Вот как говорила бабушка моя

Вятка – моя родина, а вятский говор - это язык моего детства: очень яркий, сочный, удивительный и прекрасный! И мне очень жаль, что он постепенно уходит из нашей  речи да и из жизни, можно сказать… Это стихотворение – моя благодарность и попытка сохранить хотя бы частично родное наречие. И если в некоторых регионах "Окают" или "Акают", то  у нас в говоре преобладает «Ё» - пишёт, читаёт, бегаём, платьё, счастьё. И я здесь подчёркиваю именно наше родное произношение.

Ходит по одворице(по огороду) бабушка моя,
Поливает, полет… Вспоминаю я,
Как  сама с собою говорит она:
- Сёдни я упеталась(устала) – чё-то не ладна:
Гряды не уделаны – уповод(полдня) хожу,
Вот мотыжить надо бы – девкам накажу;
И морковь незнатко(не видно), заросла травой,
Вон и лук лисеёт(желтеет), ровно не живой.
Не везде картошки нонче  хороши,
С каих(каких) пор назём-от(навоз)  у межи лежит;
И крапивы эсколь – весь зарос заплот...
Ой, дак, кто хоть это тамака  идёт?
Буди, Нюра… - «Нюрушка, здрастуёшь, кума!
Ты отколь идёшь-то?  Храмлёшь  чо сама?..»
- Здрастуёшь, Петровна, и не говори,
К фершалу ходила – токо посмотри:
Ногу изнахратила(повредила) давечь  хлёско(сильно) я,
Лазила на подловку(на чердак) окаянная,
Пакши(руки) как отсохли – прямо с лесенок
Рухнулася на мост(сени) – еле стала с ног…
Лепести(стопы) сколь больлё –  ужо спасу нет,
Видно, наказаньё это божьё мне.
Целую папушу:  мазь, таблетки вот
Фершал-от  навЕлил: «Мажь, всё заживёт!»
- Дак, поди, и в лавку  заходила ты?
Хлеб-от привозили?.. Кабы уж идти?..
- Не приехал хлеб-от с городу пока што,
Привезут с товаром - да не скоро, нАшто(наверное)…
- Дак стоит народ-от? Ждут товар, поди?
- Дожидают токо к вечеру, буди...
Утром незагатно(мало), а  ужо гимзит, -
Сколь народу  много... и пошто(почему), спроси?
- Есь их неработных эких лешаков,
За вином, поди-ко, сестоль  мужиков?
- Дак, у магазину  всё не нашенски,
Чьи, отколь, не знаю, эти мужики.
- Нюра, я слыхала, баяли восеть(на днях):
К Марье сын приехал... - Дак, не сын, а зеть,
Ой, какой мехрило(толстяк), болё уж здоров,
Тёще помогаёт – гнал вчерась коров.
Сын-от поезгался(пообещал) этта(недавно) ёй в писме,
Написал: приедёт в отпуск-от к зиме.
Дочь видала Марьину: хороша, полна…
Со своим  ребятам - дома всё она.
- Значит, невелИки, раз сидит с имям…
- Ой, дак болё дИки – всех сведут с ума,
Декуётся(балуется), уросит(капризничает) парень-ёт у них,
- Назвитали(нашлепали)  раз  бы – скоро бы утих.
Марья-та  радёхочкя, как и кажна мать,
Даже не подумаёт внуков-то стювать(одёргивать).
- Парнечёк-от старшой?..  дак которой год?
- Я слыхала, в школу нонче он подёт,
Девушка поменше, вроде пять годов…
Завертныё(озорные) болё – каждой сколь бедов!
- Нюрушка, нарядная сёдни ты опеть:
 Платьё-то сколь баско(красиво), любо поглядеть.
И плат тожё  новой – на узгах цветы…
- Фартук-от надела  навон-тараты(наоборот)…
Есь  наряд-от:  кофту сшила я восеть(недавно),
ВпрОбеги-бегом  всё – недосуг(некогда) форсеть…
Прибежу  наУскоре(по-быстрому): огород, покос,
Вечером барабаюсь(вожусь) – надо доить коз.
- Нюрушка, ладОм(хорошо) всё, ишшо  могутна,
Дома-то  бастёхонькё... чё тебе - одна!
- Ох, одна осталася... некому жалеть:
Мужиков-то днём с огнём - завиданков нет(не видать)…
Поросёнок  чё-то  мой  исти плохо стал.
- Поди, не объелся ле?..  Вот и зачунал(заболел),
Али изурочили(сглазили), можёт, глаз такой...
Дак, его обрызни-ко ты святой водой.
Заговор-от знаёшь ле на скотину-ту?
- Знаю-знаю, сделаю, токо  вот приду.
Ой, поли-ко(посмотри), кто это? – Где? – По-за лужкам…
Буди, Нинкин парень-ёт… чё  он  ходит там?
- Экой дуботолок – бегать да дуреть,
Помогал  бы лучше своёй  матере…
- Что ты хоть, Петровна, парень-ёт смирён,
Дома всю работу выполнеёт он
Девка-та у Нинки «оторви да брось»! -
Завертная болё, шалая наскрозь,
СУпарень какой-то, всё с парням, с парням,
Токо бы ёй ивкать(хохотать)  да молоть толам;
Ежеле ты девка – девечьё и знай!
- Ой, дак, Нюра-матушка, не ровней давай,
Хлобыстать(носиться) нам некода было, как они..
Нонешны ребята испотачены!.. (избалованы)
- Вроде приушипилась(притихла) и можжит опеть,
Некошной(черт), нога-та… надо мне бежеть.
Курица-парунья силёк(цыплят) привела,
Поди, всё ссопели(съели)... Анна, я пошла.
- С Богом, Нюра-милушка! Оздоровеёшь!..
Мне  скажися, ежеле в магазин подёшь…
 Ой, поли-ко, дожжик начал накрапать:
Надо бы картошок к ужну накопать...

Память тебе светлая, бабушка моя,
Дорогая, милая, незабвенная!
Кладезь родной речи – бабушки!..Они...
Дай им, Бог, здоровья! Спаси-сохрани!!!


Рецензии
Здравствуйте!

Спасибо большое! У меня у друга бабушка была с юга Кировской области, и он после поездок в родную деревню всегда рассказывал с воодушевлением, какой там язык (он по приезду и не понимал даже многого, для него это был действительно как другой язык). Я когда попытался поинтересоваться, понял, что в интернете очень мало что дает представление. Сами через те края ездили на машине, но тоже, с молодежью же общались на дороге, и они конечно же говорят совсем по-современному.

Могли бы вы написать побольше стихов на эту тему, как бы от лица бабушки? Я, читая стихотворение, смог, наконец-то, составить представление.

Я считаю, что в Кировской области, именно такие вещи должны проходить по программе "Родной язык", а не только готовиться к тестам ЕГЭ и зубрить правила. Если бы поэты и писатели, помнящие язык бабушек и дедушек создали бы "критическую массу" произведений, то запросто в курсе "Родного языка" можно было бы набрать произведений на год чтения в каком-то из классов. Тогда сохранить получилось бы впрок, и детям бы этот вятский говор полюбился бы!

Вы не хотели бы, например, написать стихотворение "Бабушка по Скайпу", но на вашем родном говоре? Это был бы интересный эксперимент, ведь одно дело, когда стихотворение про огород, а другое - про новые реалии, современные технологии.

Илья Евлампиев   29.12.2023 08:40     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Илья! Не скрою, мне как и каждому автору приятно, что мои стихи интересны, особенно молодому поколению. Мое стихотворение "Вспоминается..." продолжает тему диалога моей бабушки, но уже с нами, внучками - со мной и моей сестрой. Я вспоминаю и записываю наши родные словечки, жаль только, что они не всегда могут передать эту ни с чем не сравнимую интонацию. Мои предки, да и не только мои - переселенцы из Костромской губернии(это в конце 17-го века). Примерно через полвека сюда же поселили еще и нижегородцев. Плюс по соседству жили мари и удмурты. Все говоры смешались, и получился наш такой прекрасный как музыка вятский говор.
Я, конечно же, еще попробую так писать. Спасибо за отзыв!

Любовь Мартемьянова   09.01.2024 01:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.