Иосиф Бродский

Он родился 24 мая 1940 года. 4 июня 1972 года поэта Иосифа Бродского вынудили покинуть родину. В связи с этим он написал тогдашнему правителю Леониду Брежневу: "Мне горько уезжать из России. Я верю, что вернусь. Поэты всегда возврашаются - во плоти или на бумаге".

 В 47 лет он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Пятым по счёту из русских авторов.
 В моей библиотеке есть сборник его стихов “Назидание”, вышедший в свет в 1990 году. На обложке - эпизод получения этой премии: шведский король, пожимая руку Бродскому, вручает ему соответствующую атрибутику - медаль, денежный чек на крупную сумму. И всё это на фоне газетной статьи с крупным заголовком “Тунеядцу воздаётся должное”. А “тунеядец” улыбается, очевидно, вспоминая горькие страницы своей ленинградской истории. Тогда, в 1964 году, его привлекли к уголовной ответственности за тунеядство. Кстати, срок для исцеления от болезни тунеядства, проявлением которой судьи объявили сочинение стихов, определили в 5 лет. Тогда сильно клеймили гнилой капитализм за безработицу, и ревностно боролись за трудоустроенность граждан на поприще строительства “светлого будущего”, дабы трудящиеся не обленились. И юного поэта, стихоплётство которого сочли излишней блажью, трудоустроили в тюрьму. Бродскому повезло, что за него вступились Маршак, Ахматова и Шостакович. Таким образом, уже через год, в 1965 году он был досрочно освобождён, а в 1972 году выехал в США. На Россию он затаил такую обиду, что ни под каким соусом не хотел потом даже побывать на земле, где родился.  В Америке выходят его новые книги “Часть речи”, “Размером подлинника”, “Конец прекрасной эпохи”.

 Бродского следует причислить к христианским поэтам, хотя он не был связан с православием. В 24 года он впервые прочитал Библию, и она произвела на него самое сильное впечатление. Он сам говорил об этом: “Я понял, что метафизические горизонты, предлагаемые христианством, менее значительны, чем те, которые предлагаются индуизмом. Но я совершил выбор в сторону христианства”.
 Он часто вспоминал Осипа Мандельштама, который, несмотря на еврейское происхождение, был христианским поэтом.
 Библейские сюжеты и персонажи в сочинениях Бродского фигурируют постоянно и часто. Две его вещи посвящены этому полностью: ветхозаветный “Исаак и Авраам” и новозаветное “Сретенье”. Но один из его сборников называется “Рождественские стихи”. Дело в том, что у Бродского есть  около 20 стихотворений на эту тему.

 Он был благодарным человеком, никогда не забывал людей, заступившихся за него и вызволивших из-за тюремной решётки.
 И, конечно, он никак не мог остаться неблагодарным по отношению к Богочеловеку, Который принял смерть за него. И он считал своим долгом в день Рождества сесть за письменный стол и поздравить с Днём Рождения не только своих друзей, а, пожалуй, в первую очередь этого Богочеловека. И это он делал ежегодно. Какой пример для всех нас! Впрочем, первое рождественское стихотворение он написал в том 1962 году, когда его вызволили из тюрьмы.
 Из двух категорий бытия он больше интересовался временем, нежели пространством. И он считал Рождество универсальной точкой отсчёта новой человеческой цивилизации.

 Известно, что у Пастернака тоже есть цикл рождественских стихов. Но если у него больше действует центробежная сила, и радиус всё время расширяется, от центральной фигуры Младенца, то у Бродского - центростремительная христоцентричность.
 Иосиф Бродский предпочитал западный рационализм восточному мистицизму православия. Сам Бродский, склонный к Западу, в одном из интервью объявил себя протестантом и кальвинистом. В кальвинистской доктрине его привлекала ответственность человека перед самим собой за всё. Однако он не был категоричным в своих убеждениях и умозаключениях.
 В 1992 году в Москве была напечатана его книга с мощным названием “Бог сохраняет всё”
 Он страдал заболеванием сердца и в возрасте 56 лет скончался от острой сердечной недостаточности. Близко к сердцу он принимал всё, и поэтому сердце не вынесло этих перегрузок. Как у Лермонтова в стихотворении:

 Не вынесла душа поэта
 Позора мелочных обид...

 И хотя сам поэт был “убит” в дуэли со смертью, где исход очевиден, его творчество обречено на бессмертие. В стихотворении “Сретенье” он размышляет о времени в свете вечности, о смерти в аспекте бессмертия, обусловленного пришествием Христа. Вот что он пишет об умирающем Симеоне:

 Он шёл умирать. И не в уличный гул
 он, дверь отворивши руками, шагнул,
 но в глухонемые владения смерти.
 Он шёл по пространству, лишённому тверди,
 он слышал, что время утратило звук.
 И образ Младенца с сияньем вокруг.
 пушистого темени смертной тропою
 душа Симеона несла пред собою,
 как некий светильник, в ту чёрную тьму,
 в которой дотоле ещё никому
 дорогу ещё озарять не случалось.
 Светильник светил, и тропа расширялась.

 Тело Бродского похоронили в Венеции - согласно завещанию, а душа этого "тунеядца" предстала перед Богом, чтобы получить “должное” возмездие за труды.
 Ниже я привожу текст своего стихотворения, посвященного светлой памяти Иосифа Александровича Бродского. Кстати, один из моих сыновей тоже носит это имя.

 ТУНЕЯДЦУ ВОЗДАЁТСЯ ДОЛЖНОЕ
 (Памяти Иосифа Бродского)

 На обложке: получает Бродский
 премию и всё, что с ней положено.
 И газетный заголовок броский:
 “Тунеядцу воздаётся должное”.
 Да, его когда-то тунеядцем
 объявили за стихотворения.
 Вы, возможно, будете смеяться,
 но поэт в тюрьме был – в заключении.
 Только год, а должен был “пятёрку”...
 отсидеть за это поведение.
 Он, когда освободился, "дёрнул"
 из страны, где так бьют за безделие.
 Из страны, где это было самым
 невообразимым преступлением,
 что о Боге много написал он,
 но забыл в стихах прославить Ленина.
 И тогда – в связи с его отъездом –
 журналисты падали в истерику
 и хулили на партийных съездах
 эту безработную Америку.
 И его пугали: – Эх, Иосиф,
 ждёт тебя в “раю” том безработица.
 Он же, всё своё “богатство” бросив,
 верил в то, что Бог о нём заботится.
 Там, привыкнув к эмигрантской доле,
 он писал свои стихотворения,
 и, в конце концов, был удостоен
 за труды те Нобелевской премии.
 Кто-то из судей его подумал:
 "Много чести и довольно шума".
 Ни к чему подобная истерика.
 И зачем такою круглой суммой
 поощрять ленивого "бездельника"?
 Тунеядец всюду тунеядец.
 Но, наверно, хорошо устроился,
 коль в стране, где маловато пьяниц,
 отхватил столь крупное сокровище.
 Что такое деется  на свете?
 До чего же люди в мире дожили?
 Как контрастна та строка в газете:
 “Тунеядцу воздаётся должное”.


Рецензии