Русское девширме

В Османской империи XV-XVI вв. одним из видов налога с немусульманского населения являлась девширме; - система принудительного набора мальчиков из христианских семей для их последующего воспитания и несения ими службы в качестве «слуг Порты», т. е. личных невольников султана. Обычно они служили в одном из четырёх имперских ведомств: дворцовая служба, канцелярия, богословы и военн...ые. Последние, элитные, подчинявшиеся напрямую султану, войска, делились на кавалерию и пехоту. Система «девширме» сводилась к тому, что из христианских семей балканских крестьян брался в среднем каждый пятый неполовозрелый мальчик (от 8 до 16 лет, однако случалось, что брали и 6-летних, и юношей до 20 лет). В присутствии старосты, священника и кади его имя и происхождение записывалось в реестр, после чего мальчику делали обрезание, обращали в ислам и увозили в Константинополь, где он воспитывался до достижения половой зрелости. Самые способные получали образование в эндеруне (дворцовой школе) или в доме одного из пашей и поступали впоследствии на правительственную службу. Остальных отправляли в деревню «к турку», где они учились говорить по-турецки. Затем такие юноши поступали на службу во дворец, где становились садовниками. Некоторые работали матросами или строителями. Большинство же становилось янычарами и выполняло разные функции, от службы в регулярной пехоте до личной охраны султана или патриарха. Для многих семей набор их сыновей по девширме становился настоящей трагедией. Однако, нередки были и случаи, когда родители всячески способствовали попаданию ребёнка во дворец, так как служба там открывала огромные возможности для крестьянского мальчика. Отрыв от дома нередко приводил к тому, что такие юноши становились ярыми защитниками султана, как единственного своего отца, и новой для них веры. Однако, не все забывали о своих корнях и известны случаи, когда великие визири пользовались своим происхождением в политических переговорах и дипломатических сношениях. С 1580-х гг. «слугам Порты» разрешалось заводить семьи и записывать детей в корпус по наследству. Последнее упоминание о наборе христиан по девширме относится к началу XVIII в.

...Спустя примерно сто лет, в 1805 г., в России появилось понятие «кантонисты». Имелись в виду малолетние сыновья нижних воинских чинов, поступавшие на службу из полковых округов. Право преимущественного помещения в военные училища кантонистов принадлежало дворянам, чиновникам и духовенству, однако те не спешили. В основном туда направляли беспризорников, сыновей бедных жителей Финляндии и цыган, потомков польских мятежников, раскольников, шляхтичей, не сумевших доказать свое дворянство, и, конечно же, малолетних евреев-рекрутов. 26 августа 1827 г. Николай I издал указ об отправлении рекрутской повинности евреями «в натуре». Их стали брать в кантонисты с 12 лет. Служба в русской армии должна была искоренить «иудейский фанатизм» и, по возможности, способствовать переходу в православие. Квота призыва для еврейских общин составляла 10 рекрутов с 1000 мужчин ежегодно (для христиан - 7 с 1000 через год). От общин, кроме того, требовали расплачиваться «штрафным» числом рекрутов за податные недоимки, за членовредительство и побег призывника (по 2 за каждого), причем разрешено было пополнять требуемое число призывников малолетними. Кого сдать в рекруты, предоставлялось решать самим еврейским общинам (сдавали, как правило, бедных, не имевших возможности заплатить выкуп, или пойманных беспаспортных единоверцев, не обладавших никакими связями). Еврейские дети-рекруты до 18 лет направлялись в кантонистские батальоны, откуда большинство их попадало в школы кантонистов, и немногих определяли в села на постой, либо в ученики к ремесленникам. Мальчиков, навсегда оторванных от дома, отправляли в отдаленные губернии: Пермскую, Вятскую, Казанскую, Симбирскую и далее, где не было еврейского населения. От Украины до Сибири добиралась в лучшем случае треть детей: остальные умирали в пути, не в силах перенести непосильные даже для взрослых пешие переходы. Едва ли один из десяти забритых мальцов дотягивал до конца учения: настолько с ними дурно обращались.

Из книги Владимира Гиляровского «Мои скитания». Писатель передает рассказ «взводного офицера из кантонистов, дослужившегося годам к пятидесяти до поручика, Ивана Ивановича Ярилова», то есть уже крещеного. Их, детишек, по его словам, еще и пороли за всякие провинности: «Взять хоть наше дело, кантонистское, закон был такой: девять забей насмерть, десятого живым представь. Ну и представляли, выкуют. Ах, как меня пороли!.. Да вы думаете, что я Иван Иванович Ярилов?.. Я и сам не знаю, кто я такой есть. Не знаю ни роду, ни племени… Меня в мешке из Волынской губернии принесли в учебный полк… Ездили воинские команды по деревням с фургонами и ловили по задворкам еврейских детишек, благо их много. Схватят – в мешок и в фургон. Многие помирали дорогой, а которые не помрут, привезут в казарму, окрестят, и вся недолга. Вот и кантонист».

Сохранилась масса воспоминаний бывших кантонистов, которым посчастливилось выжить, о тех издевательствах, которым их подвергали. Школы кантонистов прозвали в народе «живодернями» задолго до того, как там появились еврейские дети. В них царили жестокость, грубость, суровые наказания и полная безнаказанность «дядек». Ну, а с евреями и вовсе наступил беспредел. После призыва в кантонисты все еврейские призывники в обязательно-принудительном порядке принимали православие. Противившихся крещению лишали еды, сна, пороли, окунали в воду до обмороков, выставляли раздетыми на мороз… Отказавшиеся же от иудейства получали 25 р. ассигнациями (корова тогда стоила 3 р.) и ряд льгот. При крещении детям меняли имена на русские и давали фамилии по имени крестного отца (Максимов, Владимиров), иерея или его прихода (Дамианский, Косминский) или просто распространенные русские фамилии (Киселев, Кузнецов, Воробьев, Орлов), а имевшим ярко выраженную семитскую внешность - фамилии, образованные от еврейских корней (Руфкин, Гершкин).

В 1837 г. вышел указ об обязательном зачислении в кантонисты также и детей евреев ссыльнопоселенцев в Сибири, а в 1847 г. это было распространено и на детей ссыльнокаторжных. По статистическим данным военно-учетного архива Главного штаба, в 1847-1854 гг. набор евреев-кантонистов составлял 2,4% от всех кантонистов в России, а общее число еврейских кантонистов за 29 лет составило около 50 тыс. человек. Всего же, по данным Г.Б. Слиозберга, в мирное время в армии служило не менее 100 тыс. евреев, что составляло более 5% всех солдат, а в 1897 г. служило 53 тыс. евреев при численности вооруженных сил 1075 тыс. человек, т. е. около 5% солдат были евреями (при том что в населении страны евреи составляли 4%). С воцарением Александра II, отслужившие полный срок солдаты из кантонистов, принявших православие, и их потомки получили право жить на всей территории Российской империи, т. е. вне черты оседлости, но чаще всего оставались жить там, где их заставало окончание службы. При этом, для отслуживших николаевских солдат- евреев, не изменивших своё вероисповедание, это право получали только они сами и их первенцы мужского пола. Жениться перешедшим в православие кантонистам не возбранялось, естественно, лишь на девицах православного вероисповедания...

И вот, спрашиваю я вас: где во всей этой истории доказательство того, что Россия на самом-то деле не дикая мусульманская страна (причем одна из наиболее жестокосердных и нетерпимых), и православие является ветвью человеколюбивой христианской религии?


Рецензии