Александр Блок - В ресторане...

Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари.

Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как небо, Аи.

Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблён».

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступленно запели смычки...
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки...

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка...
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови!..»
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.


       ~   ~   ~   ~   ~   ~   ~     @>-->---








       "Аи" — собирательное название французских шампанских вин из
   винодельческого центра Аи.
   Название происходит от французского ai (или ay), восходит к
   французскому le vin d’Ay — вино из Аи, центра виноделия Шампани.

       Производство шампанских вин в Аи началось в конце XVII века. В конце XVIII
   века вина из Аи, как и другие шампанские вина, появились в России. В настоящее
   время в Аи изготавливаются шампанские вина марок «Боланже» (с 1829 г.) и
   «Айала» (с 1860 г.).

               Аи в русской культуре

       В русской культуре Аи связывается со сложившимся в русской поэзии первой
   половины XIX в. литературным символом свободы и молодости. Уже у П. А.
   Вяземского в стихотворении «К партизану-поэту» (1814):

     "Дар благодарный, дар волшебный

     Благословенного Аи

     Кипит, бьёт искрами и пеной! —

     Так жизнь кипит в младые дни!"


       Антон Дельвиг также упоминает Аи:


     Завернувшись, мы уйдём

     И за мрачными брегами

     Встретясь с милыми тенями,

     Тень Аи себе нальём.


       В зрелом возрасте другие символы:


     А. С. Пушкин «Евгений Онегин»:


   "К Аи я больше не способен;

   Аи любовнице подобен

   Блестящей, ветреной, живой,

   И своенравной, и пустой…

   Но ты, Бордо, подобен другу,

   Который, в горе и в беде,

   Товарищ завсегда, везде. . ."


       Ассоциации Аи со свободой были столь велики, что в 1826 году цензор
   запретил стихотворение Е. А. Баратынского «Пиры», увидев в сравнении вина с
   «гордым умом, не терпящим плена» намёк на декабрьское восстание.

       К началу XX века Аи стало символизировать утончённую, богемную атмосферу:


     А. А. Блок «В ресторане»:


   "Я сидел у окна в переполненном зале.

   Где-то пели смычки о любви.

   Я послал тебе чёрную розу в бокале

   Золотого, как небо, Аи ! . ."


       Во второй половине XX века в качестве одного из символов русской культуры
   упоминает Аи Т. Кибиров («Послание Л. С. Рубинштейну»).


       Для Е. Евтушенко Аи становится символом ушедшей эпохи.

     «Памяти Ахматовой»:

   "Забыли пальцы холодок «Аи»,

   и поцелуи в Ницце, Петербурге. . ."




       * * * * * * * * * * *


Рецензии