Стихотворение месяца 74 - Обзор Вайлит

1. "Ах, эти сумрачные зимы..."...4/4

О любви и её закономерных странностях)...
Чередующаяся лексическая анафора усиливает экспрессию...выделяется предикатив разг."ах", который произносится без восклицания и особых чувств (о печали)...
употребление же междометия "ах" в литературе "нового слога" сближает её с "щёгольским наречием" второй пол. XVIII в., для которого данное восклицание в высшей степени характерно: в "Опыте модного словаря Щёгольского наречия", именно в салонном языке второй пол. XVIII в...но стих-то современный, кмк.
"Её малиновому платью,
Его сорочке голубой."(с) - вот эти строки косвенно связаны с начальными
"Ах, эти сумрачные зимы,
Ах эти злые холода..."(с), ибо именно в них находятся подлежащие, к которым можно отнести местоимения "её, его"...получается, что она - зима, он - холод...а что - вполне соответствует, учитывая контекст)...вопрос: почему расставание привязано именно к зимам?...учит. мн.ч., можно говорить о периодичности процесса расставания), а можно ли "всю жизнь" расставаться, не берусь судить, в реальности, кмк, немного по-другому.
"Праздник глухих", возможно, нужно было закавычить, т.к. существует (в сентябре) настоящий международный праздник...ирония считывается, но слово "праздник" идёт в разрез с "сумрачные".
--------------------------------------------

2. "Мне привиделась чудо-прогулка"...4/3

Видимо, картина такая: хозяин идёт, за ним на шариках летит пёс, и он(пёс) по-прежнему на поводке, раз хозяин "рулевой"...в заключительном катрене - "почувствуй свободу" (на поводке) - ?...кмк, уместнее "парение".
Строка "Пять шариков, гелий, плюс наша мечта,"(с) - перегружена "гелием", т.е. он отдельно от шариков?, но если гелий находится в воздухе, то в виде мизерной примеси, иначе: содержание гелия в высоких концентрациях во вдыхаемом воздухе может вызвать головокружение, тошноту, рвоту, потерю сознания и смерть от асфиксии...а в описываемом сне ни слова о таком исходе), далее
"...наша мечта" - слово "наша" звучит преувеличенно...пёс вряд ли мог мечтать об этом, а хозяин (вроде бы уже разобрались) на земле..только вот опять как-то сбивает фраза - "...все от винта!"
Даниила Хармса вспомнила, чудный сюжет:
Несчастная кошка порезала лапу -
Сидит, и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу
Воздушные шарики надо купить.
И сразу столпился народ на дороге -
Шумит, и кричит, и на кошку глядит,
А кошка отчасти идёт по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит.
-------------------------------------------

3. "Ветеран"...4/4

Гражданская лирика требует от автора безупречного владения словом...
"Вся его родня" это чья: деда или внука?
Ударение остаётся на окончании и в личных формах глагола "собрАть" женского рода: собралАсь...использованный вариант произношения считается непредпочтительным, разговорным.
В каком значение использовано слово "обитель"? Шутливая форма не вписывается в контекст, а божья обитель (монастырь) спорно...строка как-то провисает не к месту в совокупности с вопросом.
Далее, "весь город замер"...но речь шла о конкретном месте, где проходит траурное мероприятие...подобное смысловое расширение не даёт тексту ничего, кроме некой доли неестественности (не трансляция же по ТV демонстрировалась)
"Он побратимов призывал
остановить безликих-властных,
но только были те слова
напрасны."(с) - понимаю так, что звучало обращения к обеим сторонам военного конфликта, в результате которого, видимо, погиб его внук...начало катрена требует обращения к семантическим свойствам понятия "побратим", "те слова напрасны" - кто его не слышал: дружески настроенные соседи (призывал остановить - это прямое побуждение к действию) или власти?...думаю, что проблема в понятии "напрасно", оно как бы повисло в воздухе...кмк, в этом катрене нет однозначной трактовки действия.
напрасно - тщетно, бесполезно, зря...я думаю, что высказанное во время траурной процедуры, всё же должно отозваться в сердцах и душах тех, кто скреплён традиционным обрядом дружбы с приравниванием её к братским отношениям;
------------------------------------------

4. "Поездка к деду"...4/4
   
Думаю, что начинать стих стоило с "Лето. Июнь. Мы приехали,.."(с), всё, что написано до этого как бы не могло быть столь очевидным для ЛГ.
Не согласна с "автозаменой" отец-дед...понятно, что пожилого мужчину можно наз. дедом, но не в случае, когда в тексте и "дети, и внуки", происходит путаница с повествующим лицом...особенно в строке "И сердце мое успокоится:
Дед ещё жив – видит Бог!"(с) - ЛГ явно не внук, учитывая контекст...да и с Богом как-то слишком, не на своём месте в предложении: видит, что сердце успокоилось, но не то, что жив дед-отец.
Много описания деталей, окружающий интерьер поглощает главное - зачем к деду приехали, только для того, чтобы посмотреть на двор, хозяйство и помыться в бане?
Строка "стёкла веранды в трещинках" невольно даёт именно такое понимание цели поездки(
Хотя, порой и этого достаточно старикам, чтобы сказать детям "спасибо"...строка "...От скуки с начала зимы."(с) указывает на то, что ему одиноко.
Как-то не очевидно развитие сюжетной линии в сторону соц. значимой проблемы, финал бы усилить.
-----------------------------------------

5. "Признание"...4/3

Хочется назвать это стихотворение: Признание без раскаяния.
Честность - она, конечно, заслуживает уважения, но в случае аргументированной полемики, пусть даже самим с собой...что наблюдается в данном случае - пассивная констатация собственного личностного "я" с, возможно, преувеличенным самомнением:
"Лишь то, что живо для меня,
не отвечая строгим вкусам,
мне составляет радость дня
в укор притворщикам и трусам."(с) - последние две строки тому подтверждение...по мнению ЛГ получается, что те, кто, например, дочитывают произведение до конца, или в процессе пытаются проанализировать изложенное, ещё не определившись с отношением к произведению, явл. трусами? (трусость — характеристика поведения человека в определенной ситуации, выраженная отказом к какому-либо действию по причине страха), а эта качественная характеристика здесь причём?
Возможно, что внутренний мир ЛГ не позволяет ему судить о ценности произведения, абстрагироваться от собственного "героизма"...
Можно было бы судить о стихе как об ироничном, ставящим проблему опосредованного отношения к нетривиально изложенным мыслям, но в данном контексте не хватает глубины рассуждений, что делает текст поверхностным.
-------------------------------------------

6. "Бесит"...3/3

Я называю подобные стихотворения "провокационным откровением"...почему провокационным? - как таковой художественной ценностью стих не выделяется. Стихотворение должно содержать постановку какой-либо основной (значимой) идеи, проведённой автором по теме...как я понимаю, идея - всё бесит...должно ли быть подобное значимым для читателя, не берусь судить за всех, а для меня, как рецензента, увы.
По тексту:
наличие в изобилие жаргонизмов, имеющих уничижительное лексическое значение...выстраивается психологический портрет ЛГ в двух возможных вариантах: "как патрон в обойме..."(с) - сравнение,
1.присущее речи военнослужащего...в таком случае "интересный" оттенок образуется по отношению к уважаемой профессии по прочтению стиха(
2.криминальной...тут исчерпывающе.
Душа, плывущая брассом, это, кмк, слишком смело (брассом - месить, перемешивая)
Килограммы мУки - ед. измерения мучения? сильную эмоц. боль вряд ли можно взвесить...правда, если боль перевести в физическую, то вопрос к ЛГ - сколько весит его тело?)
"Бесит то, что не родился бесом,
Бесят взгляды, полные отравы."(с) - на полном ли серьёзе автор подразумевает, что ЛГ родился, наверное, ангелом?
"Бесит, что от водки не легчает,
Что с другими бабами мне скучно...
Отчего же я тогда ночами
То с одною, то с другою сучкой?"(с) - кмк, эта часть текста вообще лишняя по поставленному вопросу, т.е. физиология в любом состоянии себе не изменяет)
ЛГ бы за сигаретами сходить...(
-----------------------------------------

7. "Вишня"...3/3

Южный ветер не обязательно оказывает благостное воздействие на окружающий мир, бывает совсем наоборот (дело в родине потока воздушной массы, которую несёт любой ветер), отсюда, кмк, правильнее "тёплый".
"Метелить" беру под сомнение в меру лексического значения, тем б., что наличествует привязка к "вишне"(даже, если "кружить", то дерево вишня как-то никак, а вот цветки вишни м.б.)...да и вообще, во 2-ой стр. перегружено метафоричн.
Кто откроет окна по всей округе - зяблик, котята?...всё через зпт. и ни слова об иных дейст. лицах...
"Тюль стрекозий из них завьётся"(с) - тюль завьётся (сделается завитками, накрутит кудри) из кого - из котят с зябликом? кмк, надо менять, т.к. в лучшем случае окна напрашиваются...может, взовьётся (от взвиться - стремительно взлететь)...синтаксис всего катрена нужно править.
Цветочная пыль не = цветочной пыльце, злато чересчур красиво.
Сквознячно, как я понимаю, требует наличия парочки отверстий, чтобы была воздушная тяга...это "нечто" не зря должно заплакать(...а также, слово может отражать и такой смысл - навылет, что в одном из значений - "пустое"(
-------------------------------------

8. "Паучье" 5/5

Интересное стихотворение, начиная с заглавия...символичность паука многолика, по образности является как положительным, так и отрицательным...здесь понятие используется, кмк, в смысле крепости, наразрывности в совокупности с природной мудростью...тонко подмечено извечное противоречие понимания жизни в разные возрастные периоды, точное попадание в финале в суть изложенного.
Конструкция построена с восходящей, немного нестандартной, градацией. В данном случае местами усиливается не значение какого-то отдельного слова...автор рассказывает целую цепочку событий, которые приводят к "рождению" стихотворения.
"...и слёзам вспомнится..."(с) - слёзы - 1 тип скл. в дат., творит. и предл. ударение падает на окончание, правильно "слезам".
"взгляд припухлый" - неудачно...всё, что угодно (веки/глаза, рот/губы, овал лица...), но не взгляд, а если учитывать сленговое значение слова "припухлый", то не айс)
---------------------------------------

9. "Встреча"...4/3

Какова основная идея написанного текста...какую личностную проблему, или социальную, поднимает автор в изложении? Соц. не обозначена, личное как констатация пустых рассуждений на тему неудавшейся жизни..."глупая" - это бессмысленная жизнь, ограниченная просто бытовыми потребностями...глупо прожить жизнь - это значит ничего не достичь в жизни, прожить жизнь в пустую.
"пустая жизнь" - это жизнь только для себя, жизнь без любви, и это не просто ноль, но некая отрицательная величина, ибо *сказано: "Кто не созиждет- тот расточает."...кмк, тавтологичность очевидна.
О каком тяжком кресте идёт речь -"Мой тяжкий крест нельзя тебе нести..."(с) - ?..человек сам выбрал способ жить и, похоже, что его никто к этому не принуждал, тем более свыше.
Противоречивый текст с присутствием некой бравады в рассуждениях ЛГ и, похоже, герой собой вполне доволен...
Вопрос: и зачем об этом всем знать, а конкретно, читателю?
-----------------------------------------

10. "Здравствуй, читатель"...4/3
 
И снова стихотворение в форме лирического послания к воображаемому другу-читателю.
На что хочу обратить особое внимание: стоит заменить в финале слово "обет", ибо даже, если рассматривать в устаревшем варианте как "зарок", "обещание", то всё равно слово выбивается из общей семантики...вообще-то слово обязывает, т.к.  несёт в себе обещание, обязательство, принятое из религиозных побуждений...по большей части обеты дают в тяжёлых обстоятельствах или в какой-то нужде.
Во втором катрене строки под вопросом понятны, но четвёртая строка вдруг переходит на утверждение - откуда знать автору, что увидит читатель, и увидит ли?
Начало след. катрена ставит вопрос: к кому обращена обезличенная первая строка?
"Первый дебют"..."дебют", значение этого слова – "первое выступление артиста на сцене или в кино", а потому неправильно часто встречающееся "первый дебют", первый излишне.
Не могу полностью согласиться с применением действий "ничего не боясь", но "сердце волнуется, бешено бьётся в груди"...есть противоречие.
С этюдом как-то "не в тему" в меру значения понятия (общее прототипическое значение - учебная или исследовательская вспомогательная работа...произведение изобразительного искусства, выполненное с натуры с целью ее изучения и обычно служащее предварительной разработкой какого-либо произведения) и предназначенности процесса)
Далее по тексту отмечается избыточность красивостей  - расцветает душа, разноцветная(излишне) радуга ярко горит.
Авторский посыл понятен, но неясно - какую конкретно поддержку ждёт от читателя...наблюдается некоторое лукавство.    
----------------------------------------

11. "Наш город"...3/3

Стихотворение о любви к родному городу, можно сказать, что современная ода...авторский взгляд понятен, но, кмк, присутствует некая поэтическая наивность.
Технически: правильно спОлох, сбой схемного ударения...дарИт отмечено автором, но это не оправдывает применение слова в такой форме...немалое количество граммат. рифмы.
Сравнение "живой изумруд" относится к какому критерию оценки минерала - твёрдость, цвет, ценность?...далее по тексту наличествуют сравнения, далёкие от изначального "изумруда" (к прим. "надёжное крыло"), т.е. не выдержан ровный сравнительный тон...в тексте выделяется избыток красивостей, смешанная семантика.
Превосходная степень изложения портит стихотворение...некое уподобление описания рая на земле.
----------------------------------------

12. "Память браня"...4/3

Однако...проблема раздвоения личности что-то зачастила в поэтическую среду)
после "вчерашнего" зпт. не нужна (не явл. однородными чл., т.к. характеризуют различные признаки предмета)
"горький" (сон) я бы оспорила, т.к. в результате процесса консолидации памяти часть пережитого за день опыта забывается, а другая перемещается на полку долговременной памяти, откуда ее можно достать позже...т. о. сон смягчает и психологические травмы - личные трагедии, потому что именно во сне мозг получает возможность рассортировать информацию на ту, которую нужно запомнить и идти с ней в будущее, и ту, которую лучше забыть и оставить в прошлом...без забывания ненужной информации не будет и запоминания важного...парадоксально, но факт: чтобы помнить, нам нужно забывать.
"аппетитные мысли оставила ночь" - ?(вкусный, возбуждающий аппетит, желание есть, лакомый или разг. привлекательный, соблазнительный)... после войны с огнём и горького сна?
"чёрная рябь" - ? (рябь - беспорядочные блики или мерцание лучиков света, или ощущение в глазах пестроты, множества разноцветных точек)
"вторая половина", кмк, это обращение к дорогому человеку(женщине)..."нормальный" посыл-побуждение "если сможешь – возьми револьвер и убей"(с)...особенно, после строки из первого катрена  "а сегодня внутри у меня тишина"(с)
----------------------------------------

13. "Осколки любви"...4/3

Похоже на наигранный сюжет...как-то неестественно, прийти на такое чудное свидание, а потом ни с того, ни с сего послать...безвозвратно)...как-то всё очень просто: от чудных звуков гавайской гитары до лживых звуков продажной гитары...может, в кино такое бывает?
"И страстное танго сменилось на вальс."(с) - как аргумент резкого экспрессивного поворота событий зачесть не могу, ибо вальс "...по временным меркам это очень молодой танец, что полностью отражено в его характере, стремительном, лёгком и жизнерадостном...но приковывает он взгляд не только энергичностью...вальс буквально пропитан романтикой, которая ощущается в каждом движении танцоров, это танец радости...не зря он выступает главным танцем на свадьбе."(с) - из истории танца.
И похоже, что вальс странным образом пририфмовался к диссонансу.
Думаю, что логичнее должно было быть наоборот: после вальса танго..."ни кавалеру, ни даме часто бывает неизвестно, чем закончится аргентинское танго – рыданиями нестерпимой боли разлуки или радостного вскрика воссоединения навечно"- из истории танца.
С бризом на восходе тоже не всё так просто: ранним утром и вечером температуры поверхности моря и земли выравниваются, при этом движение воздуха отсутствует, ветер утихает, море становится спокойным. Наступает непродолжительное затишье при смене направления бризовых ветров...
но ЛГ я очень сочувствую.
-----------------------------------------

14. "Леса кругом"...5/5

Определённо с мистическим подтекстом...так и напрашивается мистический реализм)
Насыпь в корнях вызывает возражение...кмк, уместнее всё-таки вдоль или под...в авторском варианте звучит как давно и совсем заброшенное ж/д, но далее по тексту - состав... пусть это движение очень редкое, но не по корням...и ещё - вся "грызучая мелочь" очень боится колебаний, а норы предложены чуть ли не в рельсах, но учитывая мистические места...)
Лепреконы с параболой...ничего, пусть будут)
Подлунный(поэт, устар) значит находящийся на земле, земной...вот это слово на месте, оно возвращает в реальность.
----------------------------------------

15. "Незнакомка из Сены"...5/5

Извечная Не могу поставить знак = между "злые цветы Бодлера" и "цветы Зла" (если на этой почве зла, где как будто уже и ничто не может вырасти, всё-таки вырастут цветы, то уж их надо будет тем более ценить), но это личное восприятие.
Нежить - оживший мертвец...в тексте присутствует некоторая неясность - от чьего имени ведётся повествование?
---------------------------------------

16. "Письмо"...4/5
Стихотворение выполнено в лирико-эпистолярный жанре, в форме поэтического послания...т.к. этот жанр художественной литературы может включать в себя, в зависимости от авторского замысла, элементы любого стиля, или нескольких стилей, то, кмк, наблюдается смешанный стиль: художественный+публицистический (риторические фигуры - вопросы, восклицания, обращения и т.п. и экспрессивная лексика, свойственна особая взволнованность с целью воздействие на читателя...автор, используя публицистический стиль, стремится убедить нас в наличие проблемы, сформировать общественное мнение, и в основе лежат личные переживания автора.
Смешанная семантика "растягивает" стихотворение во времени: от позапрошлого века до нынешнего времени.
Не могу не согласиться с основной идеей.
Выбранный размер, к сожалению, не дал возможности избежать недопустимости грамм. рифмы.
---------------------------------------

17. "Новая Москва"...5/5

Да, ночь время тяжких рассуждений, сгущаются дневные нерешённые проблемы...и хочется обратиться к тому, кто возможно, как-то подскажет выход...человек подсознательно ищет эту опору, когда состояние безысходности заставляет не спать ночами...но найдут ли указ. ЛГ друг друга?...в современной суете зачастую не хватает времени и веры, чтобы верить.
Мастерски отражена общенациональная проблема современности на примере одного взятого города... как раз в мегаполисах проблемы и выделяются крупным планом...
в большом городе человек, наверное, "уменьшается в размере до статической единицы отчётности", увы...
---------------------------------------

18. "Ненастье"...4/4

По первому катрену: остывший эспрессо и велосипед относятся к новым стихам или сами по себе?...всё идёт через зпт.
Восьмая строка сильно выбивается из размера, нарушая ритм.
"...до ручки, /до финиша пасты в ней."(с) - категорически не нра., фраза кажется чужеродной, и не только в меру двойственности "до ручки".
Финал:
"Ведь жизнь - не поэма, она кончается
Таким прозаичным, простым таким."(с) - а какая разница в форме изложения сюжета: проза или стихотворная форма, важен сам сюжет...и в данном случае сравнение с поэмой напоминает некую игру слов/смыслов, не более...поэма тоже может закончиться "таким прозаичным"...и всегда ли так, как по утверждению ЛГ - кончается (кмк, правильнее употребить "может закончиться")...история взаимоотношений и жизнь явл. совершенно разными временными отрезками и не только...


Рецензии
на 9. "Встреча"

Совершенно не согласен с Вашими то ли нравоучениями, то ли с претензиями
на философичность рассуждениями. Хотя стих действительно очень
средненький. Но мы с Вами, как вижу, в полном противовесе Киплингу
и далеко "не одной крови, не одной стаи...". Поэтому отвечаю только
на вопрос: "и зачем об этом всем знать, а конкретно, читателю?"

А затем, что желательно бы чётко осознавать себе цену и понимать,
что если ты уже не можешь дать человеку хотя бы кусочек счастья -
так не делай его несчастным...

С уважением,

Владимир Марциновский   08.05.2019 20:50     Заявить о нарушении
Похоже, что с нравоучениями это не ко мне...при ответе мне "только на вопрос" Вы не забыли дать совет и читателям - "чётко осознавать себе цену и понимать...", без компромиссов)...личный опыт - в массы!

Вайлит   08.05.2019 21:12   Заявить о нарушении
"личный опыт - в массы!"

Чем я регулярно и занимаюсь, стараясь не нарушать принцип:
"Никогда не давайте советов: умному они не нужны,
а дурак всё равно не воспользуется". (с)

Владимир Марциновский   08.05.2019 22:08   Заявить о нарушении
Успехов на просветительском поприще!

Вайлит   08.05.2019 22:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.