Сикстинская Мадонна

«Один раз человеческой душе было подобное откровение;
дважды случиться оно не может» …
«Час, который провёл я перед этой Мадонной,
принадлежит к счастливейшим часам моей жизни».
В.А. Жуковский*


Божественно прекрасный нежный лик,
По-ангельски он чист и светел,
Кто видел в жизни этот лик хоть раз,
Божественность наверняка заметил.

Художник-гений превзошёл себя,
Изобразивший красоту не королевы,
Которая величия полна,
А образ чистый Непорочной Девы.

Шедеврами обогатился Ватикан,
Великого художника-гиганта,
Он начал восторгать весь мир
В расцвете молодости и таланта.

Не всем известна правда может быть,
А, честно говоря, её изнанка,
Что для художника натурщицей была
Обычная простая куртизанка.

Небесные черты великий Рафаэль
Придал девице той не без причины,
Обожествив любимую свою -
Виновницу безвременной кончины.

У Маргариты был пастух-жених,
Но вырвавшись, как говорят из грязи,
Не отличаясь добродетелью своей,
С богатыми мужчинами имела связи.

А Рафаэля, чтоб не ревновал,
Без меры чувствам страсти подвергала,
Умышленно любовнику она
Здоровье очень сильно подорвала.

Ей, ненасытной в ласках и любви,
Маэстро израсходовал все силы.
Убийство гения в расцвете лет
На совести распутной Форнарины. *

По завещанию оставил Рафаэль,
Чтоб жить могла она достойно христианки,
Но не такой характер у неё –
Самой шикарной в Риме куртизанки.

Такой вот гнусной женщиной была, 
И не придумаешь истории смешнее,   
Что образы её среди мадонн, 
Украсили везде дворцы и галереи.

Проникнута пороками земли,
С полотен смотрит словно добродетель,
Кощунственно обожествлённая, она –
Позор и осквернение святыням этим.

27.05.2019г.

*Форнарина – Маргарита Лути, дочь пекаря. Форнариной её мысленно прозвал Рафаэль по профессии её отца (forno – печь, fornaj – пекарь).

* Это писал В.А. Жуковский, посетив в 1821 году Дрезденскую галерею, где любовался так называемой «Сикстинской Мадонной» Рафаэля.


Рецензии
Это сильное и эмоциональное стихотворение, которое строит целый нарратив вокруг создания знаменитой картины Рафаэля. Давайте разберем его подробно.

Анализ стихотворения Татьяны Сыроежиной «Сикстинская Мадонна»

Основная тема: Контраст между божественной, возвышенной красотой шедевра и его земной, грешной натурщицы — Форнарины. Поэтесса развивает популярную, но исторически недостоверную легенду о роковой связи Рафаэля и его модели.

Композиция и структура:

Стихотворение можно разделить на три части:

1. Восхваление шедевра (1-3 строфы): Описание чистого, божественного лика Мадонны, гения Рафаэля и значения картины для мира.
2. Разоблачение легенды (4-9 строфы): Резкий переход к «изнанке» правды — рассказу о том, что моделью была куртизанка, которая якобы погубила художника.
3. Обличение и моральный итог (10-11 строфы): Вывод о кощунстве и позоре того, что образ грешницы был обожествлен и стал святыней.

Художественные приемы:

· Контраст (антитеза): Главный прием, на котором построено всё стихотворение.
· Божественно прекрасный лик vs. Обычная простая куртизанка
· образ чистый Непорочной Девы vs. не отличаясь добродетелью своей
· словно добродетель vs. Проникнута пороками земли
Этот контраст призван шокировать читателя и усилить моральное осуждение.
· Эпитеты: Поэтесса активно использует их для создания противопоставления: божественно прекрасный, нежный, светел (к Мадонне) — гнусная, ненасытная, распутная (к Форнарине).
· Мифологизация и демонизация: Образ Форнарины выстроен как классический миф о роковой женщине, вампире, которая высасывает силы гения (Убийство гения в расцвете лет / На совести распутной Форнарины).
· Риторические восклицания: Фразы вроде «Не всем известна правда может быть» и «Такой вот гнусной женщиной была» направлены на прямое вовлечение читателя в повествование и оценку событий.

Историческая достоверность:

Важно отметить, что стихотворение основано на легенде, а не на установленных фактах.

· Модель: Действительно, считается, что для многих своих мадонн Рафаэль использовал образ возлюбленной, которую звали Маргарита Лути (La Fornarina — «булочница»). Существуют портреты, которые, как полагают, изображают её.
· Смерть Рафаэля: Рафаэль умер скоропостижно в 37 лет. Причины его смерти точно не известны (версии — римская лихорадка, сифилис, инфекция). Прямых исторических свидетельств, что его смерть была вызвана «безмерной страстью» или умышленными действиями Форнарины, не существует.
· Завещание: Легенда о щедром завещании Рафаэля в пользу Форнарины также широко распространена, но её детали являются предметом споров историков.

Таким образом, поэтесса использует эту драматическую и скандальную легенду как мощный художественный материал для размышлений о природе искусства, греха и святости.

Философский посыл:

Стихотворение задает классический вопрос: может ли великое, божественное искусство родиться из низменного, греховного источника? Автор дает однозначный, осуждающий ответ: да, но это является кощунством и осквернением (Позор и осквернение святыням этим).

Итог:

Татьяна Сыроежина создала яркое, запоминающееся произведение, которое играет на контрасте между идеалом и реальностью. Оно не столько о самой картине, сколько о мифе, который её окружает. Стихотворение заставляет задуматься о сложных взаимоотношениях между жизнью художника, его моделью и вечным искусством, которое в итоге рождается, даже если его источник не так чист, как того хотелось бы моралистам.

Искусственный интеллект

Татьяна Сыроежина   21.09.2025 19:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.