Кипр остров солнца и оливок

(часть 1-я)
-Дамы и господа, просим вас пристегнуть ремни безопасности и привести спинки кресел в вертикальное положение,  через несколько минут наш самолёт приземлится в аэропорту города Ларнака! - объявила стюардесса.
Время в полёте из Омска составило 5,5 часов.
Мы летим в отпуск впервые на Кипр всей семьёй. Внизу мелькали  долины и снежные вершины, извивались ленты рек и зеленели поля. И вот, наконец, мы увидели в окна иллюминаторов  синее  море.  С чувством радостной взволнованности смотрим  на него и   не можем оторвать взгляда. Вот оно долгожданное море!..
После приземления самолёта, все торопятся скорее его покинуть, но мы  не увидели привычного трапа  у выхода из самолёта. Все пассажиры выходили в длинный передвижной коридор - рукав, соединяющий самолёт и аэропорт. Вскоре все мы оказались в огромном зале паспортного контроля и встали в одну из очередей для его прохождения.
Здесь было людно и шумно. Пассажиры прибывали, самолёты прилетали и вскоре весь огромный зал, пока мы стояли в очереди,  заполнился людьми самых разных национальностей и цветов кожи от самой бледной до совершенно чёрной.  Люди говорили на разных языках, но все  были взволнованы, радостны, возбуждены.
После прохождения паспортного контроля мы оказались в другом не  мене огромном зале с транспортёрами и светящимися табло над ними, указывающими рейсы и пункты отправления со всех частей света. Благополучно сняв свои  чемоданы с транспортёра, мы шли по направлению к выходу из аэропорта, где нас уже встречал гид нашей туристической фирмы, который назвал нам номер нашего автобуса. Выйдя из здания аэропорта, мы увидели залитую солнцем  длинную дорожку по обе стороны, которой стояли ряды автобусов. Мы всё шли и шли по дорожке и везли свои чемоданы на колёсиках, иногда останавливаясь и спрашивая у встречающих, где же наш автобус. Нам махали рукой, объясняли, что в самом конце. Наконец, мы увидели наш автобус. И вот,  вещи погружены в багажное отделение, а мы входим в автобус,  в котором осталось  всего несколько свободных мест.  Вошла  гид и спросила ещё про двух пассажиров, которые должны были подойти. Через несколько минут подошли опоздавшие.  Оказалось, что они долго искали свои вещи и даже писали заявление об их пропаже. Но их вещи все, же нашлись, и вот все собрались, и автобус двинулся в путь из города Ларнака в город Айя Напу. Нужно сказать, что республика Кипр по величине составляет всего 9251 кв. м. Здесь нет железных дорог, в них просто нет необходимости. Автобусы вполне справляются с перевозом пассажиров, из которых местное население составляет всего около 1 млн. человек, а вот туристов здесь в два раза больше – около 2 млн. Туристы могут покататься здесь и на осликах, на экскурсии, при условии, что  вес человека не превышает 100 кг. Ослики до появления автотранспорта были основным средством передвижения по территории острова. Через 40 минут путешествия в автобусе мы приехали в Айя-Напу. Когда объявили название нашего отеля Stamatia, мы подъехали к 5-ти этажному зданию из стекла и бетона с балконами, бассейном на территории отеля, пальмами и огромными кувшинами у входа. Такие кувшины используют здесь повсеместно для декорирования. Небольшие аккуратно подстриженные деревца в цветочных горшках стояли у входа.  Стеклянные двери раскрылись автоматически, и мы оказались в просторном прохладном холле нашей гостиницы и получили ключи от номера у приветливой администраторши, говоривший на чисто-русском языке и пожелавшей нам наслаждаться отдыхом на Кипре. Мы поднялись на лифте в наш номер на 4-ом этаже, похожем на  однокомнатную чисто убранную с новой мебелью и белоснежным постельным бельём квартиру. За одним исключением: в ней не было кухни, которая здесь не нужна. О! Мечта каждой хозяйки – не нужно думать, что приготовить на ужин. Мы быстро распаковали вещи и,  надев купальники, вышли из номера с одним непреодолимым желанием – искупаться! У  бара на территории нашей гостиницы уютно расположился бассейн. Не теряя времени,  мы  сразу же опускаемся по ступенькам в воду и  плывём! Какое наслаждение - плыть после длительного перелёта, шумного аэропорта и поездки в автобусе!  Во время купания в бассейне мы увидели, что официанты предлагают  отдыхающим у бассейна кусочки арбузов. Предложили и нам, мы вышли из воды и сразу же угостились арбузом. Всё это уже начинало безумно нравиться! На обед мы опоздали, но ведь мы приехали на море! А на него здесь опоздать невозможно. На Кипре всегда стоит отличная погода! Купаться здесь можно круглый год. Температура воздуха зимой не понижается ниже 15 градусов Цельсия. После купания в бассейне мы  отправились на море. Море здесь совсем близко, в шаговой доступности, ведь отели располагаются в первой береговой линии.  Из окна гостинцы видно море и пальмы. Плывём, удивляясь чистоте воды и её спокойствию. Солнце на Кипре светит 330 дней в году. Все дни летом ясные, совсем нет дождей. Небо абсолютной синевы. Нет ни одного облачка. Сейчас 16 часов местного времени и до самого вечера,  до ужина в отеле мы можем купаться и наслаждаться морем. Здесь рано темнеет и после ужина в 21 час сгущаются сумерки, но кто хочет купаться в темноте, а таких здесь предостаточно, может наслаждаться плаванием и дальше, не боясь дневного палящего солнца. Это уже ваш выбор. Вы можете выбрать отдых в средней полосе с температурой воздуха +25 и купаться в прохладной воде местных рек, а можно поехать в жаркие страны, где температура воздуха +35, но вода морская тёплая и очень чистая. В Омске, в Иртыше сейчас запрещено купаться, это становится опасно. Река загрязнена отходами производств. На Кипре нет никаких производств. Здесь процветает туризм. Есть только одна шоколадная фабрика. А шоколад на Кипре очень вкусный!
Здесь всегда выращивали и выращивают оливки. Оливковое масло с хлебом – излюбленная еда киприотов. Оливковая косточка – природный адсорбент, который полностью растворяется в желудке. Но целиком косточки не едят. Это и понятно, ведь косточка довольно крупная. При изготовлении оливкового масла сначала перемалывают оливки целиком, вместе с косточками. Получается  оливковая паста.  Пасту можно намазать на хлеб,  или пустить  на отжим, для получения масла. Оливки, как и оливковое масло, всегда присутствует на  шведском столе в нашей гостинице, который просто ломится от изобилия различный блюд. Из мясных блюд -  жаркое из баранины, гуляш из свинины, жареные куры, рыба. На гарнир  картофель, который здесь режут четвертинками и обжаривают опять-таки в оливковом масле. Очень вкусны обжаренные шарики из толчёного картофеля тоже обжаренные в оливковом масле. На столе различные соусы. Супы на европейский манер – пюре. Томатный суп-пюре, суп-пюре из брокколи, суп-пюре из говядины, суп-пюре из картофеля.  В таких супах вы не найдёте ломтиков картофеля, кусочков помидор, или  вермишели. Для тех, кто не привык к таким супам,  это может показаться странным. Но блюд из мяса на столе предостаточно, и про основное горячее блюдо на наших столах – борщ, который так любят наши мужчины можно и забыть. Все накладывают еду на огромные тарелки, хочется попробовать всё и ещё оставить место для сладкого. За ужином мороженое и арбузы, которые здесь растут и прекрасно вызревают при средиземноморском климате.  Ещё бы самое благоприятное для них место. Тепло, много солнца, но вот …с пресной водой. О воде мне хочется написать подробнее. Проезжая по Кипру на автобусах, посещая экскурсии и совершая пешие прогулки, мы не заметили речушки, или даже ручейка. Видели русло пересохшего ручья и всё! Но откуда-то берётся пресная вода. Я просмотрела карту Кипра. Да, река есть но на западе острова, далеко отсюда. Однажды не удержалась и спросила на рецепшене  про пресную воду. При заселении нас предупреждали, чтобы мы экономили воду при принятии душа.
-Воду опресняют, - ответила мне администратор. - С водой здесь очень тяжело, - и вздохнула. Во время дождей  зимой собирают воду в большие резервуары – водохранилища, экономно расходуют, смешивая  с морской обессоленной.
Местные жители привыкли экономить воду, но не туристы. Вообще туристы живут здесь, как в раю: ешь, сколько хочешь, купайся, загорай. Многие пляжи Кипра отмечены  голубым  флагом ЕС  за экологическую чистоту. Все пляжи муниципальные, но за лежак и зонтик нужно платить по 2,5 евро. Мы приехали,  не лежать на лежаках, а купаться, поэтому лежаки нам не нужны.  Тень от зонтика не спасёт в дневные часы от палящего солнца. Лучше переждать это время с 11 до 16 часов в гостинице, чтобы потом вновь наслаждаться морем. Можно поехать на морскую прогулку, или на экскурсию в гористую местность. Местные жители предпочитают отдыхать в горах, и дышать горным воздухом. В горах нет такой жары и влажности, как на побережье.
Однажды мы нашли тень от пальмы недалеко от нашего пляжа,  и обрадовались, что сможем расстелить полотенца прямо под пальмой на песке и отдыхать целый день на берегу.
Но…намеченному не суждено было сбыться. Когда на следующий день мы пришли на соседний пляж, все поникшие, засохшие листья, которые и бросали плотную тень на песок, аккуратно обрезали работники пляжа. Чтобы пальмы выглядели гладкими и ухоженными,  cухие листья обрезают, а стволы обстругивают. В итоге получаются гладкие дубины, с зелёными листьями на макушке, от которых падает тень, как от столбов.
Через неделю на Кипре мы привыкли к жаре. Она не стала нам казаться такой невыносимой. Может быть, это столбик термометра упал? - подумалось нам, но нет температура наоборот,  возросла до 38 градусов. Жара стала переноситься намного легче. Стало легче ходить, перестали обливаться потом,  искать тень и изнывать от жары, задыхаться при ходьбе. Парная очень полезна. Организм очищается от всех шлаков. Но ведь и уезжать уже пора. Только прошли акклиматизацию и уезжать. Хочется задержаться и пожить здесь ещё одну неделю. Покупаться в море и уже,  не боясь сгореть, позагорать на солнце. На песке мало кто загорает, все лежаки и зонтики заняты на целый день с утра. Дети строят у воды замки из песка. И здорово же это у них получается.  Мокрый песок – прекрасный строительный материал. Потом замки ломают,  топчут ногами и строят заново ещё лучше. Песок на Кипре серо-белый, мелкий, нигде не видно гладких камешков и ракушек. Только один песок и на некоторых пляжах у воды большие камни,  похожие на куски застывшей лавы. Сам остров Кипр – вулканического происхождения.
На пляжах висят объявления на русском языке: Не ложиться вокруг зонтиков и лежаков на песок. Спасибо.
Но что это я всё про пляж и про воду? Кипр – это остров не только солнца, Кипр – это ещё и остров Афродиты.
Когда же, наконец, про Афродиту напишите? – спросите вы меня. Вот сейчас и напишу. Афродита – богиня любви и красоты. Культ Афродиты до принятия христианства был широко распространён в Средиземноморье. Гуляя по мысу Каво Греко мы увидели надпись на английском и греческом  языках: «Тропа  Афродиты». На Кипре  в древности стоял главный храм богини.  Ведь, именно здесь родилась Афродита, точнее вышла из пены морской на берег. Недалеко от берега в этих местах лежит камень Афродиты и та женщина, которая проплывёт три раза вокруг этого камня,  будет вечно молода и красива. Мы не ездили на камень Афродиты, зато поднялись по её тропе, которая, несомненно, тоже имеет какое-то магическое действие на тех, кто поднимается по ней, да ещё в такую жару под палящим южным солнцем. На мысе Каво Греко растут  невысокие кустики можжевельника, образующие небольшие рощицы, в которых не укроешься от солнца, но надышишься необыкновенно-душистым ароматом можжевельников.  Прочитали, что в  национальном парке Каво Греко произрастают орхидеи. Мы не видели цветущих орхидей. Видимо, жаркое лето – не совсем подходящее время для их цветения. Нужно приехать ещё раз, весной, когда парк покрыт цветами после зимних дождей и засохшая сейчас трава зеленеет.
Мы  взяли на себя  роль экскурсоводов, но когда  ехали на мыс Каво Греко,  и попросили водителя местного автобуса остановиться у  Каво Греко, то он предупредил нас на ломаном русском:
-Зачем? Там очень жарко! Поезжайте в Коннос. Там во!
Он поднял большой палец вверх. Водители местных автобусов говорят на греческом, местном диалекте, английском …и русском! На острове даже есть курсы русского языка. Киприоты очень удивляются:
-Зачем в русском языке так много букв? 33! В греческом языке 24 буквы и этого вполне достаточно.
Английским владеют все, так как Кипр до 1972 года был английской колонией. А английская королева,  оказывается,  обожает лакомиться шоколадными конфетами с Кипра. В 1974 году произошло турецкое вторжение, и северная часть острова принадлежит Турции. Вообще за этот остров во все времена шли сражения. Ещё бы такой лакомый кусочек. Рай на земле, да ещё родина самой Афродиты, которой  древнегреческая поэтесса Сапфо,   жившая в 6 веке  до нашей эры, посвятила такие строки:

Прекрасная Богиня Афродита,
Услышь меня на троне из цветов!
Сапфо твоею сколько слёз пролито,
Осмеяна, отвергнута ЛЮБОВЬ!

Ты помнишь, как однажды говорила:
"Сапфо, голубка, что стряслось с тобой?"
Я отвечала, что им не любима,
Ты утешала:"Скоро будет твой!

Бежит сейчас, но умолять он будет,
Вернётся, станет страстно целовать!
Сапфо, голубка! Он тебя полюбит!"
Я жду, но бесполезно столько ждать!

Воробышек щебечущую стаю
Несущих колесницу отпусти!
Сойди ко мне! Я от любви сгораю,
Невыносимы муки! Помоги!..

Любимицей меня ты называла,
Теперь вот  унижения терплю!
Я прежде никогда так не страдала.
Он неприступен,  я в огне горю!

Я даром твоим не пренебрегала,
О, Афродита, я тебя молю!
Божественная! Я любовь узнала.
Он безразличен. Страстно Я ЛЮБЛЮ!

И вот исполнено моё желание.
Любовь прошла и я исцелена!
Но он бежит за мной. Вот наказание!
Влюблён и всюду ищет он меня!

По древнегреческой мифологии богиня несёт любовь, пробуждая её в душах людей, но и сурово наказывает тех, кто отказывается от её дара. Афродита была одной из трёх богинь, заспорившей о своей красоте. Посулив Парису, сыну  троянского царя прекраснейшую женщину на земле, она выиграла спор. Афродита была отожествлена с египетской богиней Исидой, финикийской богиней  Астартой. В Риме её отождествляли с Венерой. В Сирии и Палестине  с  Иштар. У древних славян также была богиня любви и красоты, символизирующая плодородие. Её имя  Лада, или Леда. Символы Лады – белый лебедь, белая берёза. Древние славяне верили, что Лада присутствует  при рождении детей и дарит  каждому новорожденному Долю. Богиня древних славян так же,  как и Афродита изображалась со светлыми волосами  с пшеничным  оттенком. К статуе Богини Лады несли свежие цветы и ягоды. Отмечали день  Лады 22 сентября.
Но вернёмся на Кипр. Городок, в котором мы остановились,  называется Айя-Напа, что в переводе с греческого означает Священный Лес.  Когда-то здесь росли могучие леса и редко заходили охотники  из далёких деревень. Так говорит предание, но сейчас  в это трудно поверить.  Вокруг располагаются одни отели, магазины и кафе. За пределами городка тоже не видно могучих деревьев.  В пустынной местности на солнцепёке недалеко от городка располагается современный парк Скульптур. Но никому и в голову не придёт гулять по этому скульптурному парку без деревьев в такую жару. Скульптуры можно посмотреть и из окна автобуса.  Неужели здесь росли мощные леса?
Но вот, как описывает природу Кипра Иван Ефремов во времена Древней Греции в своём знаменитом романе «Таис Афинская»:
«….Коренастые  дубы чередовались с огромными каштанами, орехами и липами. Таис  впервые увидела леса высоченных кедров, стройных с очень короткой зеленовато-голубой хвоей. Море кедровых лесов простиралась по хребтам, уходя на восток и на юг острова в тишине и сумраке бесконечных коллонад…. Рощи раскидистых сосен с длинными иглами, дубов с круглыми мелкозубчатыми,  листьями, леса высоких можжевельников с сильным ароматом, похожих на кипарисы….»
Сегодня мы не увидели всего этого лесного великолепия, но что-то мне подсказывало, что всё так и было. Да, когда-то здесь били холодные ключи и росли раскидистые сосны, дубы, кипарисы и кедры, под прохладной тенью которых можно было укрыться от знойного солнца. Жили здесь когда-то дикие вепри  и лани. Но…всё-таки нам повезло и мы нашли такой уголок, покрытый соснами, можжевельниками, кипарисами   на самом юго-западе Кипра. Это место нетронутой природы и был тот самый Коннос, который нам и посоветовал посетить водитель местного автобуса. Должна сказать о комфортабельности и чистоте местных автобусов, оборудованных кондиционерами.  Не только Икарусы для туристов имеют здесь такое преимущество. С водителем здороваются пассажиры при входе в автобус и сразу расплачиваются за проезд. Подъезжая к остановке, водитель громко объявляет её название: «Коннос!» Склоны залива Коннос и сегодня покрыты даже в самые жаркие дни изумрудной зеленью деревьев и можжевельников. Вода в заливе лазурно-синяя, видны подводные камни, покрытые качающимися водорослями. В изгибах рельефного дна  в очках можно увидеть стайки рыб и рассматривать  в воде причудливые водоросли.  Это непередаваемо красиво.  Хотя у нас и не было  маски, но очков, даже одних достаточно, чтобы по очереди любоваться подводным пейзажем.  Вода в заливе, несомненно, чище,  чем на пляжах в самой Айя-Напе, но и заметно прохладнее.  Видимо, где-то здесь бьют холодные ключи пресной воды. Отдых в заливе Коннос так нам нравится, что мы   решаем приехать сюда ещё после обеда и завтра на весь день. А уже послезавтра  мы уезжаем. Хочется приехать сюда непременно ещё раз  и непременно в голубую лагуну национального парка Каво Греко - в Коннос.  Кажется, что здесь – в Конносе не так жарко. Стоит только оказаться под соснами и вот откуда-то начинает дуть прохладный ветерок. Совершенно другой микроклимат. Деревья творят чудеса. Не удивительно, что в древности поклонялись деревьям, а леса называли не иначе, как священными. Здесь в бухте мы увидели указатель вдоль берега по каменистой дорожке: «Пещера Циклопа». Но нам уже не хватает времени и сил, чтобы идти до пещеры. Купаемся, плаваем до изнеможения. Вода очень хорошо держит. До буйков получается доплыть незаметно-быстро. Здесь в бухте останавливаются прогулочные катамараны, лодки, парусники из Айя-Напы, Чтобы туристы могли искупаться в открытом лазурном море прямо с катамарана. В один из  наших первых дней на острове мы плавали на прогулочном катамаране «Капитан Немо».  Море Кипра имеет все оттенки синего: от зеленовато-голубого у берега  до фиолетового вдали.  На дне нашего судна «Капитан Немо» расположены  стеклянные  окна и можно наблюдать морское дно во время морской прогулки. Нам повезло,  и мы видели гигантскую морскую черепаху, стайки рыб и обломки затонувшего в древности корабля.
В наши дни  стекаются на остров  паломники  для того, чтобы приложиться к чудотворным иконам  православных храмов, попросить помощи, защиты, здоровья, излечения. Здесь в монастырях и церквях хранятся старинные иконы с изображениями Божьей Матери. Так,  в монастыре Махерас – одном из самых красивейших монастырей Кипра можно увидеть Святой Образ Девы Марии Махериотиссы,  на котором она обращается к Христу с мольбой за весь род человеческий. Вообще православные храмы Кипра очень похожи на наши православные храмы. Может быть, есть некоторые различия в архитектуре, но когда оказываешься внутри храма, и видишь свечи, иконостасы, то только то, что в храме стоят рядами деревянные резные стулья с подлокотниками, понимаешь, что ты в другой стране. В каждой церкви, которую мы посещали во время экскурсии, есть внутренний зелёный дворик. Здесь словно в стародавние времена, описанные Иваном Ефремовым в «Таис Афинской» сохранились необъятные вековые деревья. В зелёном дворике монастыря Святой Фёклы нас поразили виноградные лозы толщиной с наши клёны, а сверху зелёным живым потолком свешивались огромные  виноградные гроздья. Но ягодку не сорвать. Понимаешь – ты в храме. Если каждый турист сорвёт по ягодке, что же здесь останется?  Монастырь Святой Фёклы был построен  на месте целебного источника воды и целебной глины, лечащей все кожные болезни. И сегодня можно бесплатно набрать Святой воды в монастыре и целебной глины. Глина на вид тёмно-серая, смывать её не надо. При высыхании лечебная  глина становится похожа на пудру, она сама обсыпается и  излечивает все кожные болезни. Это просто фантастика!  В церквях  можно зажечь свечи за родных и близких людей. Свечи в церквях Кипра ставятся все в одном месте,  не разделяя живых и мёртвых. О здравии и за упокой – все вместе. Объясняется это тем,  что киприоты не разделяют жизнь до смерти и после смерти.
В нашем городке Айя-Напа в самом его центре тоже стоит старинный монастырь, состоящий из внушительных строений, утопающий в зелени вековых деревьев. Совершенно случайно гуляя по Айя-Напе,  мы наткнулись на него и были неожиданно поражены его старинной красотой. У стен монастыря разместился небольшой искусственный водоём, в котором плавали две уточки. Здесь у стен монастыря впервые мы увидели гранатовые деревья. На воздушных хрупких с крохотными листиками деревцах висит множество плодов, некоторые из плодов треснули и снизу хорошо видны красные зёрна.  В ювелирном магазине на экскурсии  нам предлагали купить серебряные и серебряные  с позолотой круглые кулончики в виде плодов треснувшего граната с красными мелкими камешками внутри. Гранат – символ плодородия  на Кипре. Это очень хороший знак – объяснили нам.  В  монастыре в Айя-Напе  в центре зелёного дворика, в котором растут не только южные хвойные  деревья, но и цветут розы,  размещается высокий колодец – источник  со святой водой. Здесь же мы впервые увидели небольшое оливковое деревце мне по пояс, вся крона, которого была усыпана зелёными оливками. Только позже, подойдя вплотную к деревцам, посаженным в цветочные горшки у входа в наш отель, я заметила зелёные оливки и в их кронах. Вот они оливковые деревья, которые я здесь повсюду искала, а они были совсем рядом.  Монастырь в Айя-Напе напоминает средневековый замок. Вокруг зелёного дворика с 3-х сторон протянулись тенистые галереи с арками. Слева - старинная колокольня. Дальше вход в храм и в…пещеру. Да, именно с самую настоящую пещеру.  Как говорит предание возле этой пещеры, в которой была найдена чудотворная икона Богоматери,  и был  построен позже храм.  Почему такие высокие каменные стены вокруг храма? Ответ прост!  Жители Айя-Напы прятались здесь от набегов пиратов. И сегодня прибрежные воды Айя-Напы бороздит чёрный пиратский корабль…для туристов. Туристы на нём могут почувствовать себя настоящими пиратами средиземноморья, переодевшись в пиратские костюмы.
В монастыре Айя-Напы есть источник пресной воды, были, вероятно, и запасы пищи. Можно переждать набеги и осаду неприятеля. Но неприятель всё-таки врывался в этот храм и крепость одновременно.  Храм разрушался, но потом вновь восстанавливался. В самой пещере мы увидели чудотворную икону Святой Божьей Матери, совсем, как в наших церквях. И рядом…самовар, такой же,  как наш. Именно из самовара и набирали святую воду в маленькие бутылочки. Подход к колодцу со святой водой был закрыт. На стене пещеры я заметила старинные рисунки, которые заинтересовали меня.  На фресках были изображены мужчина и женщина в царских одеждах и в коронах, такие, как рисуют царя и царицу русских сказок. Но вот лица… Фрески были испорчены. Краски в тех местах, где были нарисованы лица соскоблена.
-Что ты удивляешься сходству с нами?-  спросят меня позже, в Омске, - Россия, как и Кипр входила в состав Византийской Империи. Отсюда и сходства. Церкви то византийские!
На Кипре есть даже храм, построенный в традиционном  русском стиле и освящённый во имя  Андрея Первозванного и всех святых в земле русской просиявших. Церкви на Кипре первоначально строились из дерева, но после пожаров, набегов неприятелей перестраивались позже уже из камня. Иконы бережно хранились, защищались, восстанавливались. Вообще нужно сказать о сильной энергетике, царящей здесь, о множестве православных храмов и об иконах Святой Божьей Матери, которая в каждой церкви имеет более длинное по  названию населённого пункта имя.
На экскурсии в мужской монастырь высоко в горах – Махерас нам предложили длинные халаты, закрывающие плечи и колени. Женщинам с непокрытыми плечами и коленями проход в монастырь запрещён. Но вот с непокрытой головой можно. В монастыре Махерас проживает тридцать монахов. Здесь лечатся больные от наркомании. Когда уезжали, экскурсовод махнула рукой в сторону гор:
- Монахи садят сосны на склонах, восстанавливают флору. Вон там, где рядами деревья посажены, где они росли раньше.
Хочется написать немного и о вышивальщицах  Кипра, которые вышивают льняные салфетки, скатерти и покрывала. Стоит эта работа в переводе на наши рубли дорого. Но ведь ручная работа! Навыки передаются от матери к дочери. Особенность вышивания – отсутствие изнаночной стороны. Обе стороны лицевые. Мне тоже захотелось вышивать. А ведь раньше это искусство было широко распространено и у нас в России. Все мои тёти вышивали полотенца, скатерти, салфетки, шторы, подушки. Вышивать это так увлекательно и ещё полезно. Глаза…отдыхают и радуются.  А вышитая одежда? Блузки, сарафаны? Решено. Всё! Сажусь за вышивку.
Кроме национальных вышивок на Кипре нам предлагали филигранные ювелирные изделия из серебра: браслеты, кольца, серьги ручной работы. Изначально серебро  вытягивается в тонкую нить и уже из этой нити плетутся украшения. Получаются они, как бы ажурными, воздушными, необыкновенно-лёгкими. Я уже писала о кулонах в виде плодов треснувшего граната, а есть браслеты в виде орхидей и других экзотических цветов. Красиво. Но мы не покупали вышивки, серебряные браслеты и позолоченные кулоны. Не было денег, хотя и очень  хотелось привезти с собой что-то, чтобы напоминало о нашей поездке сюда на о. Кипр  на остров солнца и оливок. Но ведь можно привезти баночку оливкового масла первого  отжима и  рожковую пасту из плодов рожкового дерева.  Из плодов рожковых деревьев  изготавливают не только пасту,  похожую на шоколадную, но и чай,  какао,  кофе.
Мы видели на Кипре очень много свадеб. Вообще свадьба на Кипре предполагает венчание в церкви. А, если поцеловаться на каменном природном мосту влюблённых и загадать желание, то оно непременно сбудется!..