Дети и подростки войны

     На   долю   народов   России   выпало   немало   тяжёлых   испытаний.   Одним   из   самых   трудных   периодов   в   истории  нашей страны   является   Великая   Отечественная   война   1941-1945   годов. 
    «Война   глазами   ребёнка»  -  это   воспоминание   о   годах   лихолетья   в   жизни   детей   и   подростков   войны,  это  преклонение  перед  подвигом  старших  сестёр  и  братьев  и,  конечно  же,   матерей,  которые   в крайне  тяжёлых  тыловых  условиях   сохранили   жизнь   и  здоровье   детей. 
     Мы  убеждены  в  том,  что  в   патриотическом   воспитании  школьников   темы   «Война   и   дети», «Дети и подростки войны»   необходимы   для   проведения   познавательных,   развивающих   занятий.   Они  расширяют   кругозор   ученика в доступной  для  его понимания форме,   они   вводят  современного     человека  в   исторические   события   второй   половины   ХХ   века,   они  помогают   понять   сущность   трудного   этапа  развития  нашей  страны   и   дают  возможность  усвоить   значение   организации   тыла   для  успешного  ведения  боевых  действий  и,  в  конце  концов, для   дальнейшей   жизни   народов   всей   России.

     С научной точки зрения категория «дети  войны»   требует   научного   осмысления  и  объяснения.   Ребёнок,   который   пошёл   в   первый   класс   в   1941   году, - это   необычный   ребёнок,   это   не   «дитя   войны»,   это  уже    подросток   младшего   возраста.   22   июня   1941   года   в   одно   мгновение   наш   первоклассник   повзрослел,   потому   что   на   его   плечи   легли  те  нелёгкие   обязанности,   которые   в   мирное   время   выполнялись   родителями,   старшими   братьями,   сёстрами.
     Это   они,   военные   подростки,   начали   занимать   и   выстаивать  длиннейшие   очереди   за   хлебом   в   любую   погоду;  это   они   отоваривали   талоны   на   все   продукты;   это   они   оставались   с   малышами   дошкольного   возраста,   когда   матери   были   на   работе;   это   они   готовили   к   приходу   матерей   неприхотливый   ужин.   Многие   из   них   даже   не   смогли   пойти   в   школу   с   семилетнего   возраста,   так   как   выхаживали   младших   сестрёнок   и   братишек,   были   их   основными   воспитателями  и  наставниками.
     Таким образом, категория «дети войны»  должна, во-первых,   подразделяться  на 2 отдельные группы: «дети войны» и «подростки   войны». Разве может «ребёнок»,  «дитя  войны»,  писать отцу на фронт: «Я работал на сеноуборке в колхозе и заработал 20 трудодней!»?  Этому  малолетнему  труженику  едва-едва исполнилось семь или десять лет, но он – необычный ребёнок. Он, особенно мальчик,  остался за старшего мужчину в семье и начал выполнять многие его обязанности - он взял на себя  ответственность взрослого человека. Взрослые  тем и отличаются от детей, что они умеют брать на себя ответственность за поступки, у них сформировано чувство долга.
 
     Подчеркнём ещё раз: ребёнок отличается от взрослого человека тем, что ещё не способен видеть последствия своего поступка и не может нести за него полную ответственность. А вот подростки войны повзрослели мгновенно: у них серьёзный, без улыбки взгляд, осознанные поступки, и ощущение долга перед ушедшими на фронт, чувство, которое они проносят через всю жизнь, передавая его младшим братишкам и сестрёнкам – детям войны и детям довоенно-военного времени, особого поколения советских людей, о которых только и можно сказать: "В детстве у них не было детства"! 
   
     Категория   «подростки   войны»   должна  также     подразделяться   на   три   возрастные   группы:   подростки   младшего  возраста   (7 – 11   лет),   старшие   подростки   (11 – 14   лет)  и  допризывная    молодёжь  (комсомольцы  14 – 17,5  лет).
    Старшие   подростки,  лет с  тринадцати-четырнадцати,   сразу   же   становились «взрослыми»:   многие   из   них   во   время   войны   заменили   за   станками   рабочих,   ушедших   на   фронт.   Они выполняли    и   даже   перевыполняли   взрослую   норму   выработки.   Они   работали   на   заводах,   в   колхозах,   в   госпиталях,   помогали   матерям   в   домашнем   хозяйстве,   были  незаменимыми  помощниками   особенно   на   селе.
   Из   литературы   и   кинофильмов   нам   довольно   широко   известны   примеры   труда   подростков,   вытачивающих   на   токарных   станках   головки   снарядов,   делающих   взрыватели   и   другие   детали   оружия.   Им,   мальчишкам   и   девочкам   ещё   совсем   небольшого   роста,   приходилось   работать   в   цехах,   стоя   на   снарядных   ящиках,  чтобы  можно  было  дотянуться   до   детали. 
     В   стихотворении  Владимира  Радкевича   есть   такая  фраза:   «Зачем   ты,   война,   у   мальчишек   их   детство   украла?»   С   научной точки   зрения,   это   всего  лишь  поэтическая   вольность. Мальчишки   и   девчонки,   работавшие   на   уральских   и   других   заводах   страны,   как  раз     имели   довоенное   детство,  иногда   и   отрочество.   Рождённые  в  1925 – 1927  годах, они  прошли  через  детские  годы, прочувствовали  любовь,  нежность  и  заботу  близких. Лишились   они   не   детства,   это   поколение   было   лишено   нормальных отрочества и  юности. Самые   младшие  подростки  войны (семилетки)  учились  читать  по  цветным  плакатам,  по фронтовым  письмам  отцов  и  по  серым  листам  похоронок. 
    
     Дети  войны  учили  первые  буквы,  водя  пальчиком  по  крупным  буквам  военного  плаката,  они  привыкали  есть  кусочек  хлеба  или  сухаря,  экономя  каждую  крошку,  припрятывая «чуточку»  про запас  где-нибудь  под  матрацем.  Они  даже  не  знали,  что  молоко,  купленное  для  младших  братишек  и  сестрёнок,  можно  было бы попить и им, но твёрдо знали, что этого нельзя делать ни в коем случае, иначе малыши заболеют и умрут...

     Мы наслышаны   о   подвигах   подростков   в   партизанских  отрядах   и   в   подпольных   организациях.   Они   действовали   на   оккупированных   гитлеровскими   захватчиками   территориях.   Многие   факты   из   их   биографий   стали   широко   известными   из   книг   и   кинофильмов. Так,  девятилетний  Виктор Белокопытов  отвык от своего имени,  доверяя  и  откликаясь только на партизанский позывной «Батя».  Этот  малыш, которому не было и 10 лет, бродил  по  деревням  и  сёлам,  собрал и  отправил  через  партизанский  отряд  в Москву,  в  Штаб  обороны,  такие  ценные  сведения, что   уже   в декабре 1941 года   он  был  награждён  Орденом  Красной  Звезды,  который  далеко  не  каждый  боец  удостоился  чести  получить  и  носить   на  груди.

     Совершенно   особую   группу   составляют   дети   и   подростки,   на   чью   долю   выпала   жизнь   на   чужбине,   в   Германии,  или  жизнь   в   концентрационном   лагере.   Есть   целые   сборники   их   воспоминаний. В  архивах  Международного  интернет-конкурса  «Страницы  семейной  славы-2013» можно  отыскать пьесу «Детство за колючей  проволокой»,  (автор  Белякова Н.Е.),  написанную  по  воспоминаниям  о  встречах  и  беседах  с  прототипами  главных  героев.

     «Дети   войны»   как    научная   категория   появилась   на   общественном   горизонте   не   так   давно.   К   детям   войны   причисляют   всех   тех,   кто   родился   с   1928   года,   то   есть   достиг   тринадцатилетнего   возраста   в   1941   году,   и   тех,   кто   родился   в самый   тяжёлый   год   войны.  В   нашей   стране   поколение  конца двадцатых,   тридцатых   и   начала сороковых   годов   ХХ   века   следовало  бы, по-нашему мнению,   разделить   на   четыре   категории:   
          1. Дети   войны   (это   все   рождённые   с   1935   года   и   до   9   мая   1945   года); среди  них  надо  было  бы  выделить  особую  группу – «рождённые  с  22  июня  до  конца  битвы  за  Москву,  то  есть  до  21  апреля  1941 года». В архивах  Международного  интернет-конкурса «Страницы  семейной славы-2015» есть  стихотворение Л.Е. Похвалинской,  в  котором  любого  поражают  первые  строчки: «Я  родилась  тогда,  в сорок  первом. Шёл  тринадцатый  день  войны.  И  я  чувствую  каждым  нервом  ужас  мамы  и  боль  всей  страны». Понимаете  какие  чувства  породила  война в этом особенном поколении советских людей  на  таинственном  генном  уровне?   
          2.Младшие   подростки   войны   (это   7-11-летние   дети,   те,   кто   стал   (или   должен   был   стать)   школьником   с   1   сентября   1941   года, как мой старший брат Шура, Александр Похвалинский);
          3.Старшие   подростки   войны   (это   11-14-летние   дети,   те,   кому   исполнилось   11   лет   к   июню   1941   года), как моему двоюродному брату Владимиру, в войну жившему с нами в школьной пионерской комнате, сыну учительницы математики сельской школы-семилетки, Нины Николаевны Гусенковой, которую я тоже хорошо помню ;
          4.Послевоенные   дети   (это   рождённые   с   9-10   мая   1945   года до  1953 года). К ним относятся моя сестра Галина 1946 года рождения и брат Юрий, родившийся в 1948 году. Они родились в таком голоде, холоде и тесноте, поэтому их давно уже нет с нами…

     В   научной   и   даже   художественной   литературе  до  сих   почти   не   встречается   описания   военных   событий   с   точки   зрения   этого   пока   ещё   многочисленного   поколения   людей.   Только   во   второй  части   книги  Светланы   Алексиевич  «У  войны   не  женское  лицо»,  названной   «Последние   свидетели»,  собраны   интервью   с   детьми   и  подростками  войны.  Она поместила интервью  с   теми,   кто   оказался   к  началу  войны   на   земле   оккупированной   Белоруссии,   на   чью   долю   выпало   самое   страшное – потерять   близких,   видеть   горящий   родной   дом,  им довелось попадать   под  обстрелы   и   бомбёжки,  да  ещё  с   раннего   детства  пришлось узнать,  что   такое    виселицы   и   расстрелы.   Они   слышали,   как  звучит  чужая  недобрая  речь  оккупанта нашей  родной  земли.   

     Летом   2013   года   в   свет   вышла   своеобразная   книга   памяти   Людмилы   Улицкой   «Детство   45-53».   Она   содержит   воспоминания   разных   людей   о   том,   как   они   росли   в   трудное   послевоенное   время.

     Мы   в  данном  методическом  пособии,  написанном для  учителей  и  воспитателей  детских  садов,  а  также  для  молодых  поколений  родителей,  поставили   задачу   раскрыть   проблему  детского   восприятия    жизненных   трудностей   военного   быта   в   условиях   глубокого   тыла.   Учебно-исследовательская   и   методическая   работа   «Война   глазами   ребёнка», её предисловие «Дети  и  подростки  войны»   написаны   с  конкретной   целью:   воспитать   уважение   к   старшему   поколению   людей   нашей   страны. Герои книги – это  дети войны,   которые   из-за   своего   малого   возраста   не  могли   принимать   участия   в   боевых   действиях   или   в   хозяйственных   работах   тыла, но они  выдержали  всё.   Именно   это   поколение  прошло через холод,   голод,   страхи   одиночества   и   заброшенности.  Оно   пронесло   воспоминание   о   войне   через   всю   свою   жизнь,   со   скромностью   и   самоотверженностью   честно   трудясь   в   народном   хозяйстве   СССР,   сполна отрабатывая   свой   долг   перед   поколениями   фронтовиков   и   тружеников   тыла.

     Работа "Война глазами ребёнка"   содержит   воспоминания   о   войне,   о   тыловом   быте,   о   повседневных   заботах   матерей   и   подростков,   о   первых   детских   впечатлениях,   о   маленьких   радостях,   больших   огорчениях   и   первых   разочарованиях. Источниками нашей информации  явились   биографические   факты,   семейные   воспоминания,   сохранившиеся   с   детских   лет,   ссылки   на   подлинные   строки   писем   отцу   на   фронт.  Эти  письма- подлинники  были  на  выставках «Семейная  реликвия. Помним.  Храним.  Гордимся.»  в  Центральном  музее  истории   Великой  Отечественной  войны  1941-1945  годов, который  находится  на  Поклонной  горе  в  Москве  ( выставки   в  ноябре  2013-2014 годов  и  в  течение  2015-2016  учебного  года).   

     Мы использовали  в   работе    жанр   небольших   эссе   для   того,   чтобы   облегчить   усвоение   трудного   материала  для   молодых   учителей   и      музейных   активистов, школьных экскурсоводов - старшеклассников.   В   непростом   занятии   о   тяготах   военного   детства  надо   дать   современным детям возможность  отдохнуть на тяжёлом занятии,   для  этого  мы   советуем   возвращаться   время   от   времени   к   текущей   жизни,   задавая   уточняющие   вопросы,   развивая   детскую   активность   восприятия   новой   для    постижения   темы  о  трудностях   тыловой   жизни,   делая    понятным  любое   слово   или  какой-либо   факт.
    По   структуре   наша  работа  разбита  на  части.  Все  они  написаны   специально   для   молодых   учителей,  для  подготовки    их  к    занятиям  по   патриотическому  воспитанию.  «Война  глазами  ребёнка»  состоит  из   трёх   частей:

-Часть   первая. «Недетские   проблемы».  Она  описывает   трудности тылового  быта,   но   заканчивается   оптимистично:   патриотическими   детскими   стихами,   написанными   осенью   1943   года   учеником   четвёртого   класса   Александром  Похвалинским.  Эти  стихи  были  посланы  им  отцу  на  фронт,   и   отец,   учитель-биолог   по  профессии   и  призванию,   бережно   сохранил   многие   письма   сына.  Теперь  они  хранятся  в  школьном  музее  и  имеются  в  архивах  Бессмертного  полка.  А  стихи  Шуры с  упоением  читают  со  сцены  современные  ученики - мальчики  3-х и  4-х  классов в рубрике «Голос из 1943 года».
-Часть   вторая.   «Дети   войны   и   новогодняя   ёлка»   содержит   описание   подготовки   и   основные   моменты   проведения   детского   праздника,   устроенного   учителями   обычной   сельской   школы-семилетки.   Она   также   включает   фрагменты   сценария   одной   из   (семейных)   ёлок.  Главная  мысль  -  как   среди  голода,  холода  и  больших  потерь  сельские  учителя  постарались  сохранить  крупинки  детства и непривычной радости  у  своих  учеников.
-Часть   третья.   «Возвращение   отцов»   раскрывает   трудности   послевоенного   быта   и   зарождение  послевоенной   проблемы   «отцов   и   детей».

     Подчеркнём,   что   внимание   и   требование   общества   к   усилению   патриотического   воспитания   современных   школьников   и   их   молодых   родителей   является   самой   главной   задачей   педагогического   процесса. 
     Однако,   воспитатели   очень   часто   в   нынешнее   время   делают   две   грубейшие   ошибки:

 -  Первая   ошибка,  теоретическая,  философская,  заключается   в   том,   что   ПОНЯТИЕ   «ПАТРИОТИЗМ»  часто   раскрывается   не   полностью,   как  научная   категория,   а   только   частично:   как   любовь   к   Родине   (к   берёзке,   к   первому   букварю,   к   богатству   культурного   наследия,   к   языку,   данному   нам   многими   поколениями   предков).
     Здесь,  по-нашему  мнению,   нельзя   ставить   точку,   нельзя,      потому   что   далее   должно   следовать:   «патриотизм - это   готовность   пожертвовать   всем,   даже   жизнью,   для   защиты   ценностей   и   идеалов  нашего   Отечества  -  России».   

-  Вторая   современная   ошибка -  это   стремление   свести   всю   работу   по   патриотическому   воспитанию   детей   и   молодёжи   только   к   пропаганде   истории   Великой   Отечественной   войны   советского   народа,   то   есть   к   периоду   1941-1945   годов.   Военное   прошлое,   на   наш   взгляд,   следует   изучать   в  последовательном  историческом   развитии,   а   именно   с   подробнейшего   изучения   «Слова   о   полку   Игореве»,   тем   более   что   в   программе   уроков   литературы   для   девятого   класса   специально  отводится   учебное   время  для  знакомства с  этим  важнейшим  произведением.   Даже     четвероклассники   имеют   возможность  познакомиться  с  военно-  историческим  этапом  конца  12  века,   дающим   понимание   сложного   боевого   пути   нашей   Родины. 
     А  вот  в  учебниках истории  для  семиклассников  отводится  от  одного  абзаца  до  одной  страницы  текста.  Поэтому  в  нашем  школьном  Музее  Русской  культуры  в  сентябре  обязательно  проводятся  занятия на  тему «Трудный поход князя  Игоря  в  Донские  земли в 1185  году».  (Для  учителей  литературы  и  музейных  работников  мы  можем  порекомендовать  комментарий  к  данному  произведению подготовленный   Н.Е. Беляковой  «Великое  обращение  к  русской  нации  киевского  князя  Святъслава  в 1185  году».  Найти  брошюру  можно  через  отдел  редких рукописей Российской  государственной  библиотеки  (бывшей  Государственной  библиотеки  имени  В.И.Ленина).   
         
- Третья современная ошибка заключается в том, что очень мало в воспитательной работе отводится времени для знакомства со здоровыми народными обычаями.   Будущим   патриотам  надо  бы  изучать в школьные годы обычаи народного, семейного,  проверенного тысячелетиями  опыта воспитания,  а  также    культурные  достижения  всех   народов   нашей   многонациональной   страны.

     Отметим,   что   важнейшая   общественная   и   педагогическая   проблема   современного   воспитания   патриотов   России   должна   осуществляться не  только   на   уроках,  но   и   на   специальных  музейных занятиях   развивающего   обучения   с   разнообразной   тематикой   и,   конечно   же,   с   использованием различных  образовательных   технологий   для   решения   следующих   задач:

 -   нам   необходимо   приблизить   понимание   детьми   повседневных   тягот   жизни,   а   не   только   её   радостей, приблизить  это   к   современному   детскому   восприятию   через   знакомство   с   историческими   и   биографическими   фактами;

 -   на   занятиях   следует   подчеркнуть   тесную   связь   фронтовых   задач   советских   людей   в   период   Великой   Отечественной   войны   с   трудовыми   подвигами   и   самоотверженностью   работников   тыла;
 -   необходимо   наглядно   представить   трудности   быта   военного   времени, а для этого   следует   осуществить   знакомство  детей с   музейными   предметами   ушедшей   эпохи,   например:

   -   с   керосиновой   лампой,   коптилкой,   фонарём;
   -   с   металлической   кружкой,   алюминиевой   самодельной   ложкой;
   -   с   куском   туалетного   мыла   сорта   «Земляничное»;
   -   с   солдатской   пилоткой   с   красной   звёздочкой;
   -   с   перьевыми   школьными   ручками,   фарфоровой   чернильницей -  «непроливайкой»;
   -   с   ёлочными   игрушками   30-х   и   40-х   годов;
   -   с  атрибутикой  пионерской  организации;
   -   со   школьной  и  пионерской   одеждой   сороковых-пятидесятых   годов;
   -   с   фотографиями,   письмами   на   фронт,   детскими   рисунками,   значками,   открытками   и   плакатами   военного  и   послевоенного   времени,   с   документами   прошедшей   эпохи;
   -    с  книгами  об  истории  войн;
   -  на   занятиях   по   теме   «Дети и подростки войны»   необходимо   подчеркнуть   заботу   педагогического   коллектива   сельской   школы-семилетки   о   детях   колхозников   и   о   детях   эвакуированных   из   западных   и   южных   районов   СССР   жителей,   потерявших   в   годы   войны   родной   дом.   

     Особенностью   всех  занятий   является   задача раскрытия   содержания   новых   общественно-научных   категорий,   таких   как   «дети   войны»,   «подростки   войны»,   «дети   оккупированных   районов   страны»,   «юные   узники   концлагерей»,   «послевоенные   дети»,   «подвиги   матерей   и   подростков  -  работников   тыла».

     Отметим,   что   в   Оксфордский   словарь   введены   несколько   русских   слов - новых   понятий   ХХ   века,   таких   как   «указ»,   «совет»,   «спутник».   Но   там   вообще   нет   очень   важного   слова,   непереводимого   с   русского   языка,   нет   такого   нужного   слова   -   «ПОДВИГ».   Ни   один   из   европейских   языков,   кроме   русского,   не   имеет   хотя   бы   приблизительного   по   значению   понятия.
     И,   если   когда-нибудь   в   языки   мира   войдёт   это   чисто   русское   слово   «подвиг»,   в   нём   будет   заложена большая   доля   заслуг   советских  воинов,   женщин-работниц  и  матерей,    подростков.   Подвиги  совершали   не   только   участники   сражений,   с   оружием   в   руках   боровшиеся   с   фашизмом, это не только работники оборонных заводов  и   труженики полей,   но   и   все  труженики   тыла,   сохранившие   главное - жизнь   детей   целого   поколения,   нередко   отдававшие  за   это    свою   жизнь   и   здоровье   в   глубоком   тылу.

     На   тематических   занятиях  в   школьном   музее   нужно   использовать   данные   многих   гуманитарных   учебных   дисциплин,   а   именно:   этнографии,   истории   России,   истории   Великой   Отечественной   войны   1941-1945   годов,   обществознания.   На   таких   занятиях   происходит   обмен   жизненным   опытом;   воспитание   дружеских   отношений   разных   поколений   людей;   воспитание   этических,   высоконравственных   понятий   о   смысле   жизни;   формируется   уважение   к   культурным ценностям   разных   эпох   и   народов.

     Итак,   тема   нашего   исследования   «Война   глазами   ребёнка:  дети и  подростки  войны»   раскрывает   трудности   детства   во   время   Великой   Отечественной   войны  и показывает   ежедневный   самоотверженный   подвиг   матерей   и   подростков   в   деле   сохранения   жизни   детей войны,   того   поколения,   которое   дало   жизнь   всем   современным   гражданам   Российской   Федерации   и   других   республик   бывшего   СССР.
     Мы   использовали   в   работе   биографический   материал   учительской   семьи,   подбор   фотографий,   содержание   писем   на   фронт,   рассказы   учителей,   ветеранов   войны,  детей  войны,   членов   их   семей,   а   также   материалы   проведённого   нами  небольшого   опроса   жителей   района   «Чертаново   Северное»   Южного   административного   округа   города   Москвы.

     Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: мы   считаем:  необходимо   поднять   педагогический   голос   в   защиту   интересов   забытого   поколения   людей   нашей   страны,  не имевших   настоящего   детства,   отрочества,   юности,   проведенных   среди   голода,   разрухи   и   крайней   нужды,   нехватки   и   часто   полного   отсутствия   самого   необходимого   для   жизни   человека. Именно эти дети войны, подростки войны и   послевоенные   дети   участвовали   в   восстановлении   народного   хозяйства   СССР.   Именно   они   поднимали   целинные   земли,   строили   новые  жилые   районы   и   целые   города.   Прямо   скажем,   им   было   отказано   даже   в   должном   внимании   и   уважении,   не   говоря   уже   об   отсутствии   специальной   социальной   и   медицинской   помощи,   организованной   для   защиты   здоровья  и  духовных   интересов  пострадавшего   с   детства   поколения.
    Этому   поколению   наших  российских   граждан   был   нанесён   и   ещё   один,   пожалуй,   самый   страшный   удар.   Им   довелось   пережить   и   прочувствовать   уничтожение   «перестройкой»   почти   всех   привычных   материальных   и   моральных   ценностей   нашей   культуры,   им  пришлось   встретить   «достойную   старость»   в   стране,   униженной   и   разграбленной   в   последние   двадцать – двадцать   пять   лет,   не   имеющей   пока   единой   развивающей   страну   идеи,   которая бы  объединяла   все   поколения   страны.  Именно  этому  поколению  пришлось  «радоваться»,  что  их  родители  и  старшие  родственники – убеждённые  патриоты  нашей  страны – не  дожили  до  позора  нынешнего  этапа  деления  на  «богатых»  и  «бедных»,  до  развала и даже полного краха  родственных  семейных  отношений.

     В   текущий   период   явно   проступает   заметное   для   всех   падение   нравственных   устоев.   Всё   ещё   возрастает   насильственное   насаждение   западной   потребительской   псевдокультуры.   В   результате   у   многих   детей   складывается   понимание   смысла   жизни   только   в   получении   наслаждения,   радостей,   при   почти   полном   отсутствии   чувства   общественного   и   даже   семейного   долга. Вам не встречались семиклассники, которые заявляют: «Вот стану взрослым и уеду жить за границу!»?  Всем   учителям   необходимо повысить внимание к усложнившимся проблемам патриотического   воспитания   подрастающих   поколений   граждан   России в   условиях   жестокого   деления   общества  на  «кланы»,   что   создаёт   дополнительные   трудности  в  нашем воспитательном   процессе.

     Предполагаемая   результативность  нашей   исследовательской   и   методической   работы заключается в следующем:
а)  рост   патриотизма   у   школьников – активных   участников   тематических  музейных   занятий   и   побуждение   их   к   учебно-поисковой   и   общественной   деятельности;
б)   рост   интереса   к   изучению   всего   курса   истории   нашей   страны;
в)   рост   активности   учащихся   в  подготовке   развивающих   уроков   и   тематических   классных   часов,   неформального   проведения   Вахт   Памяти,   рост   интереса   к   беседам   с   ветеранами   войны   и   труда,   творческая   подготовка   к   встречам   с   детьми   и   подростками   войны;   
г)   увеличение   стремления   детей   и   молодёжи   к   посещению  театров,   музеев,   выставок  патриотического  содержания;
д)   расширение   детского   участия   в   конкурсах   и   выставках.

     Таким   образом,   конечным   результатом  большой   и   многолетней   воспитательной   работы   предполагается   возрождение   высокой   нравственности   и   духовности   у   школьников   и   членов   их   семей,   а,   значит,   и   во   всём   нашем   российском   обществе.   Мы   считаем,   что   наша   тема   отвечает   требованиям   новизны,   актуальности   и   оригинальности.

     Наша   гипотеза  - это  и  попытка   предвидения   дальнейших   событий:   в   будущем,   как   мы   представляем,   должна   появиться   в   свет   самая   главная   книга   о   Великой   Отечественной   войне   1941-1945   годов.   В   ней   будут   созданы   не   только   яркие   образы   советских   воинов.   В   ней   будет   отражена  и  подробная   картина   самоотверженной   борьбы  в  тылу   их   жён,   сестёр,   матерей   и   подростков   за   жизнь   и   здоровье   детей   войны,   того   поколения,   которое   выдержало   все   трудности,   невзгоды,   нехватки,   которое   дало   жизнь   современным   поколениям   граждан   России,  в   настоящее   время   успешным   предпринимателям   и   добросовестным   трудящимся.         
     Книга   эта,   очевидно,   будет   иметь   короткое   название   «Война   и   тыл».  Но  для   решения   такой   задачи  должен   сформироваться   писатель по таланту   подобный   Льву   Николаевичу   Толстому. Кроме того у такого писателя должен быть особый статус.

     Примечание:
    1. Травкина Л.П. Лишённые детства. М., Издательство Патриот, 2011. - 295 с.4
       495; Илл.(О малолетних узниках фашистских лагерей)
    2. Детская книга войны. Дневники 1941 - 1945. - М: "Аргументы и факты". "АиФ.
       Доброе сердце",2015. - 480 с., илл. (Документы истории)
    3. Великая Отечественная война в письмах - М.:Политиздат, 1982. - 351 с, ил. 


Рецензии
Всё правильно и очень нужно написано, Нина Евгеньевна!
Спасибо!

В двух пунктах мне хочется что-то добавить

О слове подвиг. Вчера случайно по телевизору посмотрела фильм "Остановился поезд", старый фильм, в главной роли Олег Борисов. Сюжет: крушение поезда, погибли люди и машинист, приехал следователь, опрашивает свидетелей. Народу всё понятно, не сработали тормоза под уклоном, хоронят погибших, а следователь ищет виноватых. Он долго всех опрашивает, всем надоело его занудство, ему говорят, что машинист, сумевший остановить поезд, совершил ПОДВИГ!
А Олег Борисов (следователь) говорит: "Подвиг? А нужны ли такие подвиги, прикрывающие халатность рабочих, поставивших вместо двух - один подшипник, равнодушие других, отвечающих за безопасность пассажиров" и так далее...

Вот я и думаю, в беседах надо обязательно подчёркивать истинный смысл слова "подвиг"!!!
Поступок, исключающий допущенные вредительства, как, теперь все употребляют выражение, - "человеческий фактор".

А второе - я вспомнила песню "Майскими короткими ночами".
Там есть слова:
Мы тебе хороший дом построим,
Чтобы было видно по всему:
Здесь живёт семья российского героя,
Грудью защитившего страну!

Вот, где обманули всех участников войны! До сих пор некоторые ветераны живут в трущобах, особенно те, которые не привыкли ходить "с протянутой рукой" и имеющие человеческое достоинство. Да и у нас никогда не было своего хорошего дома...

И надо сделать приписку, указать данные Вашей иллюстрации к статье: чей рисунок.

А ещё на днях я услышала Ларису Гузееву. Она рассказала, как чья-то мама вспоминает, что она назвала вернувшегося с войны отца чужим стариком с бородой, а ему было 25 лет. Мне-то тоже говорили, что я испугалась отца, когда он приехал после войны.

С уважением

Людмила Похвалинская   19.05.2019 12:47     Заявить о нарушении
Ещё раз благодарю.

Нина Евгеньевна   20.05.2019 12:04   Заявить о нарушении
А я посмотрела и сказала: "Нет, это не мой отец, совсем не похож. Не верю!"

Нина Евгеньевна   20.05.2019 12:14   Заявить о нарушении
Да, я согласна, чуть приукрасила, забыв всё плохое и выделив хорошее...
Но то, что он отвоевал себе жизнь, не уберёшь.
Там была мясорубка!

Людмила Похвалинская   20.05.2019 13:37   Заявить о нарушении
И американцев громил, почём зря...
И чиновников на место ставил...
Мы же с ним о многом переговорили.

С уважением

Людмила Похвалинская   20.05.2019 13:42   Заявить о нарушении

Очень правильные замечания о слове "Подвиг"! Только надо дополнить "в мирное время" и я расставила по-иному знаки препинания:

Подвиг в мирное время это - "Поступок, исключающий допущенные вредительства, как теперь все употребляют, выражение "человеческий фактор".

Нина Евгеньевна   21.05.2019 12:07   Заявить о нарушении
Да, да! И я - об этом!

Людмила Похвалинская   21.05.2019 14:57   Заявить о нарушении