Media По ту сторону зеркала

Год театра «Понедельник выходной» открыл премьерой таинственного спектакля «Андерсен. Сказки для взрослых». Те самые сказки, которые способны вызвать ужас в душе и мурашки по коже, в постановке тесно переплетаются с биографией писателя.

Знаем ли мы сказки Андерсена? И если да, то понимаем ли их? Ведь сказки — это не всегда сплошь вымысел, а слияние действительности реальной и потусторонней, мистической.
Знаменитый датчанин Ганс Христиан написал для детей около 180 сказок и историй, более трети из которых завершаются смертью главных героев. Для самого же Андерсена жизнь каждого человека — это, выражаясь его словами, «сказка, написанная пальцами Бога». Театр «Понедельник выходной» показал нам своего Ганса Христиана, совершенно не похожего на того, которого мы представляли в детстве, слушая его сказки на ночь. Пред нами Андерсен, прошедший огонь, воду и медные трубы — в исполнении Владимира Швальбе — глубоко рефлексирующий, болезненный, нервный. С первого появления и до самого конца он завораживает своей инфернальностью, исповедь перед зрителем искренне чиста. За его плечами — пережитый страх любви, бедность и тщеславие. Единственное, что его не покидает на протяжении всей жизни, — вера в собственную исключительность.
Сценическое пространство с динамикой и геометрической проекцией, созданное режиссером и художником-постановщиком Сергеем Дроздовым, отображает мир главного героя в виде камеры-обскуры. Комната писателя, где есть небольшой стол, стул и зеркало, похожа на светонепроницаемый ящик с порталом, отражающим его мысли и образы во всепоглощающей тьме. Но в этой тьме у сына башмачника есть слово, порождающее свет, и настольная свеча, символизирующая как человеческую душу, так и духовный проблеск. И время здесь тягучее, леденящее. «Датчане тоже бывают злыми...» — говорит главный герой постановки.
Когда самые страшные воспоминания писатель претворяет в жизнь посредством пера и начинает рассказывать свои сказки — открывается тот самый зеркальный портал. Возникает пространство для метафорических образов — женщин в алых мантиях (Анастасия Панина, Кристина Кропанцева, Ксения Белозерова, Ирина Трифонова, София Соловьева, Татьяна Терлецкая-Швальбе) — женщин, которых он любил и которые стали для него символом боли и разочарования. Его безжалостные взрослые сказки их покарают, будь то Карен из «Красных башмачков», Инге из «Сказки о девочке, наступившей на хлеб», влюбленная девушка из произведения «Эльф розового куста» или же Элиза из «Диких лебедей». У Андерсена это еще и кармический посыл: «Не руби мне головы! — обращается Карен к палачу. — Тогда я не успею покаяться в своём грехе. Отруби мне лучше ноги с красными башмаками».
Свет сочится сквозь зеркальную призму, он освещает танцы, муки и страдания жриц в алых мантиях, накинутых поверх одинаковых бежевых струящихся платьев (художник по костюмам — Елена Каребо). Работа режиссёра со светом, благодаря которой сложилась необходимая игра теней, плавные переходы, создающие иллюзионную объемность сценического пространства, сыграли немаловажную роль. Каждый звук и движение в этом спектакле неразрывно связаны со светом. Ассоциативно образы, материализующиеся в светогамме камеры-обскуры, — падшие души, они наделены жутким языком жестов и мимики, будто дьявольские сущности, исходящие из энергополя самого Андерсена. Он не удерживает своих демонов и чудовищ внутри себя — он дарит им жизнь при помощи слова. Но это вовсе не означает, что Андерсен не верит в Бога, он и сам говорит о божественной ноте данного ему свыше таланта.
В свою инсценировку режиссер берет не просто отрывки из сказок, основой сюжетной линии спектакля, посредством реминисценции, становится именно биография писателя. Детские впечатления Христиана оставляют неизгладимый след на всей его жизни и творчестве. Мытарства матери, загадочная смерть отца, необъяснимый стыд за безумие деда и пирушка в стенах смирительного дома, где он задает, пожалуй, один из главных вопросов отцу: «А если дедушка сумасшедший, то и его ребёнок будет сумасшедшим?» Маленький Христиан предчувствует фатум безумия, который будет преследовать его род, если он не возложит собственный талант на алтарь литературы. И здесь тоже угадывается параллель, но уже с христианской жертвенностью. Поставивших себя выше Бога ждет участь персонажа его сказки «Злой князь», который в итоге погибает от укуса божьей твари — комара.
Образ антагониста преследует не только самого Андерсена в реальной жизни, но и даже по ту сторону зеркала — Тень (в исполнении Антона Кузнецова) всегда рядом с героинями его сказок. Но ждет ли Андерсена жребий Ученого из его одноименной сказки «Тень», займет ли она место своего хозяина — финал спектакля остается открытым, несмотря на то, что Андерсен оказывается по ту сторону зеркала. Он уходит в мир теней, но не позволяет тени занять его место в реальной жизни.
В жизни счастье бывает смертоносно, а горе ведет ко благу. И как писал сам Андерсен: «Бог все устраивает к лучшему для нас». Но не каждый способен понять и принять эту истину.
Спектакль «Андерсен. Сказки для взрослых» не просто мистическая драма, а синтез всех вечных общечеловеческих тем, искусно вплетённых в канву театрального действия создателями спектакля и его исполнителями. И правда в том, что в сказках Андерсена гораздо больше нуждаются взрослые, нежели дети.


Текст: Маргарита Мендель
Фото: Дарья Жбанова


Рецензии
Да,я согласна с тобой,Маргарита.Андерсон больше подходит для взрослых.Есть над чем поразмыслить.
С теплотой,Вера.Тёплого лета!

Вера Жилина 2   13.06.2019 18:52     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.