Хорошо ль тебе...

Хорошо ль тебе по сычовски жить:
Ни иметь гнезда... Так ли ладно-то?
Не тревожить вовсе ничем души,
И не ведать запаха ладана?
А рожон и тот стал кривлякою...
Серый день, да ночь непроглядная
Примут крик и стон одинаково.
С безразличной скукой прохладною.

Коль душа доселе жива в тебе,
Так позволь ей петь... что ж ты идолом
Столько лет по жизни бродил-скорбел?
Слёз не считано время выдало...
Может иволга пропоёт её,
Песню ту, что кроется в глубине?
Брось наряд сыча в ближний водоём...
Да оставь его дотлевать на дне.

29.05.2019

Анализ стихотворения
Тема стихотворения — духовное пробуждение человека, освобождение от оков уныния и безверия. Автор размышляет о выборе между жизнью «по-сычовски» (пассивной, замкнутой) и полноценной жизнью с открытой душой.
Основная идея заключается в призыве к духовному возрождению. Поэт утверждает, что лучше жить полной жизнью, испытывая чувства и эмоции, чем существовать в безразличии и равнодушии.
Композиция стихотворения делится на две части:
Первая часть — описание жизни «по-сычовски», её недостатков
Вторая часть — призыв к изменению, к пробуждению души
Художественные средства:
Эпитеты: «серый день», «непроглядная ночь», «безразличная скука»
Метафоры: «наряд сыча», «песня в глубине»
Олицетворение: «примут крик и стон» (о дне и ночи)
Символизм: сыч как символ уныния, иволга как символ радости
Образная система построена на противопоставлениях:
Жизнь сыча vs. полная жизнь
Безразличие vs. душевная открытость
Тьма vs. свет
Ритмика и рифма создают напряжённое звучание, соответствующее философскому содержанию. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой.
Эмоциональный пафос произведения — призыв к изменению, к духовному возрождению. Автор использует вопросительные конструкции, усиливающие драматизм и побуждающие к размышлению.
Стихотворение представляет собой глубокое философское размышление о смысле жизни и выборе духовного пути.


Рецензии