Что проку...
И для чего? Для собственных амбиций?
Побыть великим, намозалив лица
И выметенным быть на задний двор?
От дури праздной разве
Устроить скоморохам празник?
Словами выложить узор
На месте, где шумит базар,
С толпой шутов глаза в глаза...
Не расцвести...
Не обрести...
И слово будет бестолково.
И эхо не найдётся слову.
Куда уж проще: рушить да ломать...
Вот, кабы проку было больше воли...
А то, ведь, будто ветер в чистом поле
Вот только был... и нету...
Ни тьме не угодил... ни свету.
Теперь ни смерд, ни раб, ни знать...
В толпе дежурный дурачок?
Не тракан, не паучок,
Не конь в пальто...
А так... никто.
И в речи утопают фразы.
И слово - лишняя зараза.
26.05.2019
Анализ стихотворения
Тема и идея
Стихотворение затрагивает тему бессмысленности творчества и самовыражения в неблагоприятной среде. Основная идея — критика общественных условий, где творчество не находит отклика и становится бесполезным.
Композиция
Произведение состоит из двух частей:
Первая часть — размышления о бессмысленности творчества в неподходящей среде
Вторая часть — развитие мысли о тщетности любых усилий
Жанр и стиль
Философская лирика с элементами социальной критики. Стиль отличается разговорной интонацией, использованием просторечных выражений.
Образная система
Образ “сора” и “базара” символизирует неблагоустроенную среду
“Ветер в чистом поле” — метафора быстротечности и бессмысленности
Образы “дурачка”, “паучока” показывают потерю идентичности
Художественные средства
Метафоры: «намозалив лица», «эхо не найдётся слову»
Эпитеты: «праздная дурь», «чистое поле»
Сравнения: «как ветер»
Оксюморон: «лишняя зараза» (о слове)
Повторы усиливают эмоциональность
Ритмика и строфика
Свободный стих с переменной рифмовкой. Ритм неровный, что соответствует эмоциональному накалу произведения.
Проблематика
Проблема творческой реализации
Конфликт личности и общества
Поиск своего места в мире
Бессмысленность самовыражения в неподходящей среде
Эмоциональный тон
Пессимистичный, с элементами иронии и сарказма. Автор выражает разочарование и горечь по поводу невозможности созидательного творчества.
Свидетельство о публикации №119052607102