Наречница - дарительница судеб...

                Глава – 22

        30 сентября 1941 года вермахт начал операцию «Тайфун» по захвату столицы СССР города Москвы. К середине октября обстановка на Московском направлении стала критической. Наступление главных сил немецкой группы армии «Центр» привело к окружению советских войск под Вязьмой. Немецкие части вышли на рубежи, расположенные 150-200 километров от Москвы.
        15 октября Государственный Комитет обороны принял решение об эвакуации столицы. В городе началась паника. Эта было трудное время для жителей Москвы, дни неизвестности, страха, грядущего ужаса.
         19 октября ввели осадное положение, порядок в городе был восстановлен, эвакуацию удалось провести организованно.
Эшелоны с людьми уходили с Казанского вокзала на восток. Среди тысячи людей, эвакуированных из Москвы, была Илва с детьми и тётушка Александра.


     Столица эвакуировалась в Куйбышев. Этот город был выбран не случайно. Куйбышев был центром одного из крупнейших военных округов. Учитывалось относительная близость к фронтам, наличие прямого сообщения с Уралом, Сибирью, Дальним Востоком, Казахстаном, Средней Азией. Река Волга являлась транспортной магистралью и водной преградой, защищающей город с запада.
      Одним из главных пунктов для развёртывания оборонного производства в тылу стал Куйбышев, туда было эвакуировано почти 40 крупных оборонительных предприятий Москвы.   Оборудование выгружалось на открытые площадки и монтировалось одновременно со строительством корпусов. Вопреки неблагоприятным погодным условиям, а именно дождям, слякоти, морозам, уже через 1,5 -  2 месяца начали выпускать необходимую фронту продукцию.
     17 октября специальным поездом в Куйбышев прибыл председатель Верховного совета СССР   М.И.Калинин, другие партийные и государственные работники. В Куйбышев- «запасную столицу» в целях безопасности, советское правительство перебазировало посольства и миссии зарубежных стран. Был эвакуирован Академический Большой театр оперы и балета, а также писатели, художники, деятели искусства и культуры.
     Жителей города пришлось уплотнять, поскольку на их жилплощадь подселяли беженцев и эвакуированных рабочих. Илве повезло, хозяевами небольшого домика на окраине города, оказались люди пожилого возраста. Они с пониманием отнеслись к её семье. Собственных внуков у стариков не было, поэтому к детям Илвы они относились, как к родным. Населению Куйбышева выдавали продуктовые карточки и ордера на одежду. Кроме государственной торговли организовывались базары.  Курильщики довольствовались махоркой и самосадом. Чай пили в основном свекольный или морковный, изредка с сахаром.
       В первые годы войны на территории Куйбышевской области находилось 26 госпиталей, плановой вместительностью более 7 000 раненых. Однако в сентябре 1941 года было принято более 20 000 ранбольных.
Самую высокую нагрузку имел Куйбышевский эвакогоспиталь № 3999. Оказывать помощь раненым бойцам помогали комсомольско-санитарные дружины, в которых состояло более 10 000 молодых работниц местных предприятий. После основной работы девушки дежурили в госпиталях по заранее спланированному графику. Именно в этот госпиталь, каждое утро уходил дед Фёдор, хозяин дома где остановилась Илва.  Он был подсобным рабочим, по просьбе квартирантки он выхлопотал ей место санитарки. Илва редко бывала дома, за детьми присматривала тётушка Александра.


Рецензии