7. 1982 г. Ленинград-Керчь. Письма 2

ИСПОВЕДЬ. Книга 2, часть 1. Любить сильнее возможного. / Елена и Виталий Ивановы. – СПб.: Серебряная Нить, 2019. – 328 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3958/

Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/iwgx/

ФОТО в книге
___________________________________

7.1982 г. Ленинград – Керчь. Письма 2

26.07.82
Здравствуй Леночка!
Получила ли ты наконец мои письма? А денежный перевод? Его я послал телеграммой от 21-го числа. 2 первых письма послал на Главпочтамп (индекс 334500), остальные письма и перевод по индексу 334525.
Билет к тебе до Керчи буду брать на 13-е – 15-е августа. Приеду по-видимому один. Рванём куда-нибудь на Кавказ, например, в Пицунду.
Срочно шли свои точные координаты! Как до тебя добираться? Чувствую, что не просто. Что это за три пересадки? Как называется остановка? Куда идти?
Поеду поездом, видимо, до Керчи. Через 2-3 дня уже надо покупать билет (за 18 дней).
Возможно, 5-го августа поедем с Потоцким за грибами в Белоруссию, куда-то под Гомель. У него там родственники. Но это пока не точно. Оттуда в Ленинград – и сразу к тебе!
Не представляю пока, где взять денег. Напиши мне срочно, получишь ли ты там что-нибудь. Оплатят ли тебе обратную дорогу? Или расчёт будет в Ленинграде? От этого зависит, сколько мне занимать. (Не знаю у кого!). Сделаю всё возможное.
Как я тебе уже писал, Наташа Юденкова и Люда Немакина утверждают, что ты им о спирте ничего не говорила, и достать они его не могут. Так что больше туда не звоню.
Очень много работы. Марченко (наш зав. лаб.) сказал, что отчёт, который я ему сдал, возможно, оформят отдельной статьей.
В четверг был у Ольги Котовой на дне рождения. Немножко выпили и потанцевали.
В субботу ездил в Ромашки, побродил по старым местам, где мы с тобою встречались. Жалко, что не вдвоём, но мы ведь ещё съездим?! Грибов нет вообще, даже поганок. Зато поел земляники, черники, немножко привёз с собой, искупался в Вуоксе.
Вчера – в воскресенье, с Ириной ездили в Сестрорецк к Боре Довлатову. Он уже довольно быстро передвигается на костылях. Выглядит хорошо, спокоен и остроумен. Провели с ним весь день, обещали заехать ещё.
Только на обратной дороге – Ирина была уже, конечно, сильно пьяна – мы с ней немного поскандалили по поводу моего хронического безденежья. После того, как она за один день потратила рублей 50 (уж не помню на что) вместе со мной, она считает меня своим вечным должником. В чём я с ней не совсем согласен.
Вечером напишу ещё.
Целую. Люблю. Очень-очень! Скучаю! Хочу быть с тобой вместе.
Пиши мне. Жду твоих писем.
До встречи осталось немного.
Твой Виталька

Лена!
Адрес я писал 334525, до востребования Ивановой Е.В. «Ленинградская археологическая экспедиция» - не писал. Поэтому, может быть, тебе нужно съездить на почту самой, со своим паспортом. Другим письма могут не давать. И перевод тоже!
Ещё раз целую.
Виталик

P.S. Пиши мне сразу же. 4-го или 5-го августа я могу уехать.
__________________

26.07.82
Привет, Ленок!
Как и обещал, пишу тебе сегодня ещё один раз, вечером. 2 письма в день! Если бы ты их ещё получала!
Вечером позвонил Потоцкий. Договорились с ним точно. 5-го числа едем в Гомель, точнее, в какую-то деревушку под Гомелем. Там у него родственники. Замечательные грибные места и прекрасная рыбалка!
Завтра буду узнавать насчёт билетов. Это же по дороге к тебе! Попробую взять прямо до Керчи через Гомель. Сложность в том, что в Гомель нужно выезжать 5-го, а из него  в Керчь числа 15-го. Не знаю, есть ли у нас такой сервис.
Представляешь, как будет здорово, если там удастся немного подзаработать?
Как твои дела? Не забыла обо мне? Сегодня твоего письма не было. Я начинаю беспокоиться. Пиши!
Заезжал сегодня в железнодорожные кассы. От Ленинграда через Керчь идёт один поезд – на Новороссийск, по чётным дням - 365. Прибывает в 2.30, в пути 41 час. Т.е., если выезжать 14-го из Ленинграда, в Керчи я буду в 2.30 ночи 16-го.
Как поезда идут из Гомеля – не знаю.
Звонила Кисаржевская. Большой тебе от неё привет. Володю забрали на сборы. Она одна с малышом в 3-х комнатной квартире. Скучает. Приглашает в гости, может быть, на днях заеду.
Пиши почаще. Ты совсем не держишь своего обещания – каждый день по письму. Знал бы – не отпустил.
Ещё раз прошу: срочно присылай свои точные координаты! Как до тебя добираться от Керчи? 5-го числа я уезжаю. Твои письма доходят за 2-3 дня. Потом можно будет посылать письма в Гомель, видимо, на Главпочтамп. Если будет другой адрес, я тебе напишу.
Целую тебя, малыш!
Очень плохо засыпать одному, без тебя.
Очень скучаю по тебе.
Твой Виталька
__________________

26.07.82
Лена!
Никого не было у меня дороже тебя и не будет. Никогда не будет. Ты понимаешь! Никогда!
__________________

27.07.82
Здравствуй Лена!
Почему нет твоих писем? Нет уже целых три дня. Что случилось? Умер Панкратов? Ты же знаешь, как я волнуюсь. И насчёт Панкратова тоже.
Пиши немедленно! Высылай телеграмму!!
Мне кажется, тебе просто лень самой сходить на почту. Наверное, я напрасно не приписывал «Ленинградская археологическая экспедиция», поэтому мои письма и перевод не откладывали в общую кучку к вашей несчастной экспедиции, а клали в общем порядке, и тебе их надо ПОЛУЧИТЬ САМОЙ, имея при себе паспорт!
Напоминаю, что 2 письма я послал в Керчь на Главпочтамп, индекс 334500, а остальные штук 10 и перевод по индексу 334525, как ты мне посоветовала в своём единственном письме с обратным адресом. А может быть, тебе мои письма не очень-то и нужны? Складывается подобное впечатление.
Ты меня не обманываешь? Не дай бог. Ведь рано или поздно всё равно всё станет известно. Ещё одного Панкратова я не переживу. У меня и так осталось уже очень мало веры в женскую порядочность.
Где обещанные ежедневные письма? Ты отделываешься от меня какими-то писульками.
Выезжаем с Потоцким в Гомель 5-го августа. Билеты до Керчи придётся доставать там. Очень хочу быстрее к тебе. Как-то неспокойно.
На всякий случай, ведь ты об этом можешь просто не подумать, прошу, если ты по наивности предполагаешь провести наше путешествие по Кавказу втроём с Панкратовым или другим одиноким молодым человеком, напиши мне, пожалуйста, заранее и как можно быстрее в Ленинград или после 5-го в Гомель. Я отдохну тогда лучше вместе с Серёгой в Белоруссии или любом другом месте.
Это серьёзно. Да, надо тогда и заранее к нашей встрече покупать марки.
Очень надеюсь всё же встретиться в Керчи.
Виталик

P.S. Если с тобой что-нибудь случилось, если тебе плохо, немедленно присылай телеграмму – я сразу же приеду.
PP.S. Когда же наконец я получу твой подробный адрес?
Как бы ты не пряталась, всё равно найду!
PPP.S. Получил ещё одну повестку в Военкомат. На этот раз придётся пойти. Там стоит хороший штамп:
«ЗА НЕЯВКУ БУДЕТЕ ПРИВЛЕЧЕНЫ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ЗАКОНУ.»
Ты поедешь со мной на два года в армию?
Явка 30-го июля в 14.00. О результате напишу.
PPPP.S. Целую.
__________________

28.07.82
Здравствуй Леночка!
Только что заказал билеты на Гомель на 5-е августа. Отправление в 19.30. В Гомеле 6-го в 15.30. Так что со 2-го августа пиши мне в Гомель.
Ориентировочный адрес: 246000, БССР, г. Гомель, Главпочтамп, до востребования Иванову В.А.
Я-то уж лениться ходить на почту не буду.
Сегодня опять нет твоего письма! Уже четвёртый день! Что же случилось? Кажется, кожа у тебя не слезает, а наоборот, день за днём нарастает. Не превратись в слониху!
Очень хочу увидеть тебя с лопатой в руках или на грядке. Честно говоря, не могу себе такого представить.
Насчёт того, как выбраться, не беспокойся. Я тебя вывезу, самому бы только добраться.
Замечаешь: отвечаю подробно на твоё последнее письмо.
Чем же ты занимаешься? В свободное время? Где мои письма?
Гони прочь всех жеребцов, хватающих за ноги и наступающих мокрой ногой на живот. Подожди ещё немного, я сам скоро приеду!
Рад, что ты ходишь всё время в купальнике. Надеюсь, что не будешь снимать его и впредь (конечно, только до моего приезда!)
С погодой у нас последние дни совсем плохо – дожди и холод. Лето кончилось.
Как я тебе уже писал, твоё предложение брать отпуск с 17-го меня не устраивает. Беру с 6-го. Надеюсь выехать из Гомеля числа 14-го. Если не достану билет, поеду автостопом. Приеду прямо к тебе. Тебе никуда не нужно перемещаться. Хочу посмотреть, что ты там раскапываешь.
С деньгами плохо. Пока их просто нет. По всей видимости, придётся жить в августе от аванса до получки, которые я надеюсь получать там телеграфными переводами.
Что ты имеешь в виду под «А где остановимся? В палатке? Вдвоём не уйти!»? Втроём мы даже и не придём!
Лет 7 назад мы с Воронцовым Серёгой на юге жили в палатке и чудесно уходили куда угодно. Или ты хочешь, чтобы сторожил нашу палатку Панкратоф? Как я тебе уже неоднократно писал – не выйдет!
Настроение у меня тоже печальное, я бы даже сказал отвратительное, хотя я не сваливаю всё на Западный ветер. Мне кажется, ветер Южный.
С биоритмами – как показала моя программа – у тебя всё в порядке.
Рад, что у тебя есть одеяло. Твоё ли оно? А простыня? Используешь ли ты всё мыло до моего приезда, или мне немного останется?
Как ты предполагаешь ходить в моих брюках вдвоём? Напиши, пожалуйста.
Твоё предложение приехать весьма заманчиво. Всё же думаю, кроме зубной щётки привести в кармане ещё чего-нибудь. 1 ложку, ножницы и тренировочные штаны не возьму. Будем ходить по очереди: один в моих брюках, другой в твоих тренировочных штанах. Вообще, я чувствую, ты неплохо подготовилась.
Насчёт квартиры, к сожалению, пока нет ничего утешительного. Надеюсь, что потом всё будет хорошо, особенно, если ты будешь почаще мне писать.
Очень буду рад услышать твой голос по телефону 4-го августа вечером у себя дома. Хотя не верю, что ты сможешь добраться до почты.
Весьма жаль, что ты «не умеешь выражать свою мысль на бумаге». Пиши больше, упражняйся. Главное – труд и терпение. Верю, что со временем, у тебя всё станет получаться. Как раньше. (А ведь какие письма ты мне когда-то писала!) Не надо ничего оставлять «на потом», а то ни сейчас, ни потом ничего не будет.
Который это человек, что не может подождать, пока ты закончишь своё письмо? Приеду, покажи мне его, пожалуйста.
На днях беру палатку на месяц. Тоже надеюсь на благополучную встречу.
Целую тебя!
Жду письма. Пиши, пожалуйста!
P.S. Как твои успехи с подготовкой в университет?
__________________

30.07.82
Виталька, родной мой, спасибо тебе! Я за 2 дня получила 4 письма! Не говоря уж о деньгах. Самое маленькое и самое нужное мне письмо я получила сегодня на пляже.
Представляешь, солнце, песок, и вдруг мне на мокрый живот кладут конвертик! (У нас все письма с почты забирает спец. посланник). Но на море писать невозможно – всё в песке, шариковая ручка плывёт, выливается паста – жуть.
А сейчас - гроза – совершенно неожиданно, поэтому я спокойно лежу в палатке и, наконец, пишу.
Вчера был выходной, ездили в Керчь, позавчера – короткий день, ходили в кино, в кабак и т.д. Но – никакого пьянства! Хотела позвонить тебе, но была дикая очередь, попробую на неделе.
Изумлена твоей поездкой к Сашке. Вот это да! Ай да Виташка! Я очень рада! Напиши, что там Сашка? С плаванием получается что-нибудь? За грибами ходил? Как с фруктами? У нас каждый день к столу что-нибудь дают, свежие компоты, овощи, фрукты и сами немного покупаем – довольно дёшево.
Купила себе купальник. Увидишь.

Продолжаю писать вечером – дождь всё не проходит – на улицу не выглянуть. Мысли разбегаются – разучилась я писать.
На твои же похождения с замужними дамами смотрю пока сквозь пальцы. НО ГЛЯДИ У МЕНЯ!
Виташек, солнышко моё, не скучай, сегодня уже 30-е, а у тебя? О деле не пишу пока – поговорим по телефону, письма долго ходят. Оранжевые плавки твои у меня. (Случайно, я их не трогаю.) Пишу ерунду, ничего не могу с собой поделать, ничего важного не получается на бумаге, скучаю без тебя, как ни хорошо здесь, тепла не хватает.
Как твоя борода, жива? Карнеги Боре отдал? (От Юденковой).
Со спиртом ерунда какая-то, Наталья, видимо, пьяна была – мы с ней точно договаривались. Сумбур жуткий, да? Ну, уж не сердись.
Мне покупают билет на 17-е до Ленинграда, придётся продать – иначе деньги не получить для отчёта. Да! Мне обязательно нужен билет с Ленинградского вокзала число за 19-е! Хотя, чёрт его знает, может, и нет, узнаю поточнее.
Всё. Свеча догорает, ложусь спать, целую. До завтра.
Ещё нежно целую. Поцелуй Сашку от меня. У меня есть для неё раковина. И ещё достанем. Да?
Завтра напишу ещё. Узнаешь меня при встрече? Я меняюсь, смотри в оба.
__________________

31.07.82
Ляль. Наконец получила твоё письмо. Уже давно приезжали в город в надежде на письмо, но ключа от почтового ящика не обнаружили. Он потерян? Пришлось подбирать другой ключ.
Я очень беспокоюсь, как там у тебя. Очень рада, что всё хорошо, но ведь сведения уже устарели.
А где квартирный ключ? Ты так и не раздобыла его? Когда вернёшься? Ведь надо успеть подготовить Сашу к садику.
Конечно, я ужасно огорчилась и обиделась, застав в квартире развал и грязь. Ни одна из дочек не подумала, как я расстроюсь.
Из-за того, что были остатки еды – появились крысы, стада крыс, всё загажено ими. Теперь надо думать, как выводить эту мерзость. Срочно делали уборку, всё мыли.
Ни Наташа, ни Володя не едут. Тоже беспокоюсь. Не дозвонились или. А я сейчас никуда не могу двигаться – остро болит спина. Как радикулит, иногда не встать с кровати.
Сашуля в жаркие дни купалась. Ест клубничку, в лесу – черничку. Капризничает в общем только перед сном – не хочет ложиться, начинается прыгание до потолка на дединой кровати. Однажды ноги взлетели выше головы, и она перелетела через спинку кровати – в свою кровать. И сама была очень озадачена. Нечаянное сальто.
Когда у меня болит спина – поддерживает меня и через всякие горки и ямки переводит за ручку. А тут на днях принесла большую палку и объяснила: эта палка пригодится тогда, когда мы обе (! Будем старенькие, и тогда я буду опираться на Сашулю, а она – на палку. (На помощь своих потомков она, видимо, не рассчитывает.)
Ну, кончаю – дела. Как прекрасно писали в старину: «Благословляю тебя» или «Да хранит тебя Бог» и т.п.!
Твоя картинка Саше ярко раскрашена и обсуждена во всех деталях, изображённых и неизображённых.
Посылаем вырезки из Сашулиной тетради. Хроника событий и оценки. Мы все трое крепко целуем.

Кровать 5
Ела – 5
Гуляла – 5
Засыпала – 3
Писалась – 2

(Нина Евгеньевна Рягузова, мама Лены)

__________________

31.07.82
Здравствуй Леночка!
Что ж ты делаешь, дружище? Уже целую неделю от тебя нет писем! Я с ума схожу. Как бы ты не обиделась на меня из-за того, что, видимо, по моей дурацкой ошибке с адресом, не получала моих писем – но нельзя же так жестоко не верить мне?!
Я люблю тебя. Всё время о тебе думаю. О тебе! О тебе! Только о тебе!
Как ты там? Чем занята? Как и с кем проводишь время? Помнишь ли обо мне? Не тяжело ли тебе так долго не писать мне? Как ты так можешь? Ты любишь меня? Ты меня любишь? Или это слово ничего для тебя не значит? Ничего не значит то, что я здесь мучаюсь, не знаю, что и думать, как объяснить?
Мне очень хочется верить тебе. Я не смогу жить без тебя. Я не переживу, если узнаю, что ты опять обманываешь меня. Мне постоянно представляется этот кошмар. Ты этого хочешь? Пиши мне немедленно. Каждый день, прошу тебя. Если я тебе дорог, если ты любишь меня, пиши мне, пожалуйста. Неужели, это так тяжело? Несмотря ни на что, если даже нет моих писем, если какая-нибудь гадина наврёт с три короба, надо верить друг другу, Леночка. Иначе жить нельзя. Нет ничего страшнее в жизни, когда тебя обманывает любимый человек. Правда, какой бы горькой она ни была, может сохранить. По крайней мере, дружеские, человеческие отношения. Ложь в любви невозможна, она её отрицает.
Помни только: мне будет очень горько, если случится так, что нам придётся с тобой расстаться. А в этот раз я доведу дело до конца.
Не шути только, пожалуйста, с этим, не смейся, не выдумывай глупостей. Для меня это очень, и очень серьёзно. Что сделаешь, такой уж я стал подозрительный, ревнивый муж. Шалят нервишки.
Ну, ничего. Ведь мы уже скоро встретимся, и всё будет в порядке. Правда?
Надеюсь, завтра-послезавтра получить твоё письмо. Первое письмо с правильным (надеюсь!) адресом я послал 26-го. Так что ты должна была его уже получить и уже мне написать. Твоё письмо с обратным адресом получил 20-го. 21-го сдал кольцо в ломбард и послал тебе перевод. Адрес на переводе писал правильный, но девушка на почте мне сказала, что «Ленинградская археологическая экспедиция» и «до востребования» на конверте – две вещи взаимоисключающие друг друга. Либо одно, либо другое. Посоветовала вычеркнуть – я и вычеркнул. И потом, вплоть до 26-го все письма отправлял тоже просто до востребования. И только по мере получения твоих писем, я начал удивляться, почему ты не получаешь мои? Ведь они должны были давно уж дойти.
Что-то было не так. Я начал искать – почему? И тут ты как раз написала, что сама на почту не ходишь. Гениальная мысль пришла сразу же: кто же может получить письма «до востребования», кроме тебя лично? Вот так. Лучше поздно, чем никогда.
А в Керчь тебе было съездить лень, как и самой сходить на ближайшую почту.
Ещё одно подтвердило правильность моей догадки. Я подумал, что, может быть, отчаявшись посылать мне письма по этому адресу, на Тихорецкий, ты стала посылать на Гражданский – и поехал туда! Я заглядывал в твои окна – тебя там нет, но сколько воспоминаний! А в ящике оказалось 2 письма. Открыть мне его не удалось, а взламывать я пока не стал. (Если до отъезда не будет писем, взломаю.) Так что рассматривать конверты я мог только в дырочки. Одно письмо оказалось от тебя Нине Евгеньевне и, главное, с обратным адресом – таким же, как ты посылала мне. К сожалению, не удалось рассмотреть, какого числа ты его отправила. Но зато удалось потрогать его пальцем через дырочку в ящике! Представляешь, какова была моя радость?!
Я надеюсь, что ты не сердишься на меня за это. Читать письма, адресованные не мне, я бы, конечно, не стал. Я бы отвёз его.
Леночка! Я могу сделать глупость, могу не подумавши что-нибудь ляпнуть, выпив, могу натворить вообще что угодно… Но я люблю тебя! Это самое хорошее, что у меня есть. Я не могу обманывать тебя, ты понимаешь? Если что-то когда-то и было, было от отчаяния, одиночества, пьяным мальчишеским бредом. Теперь я стал взрослее, и самое ценное в моей жизни – это любовь к тебе, наша семья, Сашка, будущий наш мальчишка. Я очень хочу парня, нашего с тобой, Лена! Хочу работать, писать стихи, жить с тобой и только для тебя. Сколько счастья мы можем дать друг другу!
Люблю тебя! Страшно скучаю. Вижу тебя всё время: глаза твои любящие, руки твои ласковые, тело твоё родное, горячее.
Пиши мне! Пиши! Хотя бы через день.
Прости дурака! Никогда больше не буду слушать девушек на почте.
Целую тебя крепко.
Твой Виталька

P.S. Билеты на Гомель выкупил. Ещё раз пишу (на всякий случай!)
Еду в Гомель с Потоцким 5-го вечером. Можешь мне позвонить 4-го вечером. Очень хочу услышать твой голос! Пиши мне в Гомель на Главпочтамп до востребования.
Из Гомеля – прямо к тебе в Керчь.
Твой точный адрес! Как добираться?
В понедельник буду искать палатку.
Денег пока нет. Разобьюсь, но достану! В крайнем случае, продам всё, что возможно: книги и т.д.
Завтра напишу ещё. Обо всём.
Было несколько интересных дней. Если бы ещё твои письма!
Сейчас 1.30, хочется спать. Последние две ночи спал по 4 – 5 часов. Не беспокойся, с девушками я не гулял.
Спокойной ночи, дружище, до завтра.
Ещё раз целую тебя.
__________________


Рецензии