И. Галущенко о вечере А. Кирдянова

ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА С ТАЛАНТЛИВЫМ ПОЭТОМ ВСЕГДА ОТКРЫТИЕ
Творчество известного ташкентского поэта Алексея Григорьевича Кирдянова – члена Союза российских писателей, обладателя приза зрительских симпатий за песенное творчество, лауреата международного фестиваля бардовской песни и поэзии «Осенний аккорд», заместителя председателя литературно-творческого объединения «Данко» при Русском культурном центре Узбекистана играет важную роль в развитии современной литературы, а также духовно-нравственном воспитании молодого поколения.
Он достаточно часто проводит презентации своих книг, авторские встречи с широкими кругами читателей. Многие из этих творческих акций становятся значимыми событиями в культурной жизни столицы Узбекистана. И надо сказать, что каждое его подобное общение с публикой открывает новые грани его таланта.
Очень содержательно и плодотворно прошла недавняя встреча Алексея Кирдянова с почитателями его творчества, собратьями по перу, музыкантами, учеными, молодежью в рамках музыкально-поэтического вечера «Есть только музыка одна…», инициатором, организатором и ведущей которого была лауреат международного фестиваля бардовской песни и поэзии «Осенний аккорд» в номинации «Декламатор» Ирина Парамонова.
Желание общения с любимым поэтом привлекло в Еврейский общинный центр г. Ташкента, действующий при МО «Джоинт», широкий круг читателей, поэтов, музыкантов, артистов. Программа вечера была ориентирована на союз музыки и поэзии, что особенно характерно для творчества Алексея Кирдянова, ценителя музыкального искусства.
Будущий поэт учился в детстве игре на фортепиано, аккордеоне, сочинял мелодии и мечтал стать профессиональным композитором. Это не было случайностью, поскольку он вырос и сформировался как творческая личность в семье с культурно-гуманитарными корнями и традициями.
В рамках музыкально-поэтического вечера А. Кирдянов увлекательно рассказал собравшимся о своем развитии как личности, отметив в связи с этим значение двух городов – Ташкента и Ленинграда-Санкт-Петербурга, которыми навеян ряд его стихотворений. Некоторые из своих стихов он прочел публике.
В городе на Неве, где в начале ХХ века жили предки поэта по материнской линии, прошли первые четыре года его воинской службы, а также началась его литературная деятельность. Образы Ташкента и Ленинграда получили высокохудожественное отражение в лирических строках поэзии Алексея Кирдянова, отличающейся тонкой музыкальностью.
Жанр песни занимает важное место в творчестве поэта. Песенная природа его дарования привлекает композиторов к созданию песен и романсов на его тексты. К поэзии Алексея Кирдянова обращались композиторы Лидия Володина и лауреат международных конкурсов Станислав Мансуров-Ковригенко, а также барды и исполнители романсов Гульнара Крым-Сефединова, Виктория Мурадян,  Вадим Косяков и другие.
Лирические стихотворения Алексея Кирдянова притягательны и для Геннадия Арефьева, который исполнил под собственный гитарный аккомпанемент четыре свои песни на стихи этого автора, в том числе «Наташа-Натали» и Белая ночь», очень тепло встреченные слушателями.
В программе вечера прозвучало немало стихотворений А. Кирдянова. Их продекламировали Ирина Парамонова, поэтессы Татьяна Грушина, София Демидова, Армануш Маркарян. Грушина и Демидова прочли и свои стихи, посвященные А. Кирдянову.
Среди представленных публике песен на стихи Алексея Григорьевича особенно интересной оказалась любовная баллада «Заснеженные улицы» в исполнении А. Маркарян, которая придумала к ней собственную мелодию. А ведь это песня «с историей». Впервые она прозвучала в мае 1995 года на сцене нынешнего Государственного русского академического драматического театра Узбекистана (тогда он носил имя М. Горького) в исполнении очаровательной юной певицы Юлии Васильевой. Тогда это была рок-баллада с музыкой самого А. Кирдянова. На презентации книги поэта «Хроника дорог» в августе 2009 года, проходившей в тогдашней Мирзо-Улугбекской районной библиотеке имени Льва Толстого (ныне Информационно-ресурсный центр Мирзо-Улугбекского профессионального промышленного колледжа), была представлена магнитофонная запись первого исполнения песни. Ее текст вошел в одноименную книгу, изданную в конце 2014 года. После этого к нему обратилась ташкентский бард Гульнара Крым-Сефединова, создав трогательную камерную песню с собственной мелодией. Сохранилась видеозапись исполнения этой песни Гульнарой на презентации поэтических сборников А. Кирдянова «Три книги» и «Распахнутое небо» в Национальной библиотеке Узбекистана имени Алишера Навои (2014). Уже после безвременного ухода Гульнары из жизни по видеозаписи песню восстановила бард Дания Рыхсаева. Ее исполнение «Заснеженных улиц» состоялось на вечере памяти Гульнары Крым-Сефединовой в ташкентском Музее композитора Мухтара Ашрафи. Но, конечно, это была уже во многом новая музыкальная трактовка бесхитростной истории о первой любви. В 2016 году текст песни был опубликован в литературно-художественном журнале «Звезда Востока», что само по себе необычно, ведь редакторы подобных изданий редко «находят» поэзию в песенных стихах.
Но вернемся к вечеру «Есть только музыка одна…», названому так по стихотворной строке российского поэта-лауреата Бориса Рыжего (1974 - 2001), с которым Алексея Кирдянова связывали годы дружбы…
Еще стоит отметить песню, прозвучавшую на вечере в исполнении Армануш Маркарян под гитарный аккомпанемент Фаузи Мухамеджанова. Это «Зеркала» (мелодия А. Маркарян) – также о первой любви. Премьера «Зеркал» пришлась также на упомянутую ранее презентацию двух сборников поэта. Прекрасно принята была эта песня на книжной выставке литературно-творческого объединения «Данко», организованной в рамках празднования в Ташкенте Русским культурным центром Узбекистана «Широкой масленицы-2019», в исполнении импровизированного хора (А. Маркарян, А. Кирдянов, журналисты И. Коган и А. Мингулов, некоторые посетители выставки). Хочется отметить, что каждое публичное исполнение «Зеркал» обогащается новыми мелодическими акцентами.
Хореографической иллюстрацией к спетой под собственный гитарный аккомпанемент лауреатом международного фестиваля бардовской песни и поэзии «Осенний аккорд» в номинации  «Композитор» Людмилой Декановой песне «Старый цыган» (Л. Володина, аранж. Л. Декановой – А. Кирдянов) стал зажигательный, но одновременно глубоко лирический «Цыганский танец» от известного танцевального дуэта Галины Лизуновой и Мирзо Садыкова. Галина еще и хороший декламатор. Она вдохновенно прочитала наизусть стихотворения Алексея Григорьевича «Я знаю музыку стиха» и «Ночное наваждение».
Замечательно выступила и представительница молодого поколения стихотворцев – дипломант международного фестиваля бардовской песни и поэзии «Осенний аккорд» в номинации  «Поэт-дебютант», слушательница курсов Российского центра науки и культуры при Представительстве Россотрудничества в РУз, ученица 11-го класса общеобразовательной школы № 240 Юнусабадского района Анастасия Щёлокова. Открытой душой, сочувствующим сердцем она восприняла как собственные стихи своего дяди «Душа обязана трудиться…», «О возрастах» (из книги «Свиток на память»), «Совет» (из книги «Мозаика») и доверительно продекламировала их.
Музыкальным приношением поэту стала романтическая пьеса «Музыка», исполненная на фортепиано ее автором – лауреатом международных конкурсов, членом Союза композиторов и бастакоров Узбекистана Салихом Абсалямовым.
К сожалению, благодарная публика, пришедшая на творческий вечер А. Кирдянова, не услышала в его исполнении заявленных в программе стихов Бориса Рыжего о музыке. Это произошло из-за нехватки времени и, надеюсь, в будущем мы все же станем свидетелями достойной «презентации» в Ташкенте избранных шедевров екатеринбургского автора.
А обобщая впечатления от великолепного музыкально-поэтического вечера «Есть только музыка одна…», следует отметить, что  для его главного героя музыкальное искусство является неисчерпаемым источником вдохновения, а созданные им тоже неисчерпаемые по глубине мысли и чувства произведения – источником высокохудожественных образов, создаваемых его творческими друзьями на стыке поэтического слова и хорошей музыки. И это очень важно, потому что развитие искусства в целом немыслимо без взаимовлияния и взаимообогащения творцов.

Ирина ГАЛУЩЕНКО,
кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки и критики
Государственной консерватории Узбекистана


Рецензии