Российское государство 20

 Очерк истории восьми диктатур (862 – 2000 – 20??)

     МОЯ ЗЛОСЧАСТНАЯ РОССИЯ

 Автор Игорь Бестужев-Лада.

 Игорь Васильевич Бестужев-Лада(1927-2015), советский и российский учёный, историк, социолог и футуролог, специалист в области социального прогнозирования и глобалистики. Доктор исторических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РСФСР. Лауреат золотой медали Н. Д. Кондратьева 2001 года «за выдающийся вклад в развитие общественных наук».
Автор нескольких десятков монографий и брошюр, свыше двух тысяч статей в периодических изданиях.

  https://ru.wikipedia.org/wiki/ Бестужев-Лада, Игорь Васильевич

Продолжение 20 очерка.
Продолжение 19 http://www.stihi.ru/2019/05/14/3680

         РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ (1709-1917)

               Диктатура дворянства.

 «Что касается Персидской авантюры, то она была связана с плохим знанием обстановки. Петру доложили, что Персию легко завоевать. К весне 1722 года он сформировал 46-тысячную армию, построил на Каспии 47 парусных и более 400 гребных судов. Вся эта армада, продвигаясь на юг вдоль побережья Каспия, заняла Дербент, Баку и Решт. Однако в это время войну Персии объявила Турция. В этой обстановке Тегеран пошёл на союз с Россией, которая получала всё западное и южное побережье Каспия. Такой поворот событий привёл к обострению русско-турецких отношений. Возникла угроза новой войны с Турцией. Поэтому в 1724 году с Турцией заключается договор, по которому за Россией оставляется только западное побережье Каспия. Но на практике и это оказывается трудно удержать. Граница на Кавказе надолго устанавливается по Тереку.

 В историографии установились полярные оценки царствования Петра: от безоговорочно-восторженных до резко осуждающих. Наверное, правильнее держаться объективной «середины», с учётом всех «плюсов» и «минусов». «Минусов» множество, начиная с неуравновешенной психики (хотя, наверное, вряд ли правомерно причислять Петра к психопатам типа Ивана Грозного, Павла Первого или Сталина) и кончая отвратительной жестокостью (роль палача), издевательствами над верой и церковью, диким распутством (с соответствующими болезнями, которые сделали очень здорового человека совершенной развалиной в 50 лет). Показательно, что он умер примерно в том же возрасте, что Иван Грозный и Ленин, причём в столь же плачевном состоянии. Добавим, что Петр Великий казнил людей больше, чем Иван Грозный. При нём население страны уменьшилось чуть ли не на одну пятую, это сопоставимо с иноземным нашествием. Чрезвычайное напряжение подорвало экономику, и потребовалось много десятилетий, прежде. чем она была восстановлена.

 Всё это так. Но «плюсы» перевешивают «минусы». Здесь дело не только в чертах характера Петра, вызывающих симпатию: его трудолюбие, любознательность, личная храбрость, его, как ни странно это слышать, человеколюбие. Да, он лично рубил головы ненавистным ему стрельцам, пытал и казнил собственного сына. Но он же и окончательно подорвал своё здоровье незадолго до смерти, лично спасая тонущих моряков в ледяной воде. Главное же, он сделал полуазиатское (евразийское) государство великой державой.

 И вошёл в историю с прозванием Великий. Петр 1 умер в четверть шестого утра
28 января 1725 года. Он успел написать только «Отдайте всё …» А кому, неизвестно. Вариантов было несколько, начиная с 8-летнего еще одного Петра Алексеевича, внука Петра 1, сына его казненного сына, в скором будущем императора Петра П. Но при дворе в это время ведущую роль играл фаворит Петра 1 светлейший князь Александр Данилович Меншиков. Он настоял, чтобы императрицей, первой в русской истории, стала вторая жена Петра Екатерина Алексеевна.

 Вообще-то новая императрица была «ровня» светлейшему князю. Оба были «выскочки» из самого что ни на есть «простолюдья». Екатерина в молодости называлась Мартой Скавронской и была сначала женой солдата, а потом служанкой-наложницей у разных господ, включая русских вельмож, в том числе и у Меншикова, который «уступил» её царю. Как женщина, Екатерина обладала редким даром уживаться с самыми скверными мужскими характерами. Включая характер Петра 1, который сделал служанку женой и имел от неё законных детей (мальчик умер в детстве, а одна из дочерей стала впоследствии императрицей Елизаветой Петровной).

 Но, как государственный деятель, новая императрица, конечно же, равнялась нулю. Тем более, что в эти годы стала такой же развалиной, как и её муж, и к тому же пристрастилась к алкоголю. И фактическим правителем страны стал Меншиков.
Меншиков, оставаясь неграмотным, обладал государственным умом и военными талантами. Он был сначала денщиком, а потом ближайшим сподвижником Петра, получил титул светлейшего князя, чин генералиссимуса, огромные имения с тысячами крепостных. При всем том оказался крайне своекорыстен, был взяточником, казнокрадом, интриганом, при Петре не раз оказывался под судом, но выплывал сухим из воды. Перед смертью Петра и в первые годы после его смерти главной страстью фаворита было получить трон герцога Курляндского, но этого он так и не добился.

 Понятно, что такой человек не мог не нажить себе врагов среди петровской аристократии, и все его помыслы сводились к укреплению своего шаткого положения.
К этому времени допетровское боярство, говоря словами большевиков, было ликвидировано как класс. Всё «служилое» боярство растворилось в дворянстве, почти всё «неслужилое» быстро захирело и выродилось, потому что выжить в те времена можно было только пожизненной государственной службой. Среди дворянства выделилась аристократия, титулованное дворянство, князья, графы, прибалтийские бароны и особо богатые дворяне. В свою очередь, над аристократией возвышались придворные правящие круги. С ними Меншикову и пришлось иметь дело.

 Борьба Меншикова со своими соперниками тянулась целый год. Наконец, в начале 1726 года она закончилась компромиссом. Был учрежден Верховный тайный совет из семи наиболее влиятельных сановников двора, включая Меншикова, реальное правительство страны, тут же, разумеется, погрязшее в дрязгах. К этому времени, как уже говорилось, Екатерина была уже очень плоха. Вставал вопрос о престолонаследии. На первый план выдвигалась кандидатура уже упоминавшегося внука Петра, будущего Петра П. Меншиков решил укрепить свое положение браком
12-летнего Петра со своей дочерью».

 Продолжение очерка в следующей публикации.

  14.05.2019


Рецензии