Вадим басов. сценарий преображение феофана грека

«ПРЕОБРАЖЕНИЕ» ФЕОФАНА ГРЕКА


Вадим Басов

Оригинальный сценарий
















ИНТ. ТРЕТЬЯКОВКА ЗАЛ ИКОНОПИСИ - ДЕНЬ

Зал иконописи Третьяковской галереи. На заднем плане СМОТРИТЕЛЬ ЗАЛА. Перед ИКОНОЙ неизвестного иконописца ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ стоит молодая парочка: АРКАДИЙ, скромный, не выделяющийся внешностью молодой человек, разве что кончик носа несколько торчит, что указывает на большое любопытство и способность видеть призраков; и ДАША, миловидная современная девушка, студентка художественного колледжа, не равнодушная к иконописи.

ДАША
Мы как раз в нашем художественном колледже проходим тему иконописи. А ты, Аркаша, хорошо разбираешься в сюжетах икон?

АРКАДИЙ
Ну вот это Христос на горе Фавор. Он привел сюда земных пророков Петра, Иакова и Иоанна до своего исхода. По его зову ангелы на облаках пригнали сюда умершего Моисея и не вкусившего смерти Илию, чтобы показать всем им будущее Преображение нас на Небесах.

ДАША
То есть, Христос хотел всем сказать, что в духе мы бессмертны?

АРКАДИЙ
Вот именно, Даша.

В зал иконописи входит группа ТУРИСТОВ, ведомая ГИДОМ.

ГИД
…В каждом уголке Третьяковки есть полотна, от которых захватывает дух. Но, пожалуй, один из самых таинственных залов – это зал иконописи. Каждая из них отражает путь православия на русской земле. Среди них работы Рублева, Феофана Грека и других известных иконописцев.
Гид подводит группу туристов к иконе, перед которой стоит молодая парочка.

ГИД
Вот тема Божественного света — одна из главных тем «Преображения». Просияв на горе Фавор, Христос открыл ученикам вид сокровенного Божественного света и показал людям путь приобщения к Божественной славе.

ТУРИСТ
Это работа Рублева или Феофана Грека?

ГИД
Вопрос спорный. Ранее автором иконы считался Феофан Грек или, возможно, это художники его мастерской, однако современное постановление комиссии Третьяковской галереи отвело его авторство, и икона теперь считается произведением «неизвестного иконописца». Двигаемся дальше?

Гид и туристы уходят в другой конец зала. Аркадий и Даша остаются у иконы.

ДАША
Жаль все-таки, что по манере письма невозможно с точностью определить автора этой восхитительной иконы. Смотри, сколько света вокруг! Я чувствую, как этот божественный свет пронизывает все пространство зала и нас тоже.

АРКАДИЙ
А давай-ка проведем свое независимое трансцендентальное расследование.
(улыбается)

ДАША
Как это?

АРКАДИЙ
А так. Мне каким-то образом удается иногда в трансе контактировать с давно умершими людьми. И где я только не бывал в своих трансовых состояниях. И в Атлантиде, и в Шамбале, и на других планетах. Может и к Феофану удастся заглянуть?

ДАША
Прямо здесь?

АРКАДИЙ
Да. Здесь это наиболее осуществимо. Божественный свет с иконы нам в помощь.

ДАША
Заманчиво.

АРКАДИЙ
Если мы возьмемся за руки, полузакроем глаза, так чтобы видеть только божественный свет иконы, то через некоторое время вполне возможно вместе окажемся в интересующем нас месте и времени в прошлом.

Аркадий берёт Дашу за руку, они закрываю глаза и стоя перед иконой впадают в медитативный транс. Внешне они выглядят как долго рассматривающие икону парочка.

ЗТМ
Из ЗТМ

НАТ. ДРЕМУЧИЙ ЛЕС – НОЧЬ

Дремучий лес в кромешной ночи. Видимость – ноль, только небо усеяно тысячами сверкающих звезд, разодранных по краям острыми верхушками лесных великанов. Легкий ветерок шуршит по листьям деревьев и траве, подчеркивая глубокую тишину ночи. Остро пахнет неведомыми травами. В темноте едва различается держащаяся за руки парочка молодых людей. Это Аркадий и Даша.



ДАША
Где это мы?

АРКАДИЙ
Где мы и хотели – недалеко от монастыря, где живет живописец, написавший икону. Пойдем, увидим все сами.

Парочка идет через лес. Под ногами кривую тропинку пересекают корни деревьев, о которые парочка то и дело спотыкается. Наконец, парочка упирается в высокую каменную стену. Аркадий забирается на невысокую насыпь и ощупывает стену.

АРКАДИЙ
Стена гладкая и холодная.

ДАША
Где же вход?

АРКАДИЙ
Пройдем немного вперед.

Некоторое время парочка идет по насыпи, вновь спотыкаясь о многочисленные кочки.

ДАША
Ой, я так больше не могу!

АРКАДИЙ
Всё, мы пришли.

И впрямь, насыпь кончается, и парочка выходит на дорогу, которая упирается в огромные монастырские ворота. Аркадий тянет дверь на себя. Дверь не поддается. Даша тянется к массивному кольцу для стука, но Аркадий перехватывает оттянутое кольцо.

АРКАДИЙ
(с ужасом)
Ты что? Перебудишь всех монахов. Увидеть они нас не могут, а вот звуки издавать нам нельзя. Пойдем прямо через закрытую дверь!

Аркадий шагает прямо в закрытую дверь. Даша за ним. И вот они на монастырском дворе.

ДАША
Хоть бы луна вышла…

Парочка некоторое время стоит во дворе, убеждается, что все вокруг тихо, двигается вперед. Недалеко от ворот стоит какая-то часовенка с приземистым куполом и крестом. Все это ясно вырисовывается на светящейся дорожке Млечного пути. На фоне неба величественно прорисовывается церковь. Парочка подходит к вратам церкви. Ворота слегка приоткрыты, и сквозь небольшую щелку в беспредельную тьму падает слабый лучик света. Там что-то есть. Парочка медленно тянет створку двери на себя. Дверь страшно скрипит. Парочка входит в церковь.

ИНТ. ВНУТРЕННИЕ ПОКОИ ЦЕРКВИ - НОЧЬ

Церковь, судя по всему, богатая, все сияет золотом. Гигантский алтарь в полумраке отбрасывает разноцветные лучики света, преломленного в самоцветах, вделанных в оправы икон. В церкви тихо.

АРКАДИЙ
(шепотом)
Ведем себя предельно тихо. Никто про нас не должен знать.

ДАША
(шепотом)
Как вкусно пахнет воском и полынью.

Аркадий прилагает палец ко рту. Посреди зала на маленькой скамеечке сидит человек в черной рясе и скуфейке. Черные глаза сияют огнем творчества на молодом изнеможённом лице, обрамленном черной бородкой. Человек напряженно смотрит на огромную доску, установленную перед ним. Над его головой ясно виден голубоватый луч, уходящий вверх, в купол здания. Две толстые оплывшие свечи по бокам дают необходимое освещение. В правой руке ЖИВОПИСЕЦ что-то держит, рисуя на доске. Аркадий тянет створку двери назад, чтобы закрыть за собой проход. Дверь снова скрипит и звонко ударяется о вторую половину.

ЖИВОПИСЕЦ
(встревоженно)
Кто там?

Он нервно дергается, оторвавшись от доски, и всматривается в темноту у входа. Парочка замирает. Даша возмущенно тычет Аркадия в бок. Парочка не движется.
Наконец художник успокаивается и продолжает свое занятие.



ДАША
(шепотом на ухо Аркадию)
Интересно, как его зовут?

И тут распахивается межкомнатная дверь сзади художника. В двери появляется встревоженное лицо МОНАХА в исподнем.

МОНАХ
Вы звали, Феофан?

ФЕОФАН
Да нет. Дверь от ветра хлопнула. Я подумал, что это ты, Филарет. Доска, кстати, подготовлена тобой выше всяких похвал. Молодец. Спи спокойно.

Голова за дверью пропадает. Парочка медленно и бесшумно подходит к Феофану за спину и наблюдает за движениями его руки. Черным угольком, зажатым в руке, Феофан вырисовывает на зеленом фоне доски абрис ИЛИИ. Явление ветхозаветного пророка Моисея уже прорисовано.  И тут динамично и подвижно икона одновременно и прорисовывается, и оживает. Лицо СПАСИТЕЛЯ сияет, как солнце, а одежда его становится белой, как свет. И вот всех троих на иконе осиняет светлое облако, и из него слышится ГЛАС БОЖИЙ.

ГЛАС БОЖИЙ
Сей сын мой. Его слушайтесь.

В это время на нижней части полотна доски появляются пророки ПЕТР, ИОАНН и ИАКОВ, падающие в испуге ниц от Света Божьего. И тут же они прорисовываются углем художника-чудотворца. Работа спорится. Художник тихо, почти про себя, напевает какой-то псалом.

И тут Аркадий втягивает носом густой дымок ладана из дымящейся ладанки. Его неожиданно раздирает кашель. Прямо над ухом Феофана. Феофан подскакивает как ужаленный.

ФЕОФАН
Да что же это такое, Господи!
(испуганно кричит) 
Кто здесь?!

Феофан вертится на месте. Вскакивает, смотрит в разные стороны. Парочка стоит в двух шагах от него, но он их не видит.


ФЕОФАН
Верно, опять причудилось, прости Господи!

Феофан, осенив себя крестным знамением, садится. Через минуту он опять увлеченно что-то чертит.

Даша берет Аркадия за руку и отводит к алтарю.

ДАША
Не мешай ему. Посмотри лучше вот на эти две иконы – вот сила! Доска выдолблена. Десятый век, по всей видимости.

Но Аркадий и сам уже рассматривает их. Две небольшие дощечки скромно висят у алтаря. И из них явственно идут горизонтально два мощных по энергетике светло-зеленых луча. Эти лучи идут как раз на уровне шеи Аркадия.

АРКАДИЙ
(шепотом)
О, подлечу-ка я свое горло, а то першит что-то.

И не раздумывая влезает в это излучение. Страшный, захлебывающийся кашель тут же разрывает Аркадия. Аркадий и Даша отбегают от луча, но поздно. Филарет вскакивает и, схватив горящую свечу, с воплем уже несется к ним.

ДАША
Немедленно испаряемся отсюда!

И тут же пропадают алтарь, церкви, перепуганный и бегущий к психонавтам с горящей свечой в руках Феофан…

ЗТМ
Из ЗТМ

ИНТ. ТРЕТЬЯКОВСКИЙ ЗАЛ ИКОНОПИСИ – ДЕНЬ

Перед иконой Преображение в зале иконописи в Третьяковском музее держась за руки стоит молодая парочка: Аркадий и Даша. Они только что вышли из психотерапевтического транса. По их глазам можно догадаться, что они получили сильное внутреннее переживание. Заподозрив что то, к ним идет пожилая женщина, СМОТРИТЕЛЬ ЗАЛА.


СМОТРИТЕЛЬ ЗАЛА
Вы так долго рассматриваете эту икону, что я даже заинтересовалась узнать что-то новое про нее.

АРКАДИЙ
Нам просто очень захотелось побывать во времени ее создания и лично для себя уточнить автора иконы.

СМОТРИТЕЛЬ ЗАЛА
На востоке говорят, сколько не говори «халва», во рту слаще не станет. То есть, как был автор неизвестным, так таким и останется.

АРКАДИЙ
Пословица спорная. Вон гипнотизеры так введут в транс, что будешь вкушать сладчайшие персики с огромным удовольствием и с облизыванием пальчиков. Так что все зависит от силы духовного транса.

СМОТРИТЕЛЬ ЗАЛА
Ну и кто, по-вашему, автор этой иконы?

ДАША
По-нашему, автор этого произведения тот, кого в этом искусствоведы и заподозрили. А потом сами себя дисквалифицировали.
(улыбается)
Но им видней. А для нас автором ПРЕОБРАЖЕНИЯ остается Феофан Грек. Спасибо большое за доставленное музеем удовольствие. До свидания.

СМОТРИТЕЛЬ ЗАЛА
До свидания. Ждем вашего следующего посещения и желаем новых творческих открытий.
ЗТМ


Рецензии
Спасибо, Вадим!
Прочитала на одном дыхании и с большим интересом! Очень образно написано. Так, что ощущала себя присутствующей.
С уважением -

Жанна Солдатова   03.08.2019 10:39     Заявить о нарушении
Вадим, исправь :вышел монах в исподнем, а не преисподнем.

Жанна Солдатова   03.08.2019 10:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.