Босх

Я шел, я полнился словами. Нет, не словами. Жестким дерном.
Я думал о холме просторном, обремененном сорняками.
Я колебался под луною, в ее безумстве совершенном.
Я был ни светом и не тьмою и все же оставался тленным.
Я возносился по ступеням, сухой травы едва касаясь,
а Отче в позе неизменной смотрел бесстрастно улыбаясь.
Я утомлялся постепенно,- я думал это ненадолго.
Я думал сущее нетленно. Но вот передо мной дорога,
Пропахший плотью холм вселенной.


Рецензии
Даже при наличии натуры и модели художник пишет как бы внутренней рукой, вспомнился Комиссар Жюф из "Фантомаса". Как проекция третьего, внутреннего взгляда — талант интерпретаций всего. У Босха эта тенденция перегружена именно этим экзистенциальным внутренним видением. И по повторяемости сюжета видно, что он живет на грани противоречий между светом и тьмой, в понимании социума как современников и религии, как свода ограничений их свобод. Хотя его картины корнями уходят в сюжеты религиозные, мне кажется, они очень светские. И еще. В них есть какая-то женская сильная доминанта с одной стороны и ее отрицание с другой. Это выражено в форме изображения женских фигур, зачастую чаще всего оголенных. Автор раздевает женщин, делая их не соблазнительными, а голыми и беззащитными.
Кажется в этом какой-то внутренний конфликт художника, как автора картин и автора жизни. Обида, вылившаяся в красках. В стихотворении два маркера, немного совпадающие с этим моим дилетантским взглядом. Анафора "я" и удивительное непротивление света и тьмы — "Я был не светом и не тьмою". Выход за рамки волновой теории организации жизни не спасает от тлена. Финальное превращение дороги в холм, не только игра геометрий, но и конфронтация желания и возможностей, где все дороги ведут к холму, хотя внутри еще не погашен свет. Иногда мысли об этом болезненнее видимых свершений конечного пункта личного времени. На вселенском холме.
Искусствоведы пытались открыть причину притягательности его картин, почти гипнабельных. Мне кажется, ответ очень простой и на поверхности - глубина его личного одиночества, уровня, гораздо глубже земных проекций. А чужое одиночество - сладостно.

Кшесинская Деметра   11.03.2023 13:34     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Деметра! Очень интересные мысли.

Павел 11   12.03.2023 14:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.