Российское государство 14

 Очерк истории восьми диктатур (862 – 2000 – 20??)

     МОЯ ЗЛОСЧАСТНАЯ РОССИЯ

 Автор Игорь Бестужев-Лада.

 Игорь Васильевич Бестужев-Лада(1927-2015), советский и российский учёный, историк, социолог и футуролог, специалист в области социального прогнозирования и глобалистики. Доктор исторических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РСФСР. Лауреат золотой медали Н. Д. Кондратьева 2001 года «за выдающийся вклад в развитие общественных наук».
Автор нескольких десятков монографий и брошюр, свыше двух тысяч статей в периодических изданиях.

  https://ru.wikipedia.org/wiki/ Бестужев-Лада, Игорь Васильевич

Продолжение 14 очерка.
Продолжение 13 http://www.stihi.ru/2019/05/11/4268

 «Слабоумие нового царя – в противоположность его отцу – выражалось в чересчур «смирном» характере. Он был совершенно неспособен заниматься государственными делами и с утра до вечера только молился (в перерывах между развлечениями). Он, разумеется, был женат, но детей у маргиналов обычно не бывает. Во всяком случае, жизнеспособных. В одном ему повезло. Его первейшим приближённым стал боярин Борис Федорович Годунов, выдающийся государственный деятель. Выдающийся среди длинной череды московских монархов, вровень с самыми действенными из них.
Таких, как Иван Ш и впоследствии Алексей Михайлович.

 Годунов и правил Московским государством с 1584 по 1605 год. Род Годунова происходил от татарского мурзы Чета, который в 1329 году выехал из Орды на службу к Ивану Калите (тогда это было обычным делом). Борис выдвинулся на службе у Ивана Грозного в 1570-х годах. Настолько, что в 1571 году женился на дочери царского любимца Малюты Скуратова. А в 1580 году выдал свою сестру Ирину за будущего царя Федора. Короче, стал одним из наиболее близких людей умирающего царя. И самым близким (не считая жены), у его наследника.

 Не удивительно, что он попал в число лиц, которых царь назначил опекунами над своим наследником. Но буквально на протяжении нескольких месяцев Борис разными способами устранил своих соперников. Один внезапно умер, другие были сосланы или пострижены в монахи. В том числе был свергнут митрополит и поставлен другой, ставленник Бориса. Таким образом, Годунов вскоре после смерти Ивана Грозного стал фактически единоличным правителем Московского государства.

 Во внутренней политике, стремясь к популярности среди набиравшего силу дворянства, он пошёл на усиление крепостного права. Отменил Юрьев день, в который крестьянам разрешалось менять владельца. Сделано это было вопреки интересам боярства. Крестьяне, как правило, перебегали от мелких владельцев к крупным, где гнёт был слабее. И, словно в проклятие такому закрепощению, в последующие годы на страну обрушился ряд стихийных бедствий: пожар, в очередной раз спаливший почти всю Москву. Три года подряд неурожай и голод, осложнившийся «моровой язвой» (чумой). Настоящим бедствием сделалась и подозрительность Бориса, породившая поток доносов и расправ, очень похожих на то, что творилось в СССР при Сталине в 1930-х годах.

 Если добавить к этому оппозицию «выскочке» со стороны знатного боярства, нетрудно понять, что позиции Годунова, при всех его государственных талантах, были довольно шатки. Что и привело всего через несколько лет к трагическому исходу. Однако главным во внутренней политике Годунова было всё же укрепление государства и расширение его пределов во все стороны света. Этот государственный подъём был закреплен учреждением патриаршества (1589), а также четырех
митрополий и устройством Русской Православной Церкви, какой она была до Петра Первого и стала опять при Ельцине.

 Расширяются внешние связи с государствами Европы. Растёт внешняя торговля. При дворе царя появляется первый отряд войск «иноземного строя», предтеча будущей регулярной армии. Набеги татар на Москву, почти ежегодные, начинают всё чаще кончаться их поражением. Борис, как наместник Казанского и Астраханского царств, сооружает длинный ряд городов-крепостей по Волге: Самара, Саратов, Царицын. Русские отряды продвигаются до Яика (Урал) и далее в Сибирь, основаны города Тюмень, Тобольск, Сургут, Нарым …

 На юге воздвигается такая же цепь городов-крепостей. Восстановлен Курск, построены Ливны, Кромы, Воронеж, Белгород, Оскол, Валуйки … Русские войска вновь дошли до Кавказа и взяли под покровительство кахетинского царя Александра. Правда, вскоре вытеснены были турками и персами. Протекторат России над Грузией, раздираемой между Турцией и Персией, возобновился только через двести лет. На северо-западе успешная война со Швецией вернула Москве города Ям, Ивангород, Копорье, Корела. Это еще не был выход к Балтике, но уже создавались предпосылки для него.

 На западе каменной стеной был обнесён Смоленск, что сыграло важную роль в борьбе за него на протяжении следующего столетия. Каменной стеной был обнесён и Белый город Москвы, что затрудняло набеги на неё крымских татар. При всех этих успехах, положение Бориса год от года становилось всё трагичнее. В 1598 году он формально венчался на царство. И не просто так, а по благословению патриарха, решением Земского Собора. Казалось бы, легитимность была соблюдена полностью. Но в Угличе подрастал царевич Дмитрий. Можно было не сомневаться, что боярская оппозиция Борису через несколько лет попытается поставить Дмитрия – последнего из Рюриковичей – на московский престол. Тогда Бориса в лучшем случае ждал монастырь. В худшем – казнь, с истреблением всего его рода.

 Поэтому в 1591 году в Углич были подосланы убийцы. Вскоре после убийства царевича в Москве случился еще один пожар, спаливший почти весь Белый город. Есть подозрения, что город был подожжён противниками Бориса, чтобы очернить его в глазах народа, как убийцу и поджигателя. Через несколько лет по стране поползли слухи о том, что царевич не убит, а бежал в Польшу. И, действительно, в начале 1604 года в Литве появился человек, выдававший себя за царевича и начавший собирать войско для похода на Москву.

 В начале 1605 года самозванец потерпел поражение от московских войск, но вернулся в Литву и стал собирать новое войско. В это время (апрель 1605 года) Борис внезапно скоропостижно скончался. Видимо, не выдержал растущего нервного напряжения, именуемого ныне стрессом. Началось первое в истории России Смутное Время (1605-1613). Второе имело место в 1917-1921. Третье – в 1991-2000 годах».

 Продолжение очерка в следующей публикации.

  11.05.2019


Рецензии