Поэтика и политика

Все же, как ни крути, а приходится признать, что степень приближенности поэта к властям предержащим оказывает решающее воздействие на его судьбу! И это крайне печально... Например, смерть великого французского символиста Стефана Малларме абсолютно никто не заметил: его угораздило умереть в тот же самый день, когда сумасшедший анархист зарезал на швейцарской улице императрицу Елизавету Австрийскую. Разумеется, все газеты пестрели некрологами по царственной особе: кто же вспомнит этого странного парижского экспериментатора, совершившего одну из наиболее значимых революций в мировой поэтике?.. Поскольку ж убийца оказался итальянцем, вперёд тут же выдвинулись его земляки Кардуччи и д'Аннунцио, посвятившие памяти известной меценатки свои поэмы и тем самым выполнившие определённую политическую миссию по смягчению гипотетического венского гнева в отношении итальянцев... Тонкое придворное чутье, умение схватывать насущную тему! Или вот, допустим, Генриха Гейне покойная Елизавета обожала: зачитывалась им ещё в детстве, поскольку родилась в Баварии, и возрождение фольклорной традиции в немецкой поэзии пролилось бальзамом на ее сердце. Автору поэмы "Германия. Зимняя сказка" императрица установила памятник у себя во дворце, на острове Корфу. А все потому, что Гейне вписался в историко-политический вираж: во-первых, он был символом либерализма в немецкой поэзии; во-вторых, как я уже сказал, потрафил национальной гордости... Да и д'Аннунцио оказался парень не промах: при Муссолини так вообще достиг вершин политического Олимпа! Не буду на сей раз вспоминать ни Евтушенко с влодовским текстом "Бабьего Яра", ни Демьяна Быкова с Дмитрием Бедным, приверженных и оппозиционных к трону ровно настолько, насколько им это необходимо для успешной литературной карьеры... Тьфу! Что-то у меня с утра язык заплетается, поеду-ка я на своём такси бомбить пассажиров.

2018 г.


Рецензии