В гостях у Горького

Посещая значимые места, храмы, монастыри, музеи, архивы, время от времени человеку просто необходимо прикоснуться к великому прошлому своей страны, чтобы соединить и наполнить своё сознание объёмом, как бы стать единым целым с великими деятелями, мыслителями, поэтами, художниками, композиторами.

Когда приходишь в дом-музей, не покидает ощущение, что ты пришёл в гости. Посещение таких замечательных мест, обновляет и наполняет новым содержанием внутренний мир. И что самое важное, открывает истину.
Арзамас занимает особое место в биографии русского, советского писателя М. Горького. В 1902 году, находясь под следствием по делу о "мимеографе", он был выслан из Н. Новгорода в город Арзамас под гласный надзор полиции, где пробыл с мая по сентябрь 1902 года. Арзамас понравился Горькому, о чем он пишет в письме к К. Пятницкому: " Тихо здесь, славно. Окрестности мне нравятся, широко, гладко. Вообще, должен сказать, что если начальство думало, посылая меня сюда, причинить мне неприятность - оно ошибалось."

Пешковы сняли старинный купеческий дом в центре города на ул. Сальниковой (ныне К. Маркса), принадлежавший с 1873 года купчихе А. П. Несговоровой. Большой деревянный, на каменном фундаменте, особняк из 10 комнат сразу понравился жене писателя, Е.П. Пешковой. Надо сказать, что Алексей Максимович Горький был не только писателем, но и издателем. С 1902 по 1921 год Горький стоял во главе трех крупных издательств своего времени: «Знание», «Парус» и «Всемирная литература». Из них самым значительным было «Знание». Издательство «Знание» в форме «товарищества» было организовано в 1898 году в Петербурге. В этом же году вышли в свет «Очерки и рассказы» Горького. В состав товарищества «Знание» входили К. П. Пятницкий, В. А. Поссе, В. Д. Протопопов, Д. Д. Протопопов, О. Н. Попова, В. И. Чарнолусский и Г. А. Фальборк. Эта вставка для любопытствующих, на какие деньги Горький снимал особняк .

Рабочий кабинет, самая просторная и светлая комната, окна её выходят на улицу, где в мае 1902 года был установлен полицейский пост. " Полицейского поставили прямо под окно мне, - сообщает Горький Леониду Андрееву, - он с бесцеремонностью заглядывал в комнату, когда считал нужным". В кабинете - святая святых писателя, большой письменный стол, изготовлен арзамасским столяром Т. Ганковым по заказу Горького. На нём в обычном для Алексея Максимовича порядке находятся чернильница, ручка, стопка бумаги, рукописи. За этим столом была закончена драма
"На дне", начата пьеса " Дачники", задумана пьеса " Человек". Иногда, отложив свою работу, Горький правит рукописи "знаньевцев" Л. Андреева, Е. Чирикова, И. Бунина. Рабочий день писателя продолжался до позднего вечера. Дежуривший под окном полицейский сообщал: " Поднадзорный мало спит, по ночам в квартире работает". В один из таких дней и родились знаменитые слова о человеке: "Человек - это великолепно, это звучит гордо!"

Любопытный факт. Долгое время жил у Горького старший брат Якова Михайловича Свердлова Зиновий Свердлов, впоследствии крестный сын писателя, взявший при крещении в Арзамасе фамилию восприемника - Пешков. Именно под этой фамилией он вошёл в историю Франции, став первым русским генералом Французского Легиона. Алексей Максимович Горький был большим противником любой войны и конечно не одобрил выбор крестника. Но есть обстоятельства, или как говорят, предназначение, которое изначально есть у каждого человека.
Есть в доме небольшая уютная комната, окна которой выходят в сад. В этой комнате художник С. Сорин по просьбе М. Горького писал портрет Екатерины Павловны Пешковой, о чём писатель сообщал К. Пятницкому: " Живёт у нас художник - ученик Репина, славный парень, пишет меня и жену."
Под вечер Пешковы с гостями любили сидеть на крылечке, выходящем во двор, а из открытых окон антресолей неслось пение Л.Сулержицкого или С. Скитальца, аккомпанирующего себе на гуслях.

Доброта Горького, его отзывчивость и гостеприимство, привлекали к нему великое множество людей.
В Арзамас приезжали писатели: Л. Андреев, С. Скиталец, Е. Чириков, А. Богданович; художники: С. Сорин, Л. Сулержицкий; врач А Алексин; артисты и руководители МХАТа: В.И. Немирович-Данченко, А . Тихомиров.

Материал составлен по буклету Т. В. Казниной, сотрудника дома-музея А. М. Горького в Арзамасе. Большая благодарность Татьяне Венедиктовне за прекрасную экскурсию по музею! Она настолько увлекательно и живо рассказала о Горьком и его окружении, что мы будто сами были соучастниками жизни этого замечательного и великого человека. Кстати, Татьяна Венедиктовна ни копейки не взяла за проведенную с нами часовую экскурсию. Мы в свою очередь подарили музею наше, пока неизвестное издание, очередной выпуск нашей газеты" Сознание землян".


Рецензии