Вирель Андел. Читательский обзор. Май-2019

В своём обзоре я постараюсь отталкиваться от высказывания Н.Заболоцкого: «Мысль — Образ — Музыка — вот идеальная тройственность, к которой стремится поэт.»
Стихи, в которых, по моему мнению, полностью реализована эта тройственность:


1. СЕРГЕЙ ПАГЫН «Сад»
http://www.stihi.ru/2018/09/18/3277

Погода нынче – Божья тень.
Стоит нежаркий лёгкий  день
над сохлою травою.
И ты стоишь, ни трезв, ни пьян,
насквозь прозрачен, как стакан
с колодезной водою.
 
И ты стоишь, почти незрим,
объятый воздухом живым,
и плачешь без причины.
И сводит сад тебя с ума,
и таешь в нём, где свет и тьма
уже неотличимы.

С первых строк задаётся «погода» стиха: свет, тепло, и предчувствие чуда.
И действительно мы видим человека, замершего между прошлым и будущим, между небом и землёй, отдавшего себя какой-то невыразимой пустоте (прозрачности), находящейся повсюду и во всём, но пустоте блаженной, где есть только жизнь. Ощущения от этого вдохновенного состояния вложены во вторую строфу.
Произведение небольшое по размеру, написано лёгкой строкой, простыми словами, но глубина образов и сила чувства зашкаливают.
Можно с уверенность сказать, что автор не сидел у монитора, вымогая из себя строки, а находился в счастливом озарении, что, собственно, передаётся и читателю, оставляя в нём свой чудесный отзвук. Так что по сути мы имеем дело со стихами случившимися (как явление), а не сочинёнными, что всегда было большой редкостью и удачей.
Из всего лонга это стихотворение единственное я отношу к высокой поэзии, где словами передаётся непередаваемое.


2. КАЧУР ДОНАЛД «приходи ко мне зимою снежной»
http://stihi.ru/2019/01/13/4265

у меня в лесу осязаимка,
ходят в гости ёж, лось и заинька,
волк, медведь и куница с лискою -
всех потрогаю, всех потискаю,
пусть у каждого веки смежены:
мрак кромешный в лесу заснеженном,
тёмный лес, хоть глаза тут выколи…
ничего, мы уже привыкли.
в ночь без времени да без имени
посети меня, навести меня,
света в месте глухом и диком нет,
просто ощупью приходи ко мне.
между пнями, корнями, сучьями,
можжевельниками колючими,
запорошенными распадками
и озёрными льдами гладкими.
доберёшься – возьмёмся за руки,
у себя в лесной осязаимке
приласкаю, спасу и спрячу я.
тронешь печку – она горячая.

... и от самого стихотворения исходит тепло. Напоминает заговор, лесную ворожбу. Особый акцент поставлен на темноту – «ночь без времени да без имени», где так ждёт человек со своими зверятами другого человека, который и станет долгожданным светом для всех, всему даст имена, всё поместит в своё время, от чего появляется стойкая ассоциация с Книгой Бытия, значительно углубляя смысл стиха.
На мой взгляд, удачный и уместный неологизм «осязаимка» украсил этот уютный добрый текст. Отличная находка.
И печка в финале – так просто и так выразительно. После неё безоговорочно веришь автору: свет с ним не пропадёт.



3. АННА АРКАНИНА «искусство беседы в облаках»
http://www.stihi.ru/2019/04/18/4072

там в облаках на каждый топкий шаг
обломки слов как бабочки кружат
на вдох и выдох крыльями моргая
ты говоришь что было то прошло
а я молчу ни слова за душой
как будто бы с рождения немая

пылит дождем апрельское нутро
осталось чуть за облаком метро
уже дошли до ручки до китая
ты вспомнишь этих я совру о тех
и на прощанье мой последний смех
как бабочка взметнется золотая

Очаровательная лирика. Немного мешают «обломки слов». Всё-таки «обрывки» больше похожи на бабочек, «обломки» ассоциируются с чем-то острым и твёрдым. Но в целом стихотворение подходит под определение Н. Заболоцкого.
Метро в облаках, бабочки слов – замечательно. Но мне особенно понравилось: «до китая» – непроизвольно, искренне, подкупает своей человечностью.
Бабочка в конце оставляет свой золотистый росчерк послевкусия, хотя стихи грустные.


4. САША НЕМЕСТНЫЙ «Памяти Пастернака»
http://www.stihi.ru/2018/03/30/6618

Не бойся, не волнуйся, не грусти.
Довольно слов, готовых мир разрушить.
Нам остается на прощанье слушать
Лишь тихий шепот музыки в груди.

На шкуре собственной полученное знанье
Дороже тех, что книги могут дать:
Кричать беззвучно – вовсе не молчать,
А плач от счастья – вовсе не рыданья.

Да будет свет – я погашу свечу,
Умру во сне, с зарей восстану снова,
Но помни, что железо мягче слова,
Когда глядишь открыто палачу

Глаза в глаза, и, взгляда не тая,
Спокойно наблюдаешь мира данность,
Привыкнув зреть властителей продажность
Равно как неподкупность бытия...

В первых двух строфах автор ненавязчиво готовит читателя к появлению основного смысла создания этого стиха, мягко излагая истины. Казалось бы, ничего особенного, но с третьей строфы в стихи врывается пастернаковский энергетический вихрь: «Да будет свет – я погашу свечу» и так до самого конца, не сбавляя оборотов.
Думаю, посвящение состоялось, и огонь свечи Пастернака в нём есть, хотя всё же вторую строфу можно было бы и убрать: она не портит, но и ничего не прибавляет стиху.


5. ВЛАДИМИР КУЗНЕЦОВ 20 «Нагасаки. 9 августа 1945 года»
http://www.stihi.ru/2018/12/01/1355

Раскинув лапы в незаконченном прыжке,
Застыли в вечности горящие собаки.
Японский бог пил подогретое сакэ
И неразборчиво кричал про Нагасаки.

Сходил с ума от непривычной тишины,
Бродил по тлеющим обломкам в полумраке.
Он жил когда-то в Нагасаки, до войны,
И не успел понять, что умер в Нагасаки.

Очень зримый образный ряд. Вход в стихотворение стремительный, глубокий. Ничего лишнего, никаких «соплей»,  – короткие яркие штрихи, и мастерский выход из стиха, ошарашивающий читателя.
Действительно удалось передать ощущение взрыва.
Полагаю, это одно из лучших стихотворений на подобную тему.


И ещё несколько произведений, где мне не хватило какой-либо из трёх позиций в определении Заболоцкого, чтобы добавить их в верхний список:

РОМАН СМИРНОВ 4 «Рыбы»
http://www.stihi.ru/2016/12/05/7521

долгие долгие зимы
мутные проруби дней
дворники черные мимы
резкие смены теней
серые здания шубы
улицы взятые в плен
был бы неузнанным Шуберт
там где не к месту Шопен
города поднятый ворот
пальцами каменных труб
прячутся псиные своры
в полуподвальный тулуп
встречные люди что рыбы
чувствуют Божью уду
ловкую ловкую ибо
небо есть прорубь в пруду

Хорошие могли бы быть стихи, поэтому остановлюсь на них подробнее. Интересный замысел, однако у меня есть «но» по образам:
«Мутные проруби» и «резкие смены теней» – это плохо уживается вместе. Что-то одно: муть или резкость, хотя какая резкость под водой зимней повседневности?
Шуберт и Шопен здесь к рифме, и это портит стихи. Или надо было развить мысль, к чему именно композиторов призвали в текст.
Стихи начинаются и заканчиваются образом проруби, и мне показалось странным наличие в их сердцевине шуб, воротников, и тулупов, хотя я понимаю, что это неотъемлемая часть городских зим, но ведь там столько ещё интересного водится!
Очень удачные завершающие четыре строки. В целом стихи понравились, но показались сырыми.


 НАТАЛЬЯ МАТВЕЕВА «Разъезды, мосты...»
http://www.stihi.ru/2015/01/20/4183

Разъезды, мосты, полустанки -
глуши заповедной тоска.
Вприкуску чаи да баранки,
в плацкарте  крикливой цыганки
гаданье за три пятака,

и робко цветущий румянец
на щёчках армейских подруг.
Под сладкое пение странниц
заноет душа-новобранец
в предчувствии долгих разлук.

Махнёт "своему" баянисту
крылом семафорным перрон.
За окнами зябко и мглисто,
и ветер курьерский со свистом
под горку пойдёт на обгон.

А ночь заберётся на полку,
где яви ослаблена нить,
заглянет к соседу в кошёлку
и в тамбур шмыгнёт втихомолку,
кондуктору дав прикурить.

Приснится в вагоне убогом
беспечность тенистых дворов,
где прежде жила недотрога
во флигеле с рыжим бульдогом
и майскою розой ветров.
Где жизнь параллельно и косо
текла б в геометрии лет,
когда бы не Гамлет с вопросом... 

Проснёшься –
колёса,
колёса...
не скажут,
не скажут ответ.

А поезд охрипшей гортанью
осушит рассвета глоток.
И будет сосед с придыханьем
кромсать золингеновской сталью
дорожный нехитрый паёк.

Хорошие стихи, душевные, но слишком затянуты, к сожалению.
Вот, если бы так:

Разъезды, мосты, полустанки -
глуши заповедной тоска.
Вприкуску чаи да баранки,
в плацкарте  крикливой цыганки
гаданье за три пятака,

и робко цветущий румянец
на щёчках армейских подруг.
Под сладкое пение странниц
заноет душа-новобранец
в предчувствии долгих разлук.

Приснится в вагоне убогом
беспечность тенистых дворов,
где прежде жила недотрога
во флигеле с рыжим бульдогом
и майскою розой ветров.
Где жизнь параллельно и косо
текла б в геометрии лет,
когда бы не Гамлет с вопросом... 

Проснёшься –
колёса,
колёса...
не скажут,
не скажут ответ.

Но автор предпочёл многословность, что не всегда к месту.


СОЗЕРЦАЮЩАЯ МНОГО РАЗ «фонарный мост в отсутствие тепла»
http://www.stihi.ru/2019/02/04/7111

...фонарный мост в отсутствие тепла,
свинцовые насупленные тучи;
над головами корюшка пошла
промеж февральских льдин. едва озвучить

захочется рутину блёклых дней;
простуда, едкий кашель, постный ужин,
оденешься, как водится, теплей
и с улицы глазеешь на жемчужный

холодный хоровод бессчётных звёзд,
выуживая рыбные икринки,
а ветер дует, кажется, норд-ост
с Замоскворечья в сторону Ордынки...

С моей точки зрения, здесь не раскрыт замысел, который обязан быть и в любом «атмосферном» стихе тоже. Жаль, конечно, потому что в нынешнем виде это обыкновенное описание города и зимы, разве только  «корюшка» с «икринками» притягивают внимание, но этого, увы, мало.


МАРИЯ МАРКОВА «Пересыпать воспоминаний…»
http://www.stihi.ru/2019/05/04/6884

Пересыпать воспоминаний
мутнеющую чешую.
Вот гость из области изгнаний
снимает время, как свою
одежду, и под каждым слоем
он связан путами условий
и несвободен от меня.
У правильного горизонта
он снова пишет письма с Понта
при красном отсвете огня.
Покоя нет, и тени тянут
кривые плоские тела –
прильнут к живому и отпрянут
от мёртвого. Из-за стола
не встанешь, из своей же книги
не выйдешь при сюжетном сдвиге
в напрасных поисках тепла.

Зима. Крестьянин, торжествуя
нетленность, молча ждёт зимой
сухую розу поцелуя
в стихах, и долог путь домой.
Не попрощаться, не расстаться
в слепящей сини, в белизне
и по учебникам скитаться
в чужой неопытной слюне,
меняться, примерять личины
и на свои же сорочины
в сетях являться малышне.

И здесь, на мой взгляд, смысл отдал свои последние силы образам и стал почти не различим. Очень обидно, потому что поэзия в этих стихах есть. Я бы разделила части стиха на два самостоятельных произведения и доработала бы каждое по отдельности.


РИТА ВОЛКОВА (Маргарита Богданович) «Утренний этюд»
http://www.stihi.ru/2018/11/15/6221

Трепещут листья царственных ракит.
Ещё прохладно, норов солнца кроток.
Наш кот, придя с охоты, крепко спит.

Вдали у речки юный зимородок
Старательно выцеливает рыб;
И цепи напрягаются у лодок,

Когда небрежно утренняя зыбь
Шеренгу плоскодонную колышет.
Доносятся негромкий стук и скрип,

Но плеск воды о борт почти не слышен.
Минуты превращаются в часы,
И сны сочатся в небо через крыши.

…Звенят бидоны. Моет кот усы.
Глаза приоткрываю то и дело
Под бодрое жужжание осы,

Крадущей конфитюр из банки смело –
Сластёна несомненно мне сродни.
Какое счастье жить на свете белом,

Не торопясь, не подгоняя дни.


Приятное впечатление от стихов.
Но «царственные» ракиты показались здесь «из другой оперы», ведь дальше в тексте всё просто, по-домашнему. Хотя всё было бы даже с ракитами неплохо, если бы не затянутость повествования перед достаточно простым и лёгким выводом.


Спасибо всем авторам! Удачи!


Рецензии
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.