечены через контакт с богом исцеления Асклепионом  во время «энкоймезиса» (инкубация). Каким образом проходило это исцеление, остается загадкой…Само святилище Асклепия еще ждет своей реконструкции, ведь это по сути – главный объект комплекса. Возможно, в будущем нам посчастливиться увидеть, как оно выглядело!
За одной из каменных  полукруглых скамеек, но которой мы немного посидели и помыслили о  далеком прошлом и его значении для нашего будущего, мы обнаружили метровую высушенную шкурку змеи. Ого! И посох Асклепия  с обвитой вокруг него змеей, уже не показался нам только символической фигурой. Змеи здесь и вправду водятся! Ходите осторожно!   
…С Эпидавра мы приехали достаточно рано, и решили еще раз сходить на Арвантию, ведь у нас был еще только завтрашний день в Нафплионе. Мало – архимало!!! Впереди была Паламиди – обязательный обьект и похоже….Аргос!!! Как без него? Он меня так же привлекал как Нафплион – первый – своей комфортабельностью и домашним уютом, а второй – своей многолетней историей! Шутка ли, люди  у холма Аспида  поселились еще 7 тысяч лет назад и продолжают там жить до сих пор!
Солнце уже перешло на другой край и освещало западную часть неба. Из - за  темного силуэта горы,  достаточно далеко от берега показалась громадина круизного лайнера, видно, только что отчалившего от пристани Нафплиона,  и мы любовались  его  видом и проводили взглядом, сколько могли.  Настроение вечера было чуть другое – спокойнее, умиротвореннее. Уже было некуда спешить, все тревоги и вопросы улеглись, на сегодня было  впечатлений больше, чем достаточно. В тот вечер мы уже не пошли в город, нужно было утрясти дневные впечатления, разобраться в отснятом материале, да и бытовые дела никто не отменял.
Мы еще не предполагали, что нас ожидает ЗАВТРА!!!

Фото автора.


Рецензии