Стихи по картинам в одном файле

1. «Весна» (Аркадий Пластов 1954 г.)

...Кусочек русского двора
согретый баней и весною,
соломы терпкий аромат -
рассыпанный перед парною...

Тут мать, с распущенной косой -
Венера северных селений,
а краски самый звонкий слой
покрыл склоненные колени -

перед девчушкой -лет пяти-
(губа закушена смешливо).
Ей редкий снег на нос летит,
а руки мамы терпеливы:

косынку ловко в узелок
и день весенний и строптивый…
Любви и неги мама впрок
за зиму долгую скопила.

Галош разбросанных пятно
и таз с замученною стиркой…
 …От ног босых её светло,
от голых плеч легко и зыбко.

 Художник отметает стыд
 за рамы схваченной картины -
он рисовал весенний вид
 и тела нежного мотивы.
2. «У омута» (Исаак Левитан 1892г.)

Мутнее тёмных вод стоит
в себя ушедший лес.
Как бородач, глухой старик
под тяжестью небес.

Он отражаться не спешит -
не покоробит гладь.
В такой убийственной тиши
лишь горя можно ждать.

Рассвет лизнет картинный мрак:
Чу! Туча расступись!
Зеркалит мягкий свет овраг
послушно глядя ввысь.

Теснятся бревна у моста,
как пальцы в кулаке.
Круглы, такие б для креста
сгодились, может где…

Картины неподъемна грусть -
быстрей стареет холст…
Как неулыбчива ты Русь,
как неустойчив мост!






3. «Осенний день. Сокольники» (Исаак Левитан 1879 г.) 

Простывший воздух вдоль аллей
разносит осень,
как чих, а значит всем болеть -
и нам, и соснам.

Горчит, вплавляясь в горизонт,
и рвёт, и рвётся.
Всем нужен шарф, и нужен зонт,
и капля солнца.

Юна у девушки печаль,
легка некстати…
Мутнеет небо, стынет даль,
чернеет платье.

Так одиноко на ветру -
в пустой аллее,
не может осень обмануть!
Нельзя теплее…

4. «Сентябрьский снег» (И. Э. Грабарь 1903 г.)

Колонны вверх тянулись четким строем -
согласно архитекторской задумке.
Шеренга с точным ритмом и рисунком
террасу охраняла видом строгим.

Их с ритма сбило мягким, белым снегом,
как из-за такта, выпавшим на сутки,
сентябрь шутил, но только доля шутки
в безвременье проскальзывала этом.

Пылали желтым, плавились деревья
на дальнем плане, можно и обжечься!
Как будто на свои худые плечи
взвалили воз сентябрьских сомнений.

Как правильны, как правы были летом,
колонны, охранявшие террасу.
Их пошатнул упавший наспех, сразу!
Внезапный снег. Как слово у поэта.

5. «Видение отроку Варфоломею» (Михаил Нестеров 1889 -1890)

Случается осень по Божьей воле.
Тропинка ныряет: деревня, поле...
И тихо до церкви приводит – вот, же!
Тут все для тебя, о тебе -
Боже...
Березка тонка, худощав отрок.
Синеют вдали купола робко.
Природа легка, удивлённа, покорна,
и схимник молитву читает с поклоном.
А мальчик молитве внимает послушно,
слегка отвлекаясь на нимба воздушность.
Как цыкнет кузнечик - улыбка пронзает:
он знает!
Он все обо мне уже знает!

Разносит молитву блуждающий ветер.
Расслышишь  слова на земле
и на небе.

6.  «Зимний вечер» (Николай Крымов 1919 г.)

День переломлен. На закате
искрится снежное село.
Лошадки сено к дому катят,
а дом по крышу замело.

В селе торжественно и тихо,
в морозном воздухе - покой.
Церквушка в небо острым пиком
воткнулась прямо под звездой.

Темнеет лес храня печали.
В домах горит неяркий свет.
Лес деревянными плечами
деревню бережет от бед.

Заснула до поры речушка,
притихло воронье и ждёт
весну, когда, вдруг, непослушно
река сломает синий лёд…

И жмутся ветхие домишки
к друг другу спины прислонив,
делясь теплом, уютом, крышей,
пусть им и холодно самим.

Чуть наклонясь, скрипя дверями,
дома рассматривают снег:
Так много снега! до окраин!
С избытком снега есть для всех!

Ни лай собак, ни вой метелей -
не потревожат зимний день.
Ах, только люди бы успели
дойти скорее до дверей...

7.  «Богоматерь Умиление злых сердец» (Кузьма Петрова-Водкин 1914-15 гг.)

Мала картина, красок слой - но суть огромна,
смягчить жестокие сердца у вероломных.
Жжет ярко-красным полотно - на фоне синем,
нам предстоит Она одна, одна - без Сына.

Склонила голову печаль – придите сами!
Любую боль Мать отведет от вас руками.
В ладонях, вскинутых наверх, такая сила!
За всех уставших от обид упросит Сына.

Так долгим взглядом карих глаз упрется в душу,
как будто каждый, кто глядит, ей лично нужен.
Бездонна матери любовь - мала картина.
Всем крест поможет донести,
не может - Сыну.

8. «Косцы» (Григорий Мясоедов 1887 г.)

Небо топчется на месте -
жатва жаркая идёт.
В небе - птицы черный крестик.
В поле - пашенный народ.

Так звенит коса литая!
(Звоном вспарывая холст)
Из колосьев вырастают -
мужики во весь свой рост.

Ловко спорится работа -
дорог каждый колосок!
Ишь! косит вполоборота
синим глазом василек.

Ровной поступью шагают -
и качает рожь волной.
Заливает Русь до края -
потом, радостью, страдой.

 9. «Корабельная роща» (Иван Шишкин 1898г.)

Плескалось солнце в ручейке, тонуло в иле,
Шагали сосны вглубь холста и уходили,
Металось эхо между сосен, хохотало -
Верхушкам места на картине не хватало!

Струился свет по обгоревшим грубым веткам -
И ёлкам колким, молодым, досталось света.
А ломкий мостик побежал вперед и замер:
Среди реки лежал и думу думал камень.

Горячий воздух огибал стволы деревьев…

И долго длилось, сотни лет, одно мгновенье:
В нем корабельной рощи день наполнен снами –
Как уходили сосны вдаль под парусами.

10. «Анна Ахматова» (Натан Альтман 1889-90гг.)

Тонкая фигура в платье синем -
Желтый шарф змеится - щекоча,
Анна, замерев, картинно стынет
Не вставая зрителей встречать.

Взгляд уставший, смотрит жестче, резче
Линий ломких, хаоса мазков.
И ложится инеем на плечи
Тень от ненаписанных стихов.

Приземлилась на коленках острых
Белой птицей - белая рука.
До чего в картине спертый воздух!
Будто бы сто лет без сквозняка.

Профиль угловат и узнаваем -
Быстрые, колючие штрихи.
Так с портрета молча смотрит Анна -
Как в молчаньи пишутся стихи.

11. «Смолянки» (Дмитрий Левицкий 1773 г.)

На фоне нарисованного леса
две девочки разыгрывают пьесу.
Одна в тяжелом платье пастуха,
(с картины хочет, кажется, удрать).
Другая - в тонком кружеве пастушки -
(она той первой видится послушней).
В их лицах столько солнечного детства,
невинного смешливого кокетства!
Играют пастораль на темной сцене.
Но ускользает мрак, и рвутся тени.

...Фарфоровые куклы на рояле
застыли в отношеньях идеальных.
Лукавства нет в их выверенных позах -
с душой играют девочки!
Во взрослых.

12. «Грачи прилетели» (Алексей Саврасов 1871 г.)

Весна была - март подгорелый -
снег, как тетрадный лист в огне.
Весна грачам в глаза глядела -
грачи вещали о весне.

Осев на крученых березах,
закончив путь издалека,
без отдыха трудились в гнездах -
в дому без стен и потолка.

Над ними небо расступилось -
у непогоды выходной.
Росли церквушки, им на вырост -
простора русского с лихвой.

Был воздух радостью напоен -
что скоро сбудется, уже?
Под звук далеких колоколен,
весны бесхитростный сюжет.


13.  «Над городом» (Марк Шагал 1918 г.)

Висишь себе над городом, над садом,
над частоколом кривенькой ограды,
над вечно зеленеющим козлом…
Под крылышком, под сердцем, под ребром.

Летишь с любимым без часов и карты -
достаточно, что вы вдвоем крылаты.
И остроносой туфелькой в пыли
царапнешь бок оставленной земли.

Безвременье, подколотое к небу,
с изнанки быль, снаружи скажут – небыль.
…На город выпал прошлогодний сон -
о том, как мы летали - я и он…

14. «Над вечным покоем» ( Исаак Левитан 1894 г.)

Ты слышишь? Густеют, вращаясь тучи,
небес неспешные жернова.
Церквушка сползает с горбатой кручи,
но лет полста уже, как жива.

Ты видишь? Как синее расплескалось
тоской глубокой - от сих, до сих!
Земли - ладошка, пригоршня, малость -
и пять, шумящих над ней, осин.

Ты помнишь? Травой зарастает тропка…
(Вела до церкви, и, вот те на!)
Шагает неслышно одна и только
по ней тяжелая тишина.

Ты знаешь? Зачем над водой нависает
крестов могильных нестройный ряд?
Как будто здесь не живут - воскресают -
и долго в небе потом парят.

15. Голубые Танцовщицы» (Эдвард Дега 1897 г.)

Плечи. Нежность. Кисти. Шеи.
Гомон. Женственность. Движенье.
Трепет. Пластика. Балет.
Миг. Пастель. Игра и свет.
Легкость. Кружево. Пуанты.
Грация. Корсет.  Воланы.
Сердце. Декольте. Легка.
Танец. Девушки. Дега.

16. «Неизвестная» (Иван Крамской 1883 г.)

Так смотришь ты надменно, свысока!
Что стынет воздух - без того морозный,
и Петербург предутренний, беззвездный,
не узнает в лицо тебя пока.

С прямой спиной, чуть набок голова,
одета - высший класс парижской моды.
Со всех сторон сквозь годы: «кто ты - кто ты»?
Решает безутешная молва.

Без имени, без дома, без судьбы -
ты незнакомка, фея, нимфа, тайна.
О, сколько их? попутчиков случайных -
твоей, о, неслучайной красоты.

Мужчин без счета ты свела с ума,
да, и сейчас их сводишь без усилий.
Но были ль те, кого сама любила,
спеша в карете в утренний туман?

17. «Лунная ночь над Днепром» (Архип Куинджи 1880 г.)

Пятак луны средь облаков надышанный -
подлунный мир - уснувший до утра.
И смотрят хаты из-под крыш притихшие,
как ночь скользит над зеркалом Днепра.

Кино идет – в нем сновиденья шепчутся,
что на земле есть воля и покой.
Но все на свете, все же, перемелется
на мельнице, парящей над рекой.

Речная гладь до поворота сморщится,
а даль черна (зачеркнуто) - ясна.
Расплескивает свет над тонкой кожицей
ночного мира - спелая луна.

18. «Березовая роща» (Исаак Левитан 1886-89 гг.)

В летний полдень шумно в прозрачной роще -
шелестят березы густой листвой.
Как девчонки в солнце тела полощут -
окунаясь, прыгают с головой.

Там раскинув руки – лелеют лето,
подставляя каждый живой листок.
Там слетают блики с зеленых веток
и искрятся снова у белых ног.

Там в веселом щебете слышишь слово -
никогда не выйдет у слова срок.
Среди пОлдня жаркого, кружевного,
ветерком на ушко окликнет Бог.

19. «Тяга» ( Исаак Левитан 1899 г.)

Понимаешь, что осень сто раз права,
обнаружив себя в тишине.
Тонким краем над лесом висит синева -
только птицы прощаются с ней.

Спит урывками ночь на макушках босых -
кровь густая конца октября.
Привыкаешь к осенним просторам простым,
наточив словно лезвие - взгляд.

И почувствуешь остро, что это с тобой.
Убаюкаешь лето в груди.
В ненадолго оставшийся свет голубой
всех осмелишься птиц отпустить.

20. «Серый день» (Апполлинарий Васнецов 1883 г.

Не зарастай тропинка до поры!
Пока твой луг расколот на две части-
на двух деревьев схожие миры -
на «до» и «после», на беду и счастье.

Не зарастай, иди себе, иди.
Уверенно начавшись в середине.
Твой человек застрял на полпути -
веди его сквозь поле и картину.

Не зарастай, пусть птица с высоты -
разглядывает тщетность твоих линий.
Твой тонкий шов, как безвременья стык,
среди просторов, вскормленных полынью.

Не зарастай, не тронь ориентир!
Тропа, стезя, протоптанная веха.
Пускай стремятся все дороги в Рим -
к себе веди родного человека.

21. «Зубовский бульвар зимою» (Василий Суриков 1886г.)

На Зубовском бульваре, будто сыч,
сидишь в пальто - на щупленькой скамейке.
По- стариковски, щурясь, вдаль глядишь,
как жизнь прошла перед глазами - мельком.

Зажатый в тесном воздухе зимы,   
среди шеренги парковых деревьев,
в тылу не бывшей (будущей?) весны.
Зачем- то вдаль, глаза сухие, вперив.

Была ли жизнь, и, что, если не жизнь? 
Ты проводник тиши заупокойной -
заметишь, это день под вечер скис,
отяжелел, как стих от рифм глагольных.

Костлявыми руками машет сквер.
Пустое все. Не встать, расправив плечи.
Вздохнешь, мол: «a la guerre comme a la guerre».
В сухом остатке: Ты. Зима. И вечер.

22. «Спящая женщина в синем платье» (Константин Сомов 1903 г.)

В шелках подушек - в углу диванчика,
когда не принято - на закате -
от завитушек, до тонких пальчиков,
спала и видела сон десятый.

Как будто в море попала синее -
и на минуточку - укачало.
Уснула с чьим-то любимым именем,
о ком тайком, каждый день, мечтала.

Во сне румянились щеки девичьи.
(Ей снились бойкие херувимы…)
Она с улыбкой спала до вечера -
и представляла себя любимой.

23. «Февральская лазурь» (Игорь Грабарь 1904 г.)

Февраль умыт, как новобрачный,
сквозь ветви льет лазурный свет.
Сложнее кажется задача -
решить какого цвета снег?

Березы - бойкие девицы -
весну встречают в вышине.
Но он не верит, не случится.
(Фома неверующий – снег.)

Гуляют тени от берёзы,
повсюду слышен щебет, смех?
Искрится, ставший несерьезным,
суровый в прошлом, зимний снег.

Вдыхая воздуха хрустальность,
глядит на небо снизу вверх.
От солнца щурясь, видит радость -
февральский разноцветный снег.

24. «Окно с фиалками» (Станислав Жуковский 1931 г.)

Жизнь в квадратное окно
утекает беспечально.
Небо – кверху синим дном-
тучки малые качает.

Попадают счастье, свет -
в сети старого забора.
Тянет шеи к синеве –
подоконничная флора.

У фиалок цепкий взгляд!
За окном теплом согрета -
улыбается земля
за мгновение до лета.

Накатившую слезу
сдержит стойкий подоконник.
Он бескрайнюю весну –
крепко держит на ладони...

25. «Осень. Веранда» (Станислав Жуковский 1911г.)

Не придут сегодня гости,
их никто не ждал, не надо.
Только ветер листья носит
на осеннюю веранду.

На скамейках белых пусто.
Белый стол, как при параде.
Взвесь едва заметной грусти
на сияющей веранде.

Желтый греющий букетик.
Желтый лес, бегущий рядом.
Торжество в слепящем свете,
заливающим веранду.

А о том, что будет после -
беспокоиться не надо!
Все секреты делит осень
с остывающей верандой.

26. «Одуванчики» (Исаак Левитан 1889 г.)

Какое чудо, стоят и дышат!
Не знают, что ли, что срок их вышел?
В прозрачных, к небу летящих нимбах -
стремятся к свету - на шеях длинных.

Теснятся в вазе, торопят время,
и головами бесстрашно вертят.
Они расскажут о скором лете.
(Небрежно собранные в букетик…)
      
Но!

На дне у глиняной старой вазы,
там, где не видно чужому глазу,
холодной тьмы опасаясь немножко -
они к себе поджимают ножки.

27. «Завтрак Гребцов» (Пьер Ренуар 1880-81 гг.)

…Завтрак беспечный.
Гуляет Сена -
не покидая своих берегов.
Льется горячее лето по венам,
искрится на лицах юных гребцов…

Желтеют шляпки. Гудит веранда.
Вино в бокалах - вино в речах.
Цепляют тайно кокотки взглядом
стальные мускулы на плечах.

Мужчины дерзки, жеманны дамы.
Не будет завтрак закончен в срок.
И на руках не сидит, вертлявый,
неугомонный такой щенок…

Во всем полуденное затишье.
Колышет лодки едва- едва...
Замолкнет Сена и, вдруг, услышит -
на ветер брошенные слова.
28. «Сумерки» (Николай Дубовский 1897 г.)

Выпадают сумерки крупной солью,
после сном забудется хуторок.
До утра шумит по всему раздолью -
трав несжатых ветреный шепоток.

Завершится скоро вечерний выпас,
а до дома близко ли, далеко…
…Это божий промысел, божья милость -
разнотравья сладкое молоко.

Сколько смотришь - глазу не наглядеться:
на вечерний отблеск покатых крыш,
на березок худенькое соседство,
на полей бескрайних - седую тишь.

И жуют коровы неспешно вечность,
только рябь колышет остывший луг.
А в хозяйке дышит такая нежность,
что нельзя ни вымолвить, ни вспугнуть.

29. «Две женщины, бегущие по пляжу» (Пабло Пикассо 1922 г.)

вы бегите девочки вы-бе-ги
вдоль черты соленой под облаками
раскрутите землю пойдут круги
наступая босо на пыль и камни
отнимите плачущих от груди
пусть попутным ветром иссушит кожу
а от жажды только глоток любви
да и он проверено не поможет
сарафаны белые паруса
наготы открывшейся невесомость
и волна в распущенных волосах
набирает ужас какую скорость
 
вы бегите девочки вы-бе-ги
раскрывая руки как крылья к свету
пусть беспечны ваши летят шаги
и от них кружится быстрей планета

30. «Озеро Комо» (Исаак Левитан 1895 г.)

Смотрят лодки в любимые окна,
отражаются волны в окне.
Мир из синего будто бы соткан -
небоозеро, озероне…

Все друг другу столетья знакомы:
дом и лодка, пространство и Бог.
…Над поверхностью озера Комо
чуть заметный сквозит холодок.

Лодки будто цепные собаки
сторожат синевы полотно,
чтобы светом предутренним мягким
от любви распахнулось окно.



31. «Мокрая терраса» (Александр Герасимов 1935 г.)

Не спросившись, входит, не взяв ключей,
летний дождь расплакавшийся, ничей. 
Бродит по террасе туда - сюда.
Разве это слёзы? Водой – вода.

Беспокойных капель сердечный стук,
расплескалось небо внутри, вокруг.
Разве это дождик? Девятый вал!
Был бы здесь художник - нарисовал.

Как в стеклянной вазе цветок дрожит,
как в саду проснулась и льется жизнь,
как стекает с лавки вода и свет.
Кто сказал когда-то, что счастья нет?

Шаг боится сделать дубовый стол,
На зеркальный, свеженамытый пол.
Разве это страхи? Смеется блик.
Дождь уходит ветрено, по-англи…

32. «Яблоки на снегу» (Василий Курицын 2005г.)

Выходил художник смотреть на снег,
по карманам кисточки рассовав.
Голову склонял, протирал пенсне,
и, как зачарованный, рисовал.

Отошел подальше – ну, вот, те на!
Ни снежинки бледной, ни льда реки…
Кроет холст нещадная белизна –
зеленеет яблоко вопреки.

Допоздна трудился и спать не лёг,
солнце поднималось на новый круг…
Таял, отступая, январский лёд –
созревали яблоки на снегу.

33. «Вязание» (Анна Силивончик)

Распускается лучик пуховый -
я вяжу для тебя, для себя:
шапку снега, забытое слово,
снов туманных меланжевый ряд.

Песни лета вплетаются тесно,
не разжалобить ласковых птиц!
Вдаль глядит шерстяной буревестник
и слетает с порхающих спиц.

Я дорогу вяжу электричке -
покрывало от боли и бед.
И белеет на поле косичкой
твой петляющий, тающий след.

34. «Стакан вина и лодка» (Сальвадор Дали 1956 г.)

Картина изнутри подсвечена
холодной тающей волной.
Качает лодка сны предвечные
и тянет небо за собой.

Нет берегов – одно безмолвие -
предвосхищение тоски.
Вдали, должно быть, сети полные
из моря тащат рыбаки.

Стакан вина бордов и сладостен,
щекочет луч его бока.
Я дожила бы здесь до старости -
в картине с видом на закат.


Рецензии
С большим удовольствием прогулялась по Вашей галерее, Анна! Очень понравилась!
От всей души желаю всех благ!
С уважением к Вам и Вашему таланту,

Светлана Шемякина   18.05.2021 11:24     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.