Вчера

Однажды, пролистав своё «вчера»,
вдруг вспомню, что кому-то должен радость,
что жизнь бежит — коварна и быстра,
и мы не знаем, сколько нам осталось.

Я попрошу «вчера» оставьте мне
нетронутым, как аленький цветочек.
Я возвращусь... и вздрогну в тишине
от гулких многоточий спящих строчек.

Забытое «вчера» занозой в мозг
впивается и просит оправданий.
И память — самый-самый крепкий трос —
не отпускает без настырной дани.

Всего-то вспомнишь тёплую ладонь
и шёпот в ухо: «Спи, сыночек, сладко»,
и снова разгорается огонь,
огонь любви — вселенская загадка.


Рецензии
Привет, Викт`ор!
Стих довольно интересный, но... на мой субъективный взгляд некоторое несоответствие между "гулкими многоточиями тихих строчек". Тихое не может быть гулким по определению. Да и "огонь любви" тоже не занесу в разряд "вселенских загадок". Наверное, с возрастом стала оченно понятливой... ))
А вообще, забавно, что буквально вчера обдумывала стих с мыслями, пересекающимися с твоими. ))

Татьяна Савельева 5   15.06.2019 13:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Таня, за отзыв.
Одна из читательниц (на другом сайте) этот мой вкравшийся штамп - огонь любви - правильно связала со "спи, сыночек, сладко" и всё встало на места. Любовь любви - рознь.
"Гулкие многоточия" в наших головах от невысказанности "тихих строчек".

Всего доброго! Удачи в сочинительстве!

Виктор Марков 2   16.06.2019 19:20   Заявить о нарушении
Разумеется, что в головах. Но не от тихих строчек. Сам ведь учишь следовать логике, заглядывая в толковые словари, и сам же не логичен. Не понимаю я тебя, Вить.

Татьяна Савельева 5   17.06.2019 00:39   Заявить о нарушении
Вот тут ты права!
Я не сразу понял, о чём ты говорила в рецензии. Слово "тихий", действительно, имеет несколько переносных значений, кроме основного - т.е. "негромкий" в смысле звука. Но есть ещё и иные значения: тихий человек, тихие дела, тихая погода и т.д. - в значении "вялый", "незаметный", "мирный", "безмятежный".
Я использовал это слово, как "скрытые", "не на виду".
Исправляю на "спящих".
Спасибо!

Виктор Марков 2   17.06.2019 11:31   Заявить о нарушении
Вить, почему бы так и не написать - "скрытые"? Будет намного понятнее, чем "спящие" и, тем паче, "тихие". Зачем принуждать читателя ломать голову? Я, например, когда сталкиваюсь с ребусами в стихах, теряю интерес к ним, и желание читать другие произведения этого автора тоже пропадает.

Татьяна Савельева 5   17.06.2019 21:36   Заявить о нарушении
Наверное, это есть главная проблема стихосложения. Прямое "мама мыла раму" - чётко и понятно для всех рисует картину. Но это не стихотворение. Это отчёт о проделанной работе. Проза жизни.

Для сравнения возьму сложное произведение И. Бродского "Элегия".
"Я вернулся на место битвы к научившимся крылья расправлять у опасной бритвы. Теперь здесь торгуют... погасшими улыбками".

Сразу признаюсь, что все эти образные навороты не для меня. Меня они не впечатлили, но автору это "до лампочки".
Но образы заставляют думать, особенно, если знаешь судьбу автора. И, наверняка, кто-то из почитателей Бродского находит в этих строчках второе и третье дно - ну, да и Бог им в помощь! Всё равно никто не узнает точно, что автор этим хотел сказать.

"Место битвы" - Россия. "Научившимся крылья расправлять у бритвы" - диссиденты под колпаком КГБ. "Погасшие улыбки" - становится ясно, что рано радовались развалу СССР. И т.д.

Баланс между всем понятной образностью и заумностью автора только для себя, на мой взгляд, и есть та Поэзия, которая для любого читателя мила и объяснима без дополнительных суесловий.

"Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то как зверь она завоет, то заплачет, как дитя".
Здесь у Пушкина в каждой строчке образ, но ясный и открытый для всех. И потому самая дешёвая рифма "кроет - завоет" не бросается в глаза за "зверем" и "дитя".

Мой любимый Тютчев так описывает летний вечер:
"Уж солнца раскалённый шар с главы своей земля скатила, и мирный вечера пожар волна морская поглотила".
Земля со своей головы скатила шар (закат солнца), который утонул в море - здесь образность превышает смысл понятия, который я "перевёл", но, ведь, красиво и всё ясно у Тютчева? И в этом случае я готов простить ему старинное "уж" - видимо так изъяснялись в его время. Хотя "уж солнца" выглядит странно - змея из солнца? Или солнце из змеи?

Понятно, что споткнувшись раз, другой на "крыльях у бритвы", читатель теряет интерес к таким авторским закавыкам и уходит к Есенину, Евтушенко, Левитанскому, Визбору и многим, многим другим авторам, чей язык интересен образами, но не напрягает загадками. Ну, и классики Золотого и Серебряного веков тоже тщательно берегли читателей от головной боли.

Удачи!

Виктор Марков 2   18.06.2019 06:56   Заявить о нарушении
Ну вот сам же все и объяснил!

Татьяна Савельева 5   18.06.2019 11:26   Заявить о нарушении
А Тютчева я тоже люблю!

Татьяна Савельева 5   18.06.2019 21:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.