Глава 3. Хутор Косой Брод

Автор - Владимир Иванович Соколов

В конце двадцатых годов Советское правительство, с целью развития сельского хозяйства, разрешило крестьянам переселяться из деревень на хутора и осваивать пустующие земли. На это предложение откликнулись наиболее смелые, инициативные крестьяне. К таким людям относился и брат отца Михаил Никанорович Соколов, проживавший в деревне Костешино в Тверской области в 20 км от Торжка.

Дядя Миша попросил папу оказать финансовую помощь, для строительства на хуторе жилого дома и необходимых хозяйственных построек. В качестве вознаграждения он предложил построить заодно и дом для нас, чтобы нам с мамой и отцу во время его отпуска было где отдыхать в летнее время. Отец согласился. Вот так появился прекрасный хутор Косой Брод. На речке Осуге, которая протекала метрах в трёхстах от хутора, было место, где можно было перейти её по колено в воде, если идти слегка наискосок. Отсюда и возникло название хутора.

Хутор располагался на опушке леса. До ближайшего населённого пункта — деревни Костешино, было 2 км. Вверх по течению Осуги была водяная мельница и маслобойка. Однажды, когда папа отдыхал на хуторе, мы с ним пошли на мельницу, и мельник угостил нас свежим льняным маслом. Он налил масло в миску и дал нам по куску ржаного хлеба. Мы макали кусочки хлеба в масло и отправляли их в рот. До сих пор не могу забыть чудесный вкус и аромат свежего льняного масла.

Раза два за лето слышался скрип телег на дороге, проходившей невдалеке от хутора. Это костешинские крестьяне везли зерно на мельницу. Всё остальное время на хуторе и вблизи него не было ни одного постороннего человека.

Ежегодно, в дошкольные и школьные годы, в мае папа провожал нас с мамой на вокзал и сажал в поезд, который вёз нас в Торжок. В Торжке нас встречали сестра мамы тётя Надя и дедушка Никанор на телеге. Дедушка

Никанор, отец моего папы, жил на хуторе вместе с дядей Мишей. Он отвозил нас вместе с багажом домой к тёте Наде. В день приезда мы обычно отдыхали у тёти Нади. Дедушке покупали «маленькую». Он выпивал её, приходил в благостное состояние и пел песню: «Трансвааль, Трансвааль, страна моя, горишь ты вся в огне». «Вот жизнь-то и получшела», — говорил он. А я играл с сыном тёти Нади Вовкой, моим ровесником. У тёти Нади были ещё дети: Сергей, Жоржик и Анатолий, но они были гораздо старше меня.

На войне погибли все дети тёти Нади, кроме Жоржика, а мужа тёти Нади, Никодима Арсеньевича Деринга, ещё до войны арестовали, и он исчез бесследно в застенках НКВД.

На другой день утром, провожаемые всем семейством тёти Нади, мы отправлялись на хутор. Расстояние в двадцать километров мы преодолевали часов за пять

На хуторе для меня было раздолье. Хочешь — иди на речку купаться, хочешь — иди в лес собирать грибы или ягоды, А хочешь — вообрази себя лётчиком, и лети над лесами и горами, в которые фантазия легко преобразует травку и кочки на земле. А можно пойти к ручью, в котором водятся всякие водяные букашки, жучки и рачки, и наблюдать за ними, сажать их в банку, чтобы лучше рассмотреть, и придумывать им названия, вроде: водяной клоп, скорпион, жук-ныряльщик и т. д. У ручья я мог проводить часы.

А как радостно было после грозового дождя, когда из-за туч появлялось солнце, бегать по лужам! Лужайка между домами дяди Миши и нашим домом была покрыта сплошным ковром ромашки. Грунт был плотным и лужи долго держались после дождя. Я до сих пор помню приятное ощущение от шлепанья ногами по тёплым лужам и от щекотания подошв ног травяным ковром.

Дом наш был срублен из сосновых брёвен. С крыльца входящий попадал в сени. В сенях был туалет, кладовка и лестница на чердак. Из сеней дверь вела в кухню с настоящей русской печью. Через кухню можно было пройти в просторную гостиную со столом посередине. В гостиной была дверь на веранду. К гостиной примыкали ещё две комнаты: библиотека и спальня. В библиотеке стоял книжный шкаф с интереснейшими книгами в старинных переплётах: «Жизнь животных» Брема, многотомная «Вселенная и человечество», «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона. Было много и других книг, но эти были самыми любимыми.

Как приятно было, лёжа на белом полу из гладко выструганных досок или покачиваясь в кресле-качалке, перелистывать страницы тома «Вселенной и человечества». В книгах этого великолепно иллюстрированного издания рассказывалось о возникновении Земли, о появлении растений и животных, о первобытных людях, о различных расах, о путешествиях и географических открытиях и т. д. Трудно описать словами то волнующе-радостное, похожее на фантастический сон состояние, в которое я погружался. А воздух в комнате был наполнен свежим запахом смолы, исходящим от тёсаных бревенчатых стен.

Зимой в нашем доме на кухне жил дедушка Никанор. Чтобы дом не отсырел, надо чтобы в нем кто-то жил и протапливал печки. После нашего приезда дедушка переселялся в дом дяди Миши. Иногда он рано утром приходил к нам, брал удочку, которая стояла в сенях, и говорил: «Пойду пымаю голавля на обед». Через некоторое время он возвращался с несколькими толстыми голавлями и отдавал их маме. Он никогда не приходил без улова.

Семья дяди Миши состояла из его жены, которую я называл тётей Сашей, и детей: Зины, Вали и Юры. Зина была почти взрослая, Валя — немного старше меня, но она была девчонка, а Юра был мал, для того чтобы быть моим товарищем, поэтому я жил, в основном, своей жизнью.

В хозяйстве дяди Миши были кошки, лошади, корова, овцы, куры и свинья. Сейчас я понимаю, что свиньи все время были разные, но все они назывались Машками. Свинья свободно разгуливала на свободе. Я любил с ней играть. Ездил на ней верхом. С Юркой мы придумали такое развлечение: сажали свинью на задние ноги, а потом еловой шишкой надавливали ей на хребет около хвоста. Машка при этом хрюкала. Это называлось стрелять из пушки.

Когда в отпуск приезжал папа, жизнь становилась ещё интересней. Особенно я любил ночные прогулки с ним, когда всё небо усеяно звездами, а над темным лесом висит серп луны. Всё становилось волнующе таинственным, не таким, как днём.

Мы ловили ежей, которые, как известно, выходят на охоту ночью. Принеся ежа домой, мы наблюдали за ним, поили молоком, а потом выпускали на волю. Одного молодого ёжика, который быстро приручился, мы привезли в Ленинград, и он долго жил у меня в комнате, пока я не отдал его в школьный живой уголок.

А потом наступала пора, когда появляются светлячки, которых мы называли ивановскими червячками, потому что они появлялись к Иванову дню. Это было фантастическое зрелище: сотни зелёных огоньков мерцали в тёмном лесу. Если положить несколько светлячков на ладонь, то вся она освещалась зеленым светом.

Однажды мне захотелось поразить родителей чем-то необыкновенным. Я прибежал домой и соврал: «Папа, мама, я сейчас видел сразу семь ежей!» Папа посмотрел на меня насмешливо и спросил: «Точно семь?» «Точно», — сказал я и покраснел. С тех пор, когда папа подозревал, что я говорю неправду, он спрашивал: «А это не семь ежей?»

Как профсоюзный работник, отец прекрасно разбирался в законодательстве по социальному обеспечению. Поэтому к нему часто обращались за помощью люди из его родной деревни Костешино и из других окрестных деревень. Он никому не отказывал. Одним он помогал подобрать необходимые документы и грамотно составить заявление для получения пенсии или пособия по инвалидности, с другими даже сам ездил в Торжок в райсобес, чтобы помочь им добиться реализации их законных прав. При этом он делал это, по моим наблюдениям, даже с удовольствием.

Когда нам с папой приходилось бывать в Костешине и других деревнях, не было отбоя от желающих пригласить нас в гости. Если мы соглашались, нас угощали парным молоком, мёдом, яблоками или вишнями из сада. Можно сказать, что люди не просто уважали, а любили отца. Это мне нравилось.

Жизнь на хуторе познакомила меня и с тёмными сторонами деревенского быта. Очень ярко запечатлелся в памяти такой эпизод. Мы с мамой пошли в Костешино, чтобы купить что-то из продуктов. Зашли к тёте Поле Тихоновой, папиной двоюродной сестре. Я любил посещать этот гостеприимный дом, потому что мне разрешалось пользоваться садом, где можно было досыта наесться прямо с деревьев яблоками, грушами и вишнями. Кроме того, при доме была столярная мастерская дедушки Тимофея. Мастерская была наполнена чудесным запахом свежих сосновых стружек. Я любил наблюдать за работой дедушки Тимофея.

Так вот, мы сидели за разговорами в комнате у тёти Поли, когда на улице послышались крики, мимо окна, топоча ногами, пробежали какие-то люди. И тут раздался женский вопль, запомнившийся мне на всю жизнь: «Ми-и-тьку убили! Живот ножом распороли, кровища-то так и хлещет!» Мне стало страшно. Тётя Поля вышла на улицу и, возвратившись, сообщила, что Митьку зарезал во время драки парень из соседней деревни.

В каждой деревне в то время был свой религиозный праздник. Например, в одной деревне праздновали Ильин день, в другой — Иванов день, а в третьей — Троицу. На праздник приходили парни из других деревень. Напившись, устраивали драки, нередко кончавшиеся убийством или увечьями. Были постоянно враждующие между собой деревни. Парни, собираясь на праздник во «вражескую» деревню, заранее запасались орудиями убийства, так как знали, что обязательно будет драка (за этим и шли). Такова была традиция — жестокая и бессмысленная.

Жизнь крестьян была заполнена рутинным тяжёлым трудом. Не было электричества, отсутствовала телефонная связь и радио. Может быть, это и являлось одной из причин диких праздничных «развлечений». Однако и здесь были исключения. Встречались люди, которых смело можно назвать крестьянскими интеллигентами. Они были любознательны, выписывали газеты и журналы, агрономическую литературу, интересовались достижениями науки и первыми приобретали технические новинки, появлявшиеся в продаже. К таким людям относились, в частности, Соколовы и Тихоновы.

Хозяйство в значительной мере было натуральное. В доме дяди Миши стоял ткацкий станок, на котором его жена, тётя Саша, ткала льняную ткань. Естественный цвет ткани — серый. Потом её отбеливали, расстилая зимой в солнечный день на снегу. Нитки для ткани пряли с помощью прялки или веретена зимой, когда меньше сельскохозяйственных работ. Лён сеяли перед домом. Когда он созревал, его «теребили», т.е. выдёргивали из земли, и вязали в снопы. Из стеблей льна получали волокно для ниток, а из семян — масло.

Мылом для стирки не пользовались — слишком дорого. Бельё сперва кипятили в щёлоке. Щёлок — это раствор солей, содержащихся в древесной золе. Потом бельё «отбивали» на реке с помощью валька. Валёк — это массивная, слегка изогнутая деревянная доска, длиной сантиметров пятьдесят, с короткой ручкой. Обильно смоченное бельё раскладывалось на доске и по нему колотили вальком. С высоты своего образования я теперь понимаю, что здесь использовался принцип гидравлического удара. Вода с силой пробивалась через волокна ткани и увлекала с собой частицы грязи. До сих пор у меня в ушах стоит характерный звук шлепков валька по мокрому белью.

Интересно, что выстиранное и высушенное бельё не гладили с помощью утюга, а «катали». Расправленное бельё наматывали на скалку. Скалку катали по столу с помощью каталки. Каталка — это доска сантиметров 80 длиной с короткой ручкой. Нижняя, рабочая поверхность каталки — ребристая. Если положить конец каталки на скалку с бельём и двигать её вперёд, то скалка покатится по столу. При «катании» белья ребристая поверхность каталки издаёт рычащий звук: «ррр, ррр, ррр».

Папа подарил дяде Мише детекторный радиоприёмник конструкции Шапошникова. Собрал его сам Шапошников, друг моего отца, а ящичек для приёмника сделал из красного дерева дедушка Тимофей. Приёмник не имел усилителя, и для надёжного приёма нужна была мощная антенна. Дядя Миша с папой установили две высоченные деревянные мачты, между которыми был натянута антенна — провод длиной метров пятьдесят. Приём был хороший, но только через наушники. Кстати говоря, детектор в этом «первобытном» приёмнике был из кусочка германия, т.е. полупроводниковый. Дядя Миша стал первым обладателем радиоприёмника в деревне.

О жизни на хуторе я мог бы рассказывать без конца, но боюсь, это может надоесть читателю, а потому закончу повествование словами классика: «Счастливая, неповторимая пора детства!».

В войну хутор «Косой Брод» прекратил своё существование. Дядя Миша вынужден был переселиться в Костешино, а оба дома были проданы на вывоз в Торжок.

Продолжение: http://stihi.ru/2019/05/13/6885


Рецензии
Представляю, каково это было - ленинградскому мальчишке каждое лето окунаться в совершенно иную жизнь. Тяжёлую, но по своему прекрасную.
Был... Был момент в нашей истории, когда жизнь людей мало-помалу стала налаживаться.
Такие люди, как жители Косого Брода - соль земли. Сколько пользы они приносили и могли бы принести стране и своим близким, если бы...

ТТС

Кованов Александр Николаевич   13.05.2019 23:47     Заявить о нарушении
Папа очень любил хутор. Природа, чтение, новые миры...
Родные люди вокруг...
Что может быть лучше для мальчишки?

ТТТ

Таня Станчиц   14.05.2019 00:33   Заявить о нарушении