Стартовый капитал

Всем известно, что в бизнесе важен стартовый капитал: все об этом говорят открыто, никто не стесняется. Отчего же в искусстве по отношению к этой очевидной правде развилась ложная стыдливость? Переехав в Москву, я обратил внимание, что со мной в Литинституте учится довольно много детей и внуков известных писателей. Те из них, кто не выбрал своей стезей творчество, в основном преуспели: стали известными радиожурналистами, владельцами арт-галерей, редакторами в процветающих изданиях. Но и в творчестве этой категории повезло больше, нежели их безродным однокурсникам из общаги на Добролюбова: многие "вошли в обойму", достигли известности, некоторые сегодня даже признаны классиками. Какую роль сыграло в этом наличие московской квартиры, дачи, где можно было организовать посиделки, чтение по кругу, богемную пьянку, завести полезные связи и укрепить старые, лелеемые ещё со школьной скамьи? Абсолютно решающую роль! Даже самые талантливые из провинциалов (если, конечно, они не продались режиму и не превратились во всеобщее посмешище) сгинули в безвестности, зачахли в эмиграции, или у себя на родине: прежде это называлось лагерной пылью, как обозначим теперь? Продукт имперского распада? Справедливости в искусстве не существует, пора заявить об этом во всеуслышание. Даже здесь, в эмиграции, значение по-прежнему имеет не твой талант, а твоя зарплата: можешь ли ты позволить себе купить большой дом, пригодный для презентаций с последующими щедрыми возлияниями, издавать свой собственный журнал для продвижения своей графомании... Перемена места жительства ничего не решила: в этом мире побеждает ничтожество и корыстолюбие, мафиозность и интриганство, непотизм и протекционизм. Русская литература, поэзия, больны неизлечимо, так же как и вся русская цивилизация. Вот почему властителями дум становятся ерники, матерщинники и псевдо-лирические пустобрехи из голых королей, сумевшие присосаться к чужому "стартовому капиталу" путем целенаправленного облизывания знаменитостей.

2018 г.


Рецензии