Знамения Александра Македонского

1

Назад две тысячи и триста с лишним лет,
Всевышнему наверно было надо,
Чтоб Александра вдруг произвели на свет,
Филипп второй с женой Олимпиадой.

Олимпиаде будто бы приснился сон,
Что молния ударила ей в чрево,
Потом оттуда вырвался огонь,
Распространясь направо и налево.

Филиппу, говорит народная молва,
Приснился сон, что он жене на чрево
Печать поставил в виде формы льва,
Как символ власти данный королеве.

По предсказаниям жрецов тех вещих снов,
Великий путь младенцу уготован,
А день, когда появится дитя на свет,
Тремя победами* ознаменован.

По странным обстоятельствам в тот самый день,
Быть может по велению планиды,
Тогда в Эфесе Герострат поджёг
Священный храм богини Артемиды.

А есть ли связь между рождением дитя
И Геростратовым поджёгом храма?
Возможно, что проявит он себя
Однажды косвенно, а может быть и прямо.

Считалась молния знамением иль нет,
Нельзя сказать об этом слишком прямо,
Но с молнией в руке написанный потрет,
Хранился в том Эфесском храме*.

2

Вопрос встаёт невольно: почему
С рождения его до самой тризны,
Знамения сопутствуют ему
На протяженьи всей короткой жизни.

Их было в жизни полководца и царя
С рассказов очевидцев и немало.
Он, будучи подростком укротил коня,
Не поддающегося взрослым, Буцефала.

Возможно это первый добрый знак,
Который дан подростку от природы,
Способному в походах покорять
Чужие страны, армии, народы.

Прилично образованный аристократ,
Ему под силу всё – откуда что берётся:
Политика, обязанность царя
И по плечу способность полководца.

3

Женившись вновь на Клеопатре, царь
Замыслит заменить наследника престола,
Но, бросившись с мечом на сына, упадёт,
Когда в семье из-за него возникнет ссора.

Падение Филиппа отрезвит,
Но не заглушит в сыне и отце тревогу,
А вскоре будет царь Павсанием* убит,
Освободив на трон наследнику дорогу.

Так сбудется оракул пифии*, что бык,
Который лаврами увенчан без стесненья,
Который к власти собственной привык,
Объектом станет жертвоприношенья.

Всех претендентов многочисленных на трон
Олимпиада с Александром не оставят,
Династия Филиппа понесёт урон:
Кого убьют, кого казнят, кого отравят.

4

В Дельфийский храм явился Александр
В тот день, когда пророчества в запрете,
Он сам привёл провидицу и настоял
На нужном для него ответе.

Привыкший он, во всём повелевать,
Услышит: «Ты, сынок, непобедимый!»
Он именно такой и ждал ответ,
Для воинов его необходимый.

Здесь главное, чтобы поверили в него,
Чтоб все узнали предсказанья эти.
Они нужны герою для того,
Чтобы внушить уверенность в победе.

За то, что в Сарды* с армией вошёл,
Которые ему сдались без боя,
Решил в акрополе построить Зевсу храм,
Отдав распоряжение такое.

Когда он место для постройки выбирал,
Внезапно разразилась буря летом,
Ударила гроза и снежный шквал
Пронёсся вдруг над Сардами при этом.

Притом ещё, легенды говорят,
Что было с той поры известно,
Как на дворец лидийского царя
С небес вода лилась, указывая место.

5

Милет* на сдачу добровольно не пошёл,
Не захотел сдаваться он врагу на милость,
А перед боем Александру вдруг,
Знамение в виде орла явилось.

Орёл на берег сел у Александра на виду,
Внимание привлёк, покой нарушив,
И полководец сразу же решил,
Вести свой бой не в море, а на суше.

И Александр, Пармениону* вопреки,
Сулившему на суше ему беды,
Пошёл на штурм Милета, как решил,
И одержал блестящую победу.

6

Не покорился Александру город Тир,
Когда хотел решить он дело миром,
Хоть много надо было средств и сил,
Но Александр всерьёз занялся Тиром.

Он говорил, что видел вещий сон,
А это был для всех весомый довод,
Что сам Геракл, чьим был потомком он,
Вводил его в тот осаждённый город.

Для штурма город неприступным был,
И Александр понёс потерь немало,
Но за убийство с надругательством послов,
Решил на штурм идти во что бы то ни стало.

В бою он лично многих зарубил,
Тир взял как победитель он по праву,
И разъярённый боем приказал,
Устроить там жестокую расправу.

7

В Египте Александр провозглашён царём.
Он, не смотря на звания и лица,
К оракулу Амона едет на приём,
За прорицанием для места под столицу.

В низовьях Нила город возведёт
Для греко-македонских ветеранов,
Александрией* в честь себя он назовёт,
Имея много замыслов и планов.

И планировкой будет заниматься так,
Что посвятит себя всецело делу,
А по античным меркам - это добрый знак,
Когда сам царь всё делает умело.

Не оказалось мела под рукой,
Когда план города и стены намечали,
То посыпали землю чёрную мукой,
Что знак богатства и достатка означало.

Легенда говорит, что про муку,
Клевать которую слетелись птицы,
Все предсказали городу как добрый знак,
Что даст народам жить и прокормиться.

8

В Египте проживая, Александр,
Устроил жизнь свою духовно и красиво.
А переломным в жизни стал момент,
Когда он посетил оазис Сива.

Благоприятное пророчество хотел
Амона-Зевса получить он в храме
И, чтоб признали его сыном Зевса там,
Стал добиваться твёрдо и упрямо.

Имело для него значение и то,
О чём упоминается не редко,
Что и Геракл бывал там, и Персей –
Его далёкие мифические предки.
   
Через пустыню пролегал маршрут,
Их ожидала трудная дорога,
Препятствия встречались там и тут,
И видели знамений очень много.

Традиция украсила рассказ
О фантастических дорожных эпизодах,
Божественным вмешательством смотрясь,
Всё разошлось легендами в народах:

Что божество указывало путь,
Что говорящих змей они встречали,
И вороны, чтоб не могли свернуть,
До храма прямо их сопровождали.

Но достоверно без сомнений то,
Что воины с царём однажды,
Промокли все под проливным дождём,
Чем были спасены от страшной жажды.

На протяжении всего пути,
Знамение встречалось то и дело,
И по оценке спутников царя,
Хорошее значение имело.

Услышав то, что было по душе,
В Египет царь довольный возвратился.
Он точно Зевса сын! Уж если жрец-пророк,
К нему как к сыну Бога обратился.

Ему понадобилось десять лет,
Чтобы божественность его признали:
Македоняне, окружавшие царя,
С неудовольствием тот «факт» воспринимали. 

9

Затмение Луны, как добрый знак,
При Гавгамелах было перед боем,
И македонцам поддержало дух,
Надежду на победу дав героям.

Во время отдыха, в его войсках
Сражение затеяла прислуга,
Где будто персы с македонцами шутя,
В бою старались победить друг друга.

Узнав о том сраженье, Александр
Велел их предводителям сразиться,
Он загадал про настоящий бой,
Чем для него в итоге завершится.

В жестокой схватке побеждает «Александр»,
Что воинам его даёт надежду,
А победителю – двенадцать деревень
И право на персидскую одежду.

Параменион даёт царю совет,
Что ночью на врага напасть уместно,
Но царь сказал: «Я не краду побед,
Мне подобает воевать лишь только честно».

Перед сражением доложено царю,
Что воины хотят, поправ обычай,
Оставить все трофеи у себя,
А не сдавать в казну свою добычу.

И царь ответил, что не будет возражать,
Что разговор касается их чести,
Они готовы победить, а не бежать,
И это для него благие вести.

При Гавгамелах выиграл он бой,
Победой завершён его сценарий,
Бежали персы с поля боя не впервой,
Бежал и царь персидский Дарий.

10

Без боя сдали Александру Вавилон,
Без боя принял от Мазея* Сузы,
Он завладел ахеменидскою* казной,
Где тонны золотого и серебряного груза.

Воссел на трон царей персидских Александр,
Но трон высоким оказался - не по росту,
Тогда под ноги раб ему поставил стол,
Таким вот образом, решив проблему просто.

А евнух Дария, увидев зарыдал,
Чем окружающих изрядно удивил,
Ведь Дарий пищу за столом вкушал,
А новый царь его ногами осквернил.

Для победителя неловкий был момент,
Он своего поступка устыдился,
Что оскорбление нанёс чужим богам
И стол убрать тотчас распорядился.

Но друг Филота* Александра убедил,
Поскольку были они с Дарием врагами,
А неприятеля в бою он победил,
То стол его достойно попирать ногами.

Что так случилось – это добрый знак,
Филота утверждал, что всё законно,
И Александр согласился с ним, чтоб этот стол,
Использовать подставкой возле трона.

Многозначителен тот мелкий эпизод.
Он не считал себя здесь сателлитом.
Садясь на трон персидского царя,
Хотелось быть преемником Ахеменидов.

Поставленный под ноги царский стол,
Символизировал большое униженье,
А Александр, будто варвар, вызывал
У многих зависть или отвращенье.

Желал Филота благосклонность обрести?
А может в пору высшего расцвета,
Хотелось Александра показать
Вандалом, упоённого победой.

Хорошим этот знак был или нет,
Об этом субъективно каждый судит,
История найдёт на всё ответ,
А время обязательно рассудит.

11

Столица Персии – богатый Персиполь,
Который вызывал восторг и восхищенье,
Практически недосягаемый средь скал,
Он пал и отдан воинам на разграбленье.

Огромные многоколонные дворцы,
Роскошное декоративное убранство
И барельефы с прославлением царей –
Подчёркивало всё величие их царства.

Врывались воины в роскошные дома,
Растаскивали всё, что им попалось:
Изделия из золота и серебра
Наградой победителям достались.

Вломившись во дворец, толпа македонян
Свалила Ксеркса статую на землю.
Увидев статую упавшей, Александр
Проследовал вблизи неё, не внемля.

О чём он думал? О превратности судьбы?
Он весь был полон ощущением победы.
Ему приятен был исход борьбы –
Он с равнодушием смотрел на смерть и беды.

Пиры, попойки друг за другом шли,
Завоеватели не знали чувства меры,
И с радостью поджечь прекраснейший дворец,
Откликнулись вандалы на призыв гетеры.

Любовница приятеля царя – Таис,
Взывала к пьяным, обезумевшим вконец,
Что будет славным, если Александр,
Сожжёт царей персидских гордость – их дворец.

Парменион пытался всех остановить,
Но Александр, презрев потерь масштабы,
Повёлся на сожжение дворца
По прихоти распутной, пьяной бабы.

Была ли связь между сожжением дворца
С поджогом Геростратом храма Артемиды?
Уверена, что даже для слепца,
Такая связь довольно очевидна.

12

Пока что ему было двадцать шесть,
А Азия уже у ног его лежала,
В покорность Греция была приведена,
И жизнь вперёд стремительно бежала.

Когда был Дарий персами убит,
Никто не испытал большого горя.
Теперь стремился Александр покорить
Гирканию* с Каспийским морем.

Но людям надоело воевать,
И появилось много недовольных,
Привыкнув в роскоши с довольством утопать,
Готовят заговор против царя подпольно.

Кебалин Александру сообщил,
Что заговор против него затеял кто-то,
Он в результате следствия узнал,
Что главный заговорщик был Филота.

Затем семь городов он стёр с лица земли,
Кровь жителей лилась сплошным потоком,
Он ради мести безоружных убивал*,
И даже сдавшихся он убивал жестоко.

Однако цели Александр не достиг,
Сопротивление жестокость породила,
Восстания и бунты начались,
И всюду вспыхивали с новой силой.

Концом борьбы была Согдистская Скала,
Захват её стал для царя престижем,
В конце концов она была сдана –
В глазах врагов он снова не унижен.

Бактриец Оксиар устроил пир,
И победитель на тот пир явился.
Увидев дочь его Роксану на пиру,
Царь в первый раз по-настоящему влюбился.

Он по закону заключил с ней брак,
Не принуждал к сожительству причём,
В присутствии свидетелей вкусил с ней хлеб,
Разрезанный по-гречески мечом.


13

По мере продвиженья на восток,
К царю всё больше недовольство зреет.
Он, преподав кровавый всем урок,
Лютует ещё больше и звереет.

Захваченные в битве города,
Бездушно и жестоко разрушает,
А население, не глядя ни на что,
Безжалостно под корень истребляет.

До самой Индии прошёл как саранча,
В жестокости своей не зная меры,
Он друга Клита* убивает сгоряча,
И создаёт враждебной атмосферу.

Намерен Александр огнём с мечом
Идти всё дальше на другие страны,
Он призывает войско горячо,
Весь мир завоевать до океана

«Домой!» - ответил самый верный друг.
Все уговоры тщетны и напрасны.
Царь оглядел всех воинов вокруг –
Все воины с ним были не согласны.

14

С глаз Александра спала пелена,
Что для похода у него нет силы,
Теперь хотя бы надо удержать,
Всё то, что завоёвано им было.

Однажды в Индии царю Калан*,
Поведал притчу, действуя в натуре,
Сухую шкуру расстелил он, встав на край,
Другой поднялся на иссохшей шкуре.

Потом он наступил на край другой,
Тогда край первый мигом приподнялся.
И сколько б край мудрец не поменял,
Край, что напротив - сразу поднимался.

Когда мудрец на середину встал,
То публика мгновенно замолчала,
Сухая шкура к удивленью всех,
Не двигаясь перед царём лежала.

И понял Александр наконец
Чтоб сохранить спокойным государство,
Не стоит бегать по окраинам царю -
Он должен находиться в центре царства.

Но сильным было впечатление царя
Самоубийства мудреца Калана,
Философ престарелый занемог
И умереть решил довольно странно.

По указанию философа людьми,
Костёр огромный на площадке сложен,
Калан рабами к месту принесён
И на костёр торжественно возложен.

Македоняне с греками поражены,
Что в пламени бушующем возвышен,
Лежал философ на своём костре,
И был в нём совершенно неподвижен.

Рассказывали будто на костре,
Калан, сгорая в огненном полоне,   
Кончину Александру предсказал,
Сказав о скорой встрече в Вавилоне.

15

Уход торжественно обставил царь,
Но путь назад был трудным и бесчестным:
Он свою власть внедрял на всём пути,
И население страдало повсеместно.

А «дома» его ждал бардак:
Сатрапы злоупотребляли властью,
Насилия, убийства, грабежи,
Восстания и прочие напасти.

Пришлось войсками даже усмирять,
Устраивать расправы, массовые казни,
Кому-то удалось уже сбежать,
Кого-то приводить к порядку властно.

16

Последние знамения царя
Беду ему пророчили и горе,
И совпадали, честно говоря,
С гаданиями мага Пифагора.

Халдеи не пускали в Вавилон,
Имея на то вескую причину,
Поскольку прорицатели царю,
Пророчили там скорую кончину.

Когда он плыл однажды по реке,
И там, где речка в озеро впадала,
То диадема царская его
Случайно с головы в тростник упала.

Моряк, нашедший диадему в тростнике,
Надел на голову, чтоб плыть было удобно,
Но в этом увидали тайный знак,
И действия их были бесподобны.

В несчастье обвинили моряка,
И тут же за провинность наказали,
За то, что диадему он надел,
То ли казнили, то ли бичевали.

Однажды неизвестный человек,
Сидящим обнаружен был на троне,
В одежде царской и с венцом на голове –
Недобрый знак узрели в той персоне.

Персону эту решено казнить,
Знамение нейтрализовано, казалось,
Жизнь продолжается и можно всё забыть,
Но впечатление о нём осталось.

Знамения случаются не зря,
Они всегда найдут себе причину,
Для обывателя простого и царя
Они предскажут и рожденье и кончину.

17

Всю жизнь короткую Великий Александр
Сосредоточил на военные походы:
Он территории большие подчинил
И покорил восточные народы.

Но сил хватило только для того,
Чтобы громить противников успешно,
А сцементировать державу, как мечтал,
Не смог, и этот мир покинул безутешным.

Стремление внушить всем, что он бог,
Не возымело должного успеха*,
И каждый в Греции его так называл
С иронией и только ради смеха.

Убиты Александра сыновья*-
Династия погибла Аргеадов,
Но, чтобы всех от власти устранить,
Убита и сама Олимпиада*.

Последние знамения сбылись:
Империя владыки на куски распалась,
А диадема, трон, венец и власть –
Другим династиям неправедно достались

18.05.2019г.

* В тот день, когда родился Александр, Филиппу донесли сразу о трёх победах: на Олимпийских играх, над племенем дарданов в Иллирии и о захвате македонянами Потидеи.
* Восстановление храма профинансировал Александр Македонский. Чтобы отблагодарить Александра за меценатство, решили установить в храме портрет полководца и заказали портрет у Апеллеса, который изобразил его с молнией в руке.
* Павсаний – телохранитель и любовник Филиппа II Македонского.
* Пифия – в Древней Греции жрица-прорицательница Дельфийского оракула в храме Аполлона в Дельфах.
* Сарды – один из великих городов древнего мира, столица Лидии в Малой Азии.
* Милет – древнегреческий город Карии в Малой Азии.
* Парменион – македонский полководец, соратник Филиппа II и его сына Александра Великого.
* После смерти Александра Птолемей I сделал Александрию своей столицей, и она оставалась политико-административным центром Египта до завоевания страны арабами.
* Мазей – сатрап провинции Киликия в Малой Азии при персидском царе Дарии III, а затем при Александре Великом.
* Ахемениды – династия царей древней Персии.
* Филота – сын Пармениона, с которым Александр был во враждебных отношениях.
* Таис – афинская гетера, пользовавшаяся благосклонностью Александра Македонского, впоследствии вторая жена египетского царя Птолемея I.
* Гиркания простиралась вдоль юго-восточного берега Каспийского моря.
* Ещё в первой половине V века до н. э. были переселены из Милета предки Бранхидов участвовавших в осквернении Дидимейона – одной из наиболее почитаемый греческих святынь. Их потомки радостно встретили греко-македонскую армию и сдались без сопротивления. Однако Александр решил показать, что он прежде всего мститель за осквернённые греческие храмы.
* Клит – брат кормилицы Александра, выходец из старинной нижнемакедонской знати. В битве при Гранике Клит, командовавший царской илой и сражавшийся рядом с Александром, спас ему жизнь.
* Калан – индийский философ-гимнософист .
* Провозглашение Александра сыном Зевса-Амона признавали только восточные народы, македоняне были возмущены его отречением от настоящего отца – Филиппа II, а греки относились к его обожествлению снисходительно с насмешкой.
* В 317 г. по н.э. по приказанию Олимпиады были убиты Арридей (сын Филиппа II от брака с Филинной) и его жена Евридика. В 316 г. Кассандр, сын Антипатра, велел убить саму Олимпиаду, а в 311г. – находившихся под стражей Роксану и её сына Александра IV. Другой сын Александра, Геракл, пал жертвой Полиперхонта.


Рецензии
Замечательная поэма, на достойном уровне изложенная. Хорошая работа
с первоисточниками. Поддерживаю. С Уважением,

Евгений Прохоров 6   18.05.2019 21:55     Заявить о нарушении
Сердечно Вас благодарю, Евгений. Я очень рада Вашему отзыву. С глубоким уважением

Татьяна Сыроежина   19.05.2019 07:14   Заявить о нарушении