Штрихи. Поездка в Вильнюс. 1

Поездка в Вильнюс.
1.Город.

Льёт. После апрельских, нежданных, суши и, так рано, тепла. Льёт. Почва без устали заглатывает порции влаги. С крыши - струи. В бочке с проржавевшим дном – барабанная дробь, гулко раздающаяся за окном. Льёт.
Вчера удалось сбежать от дождя в соседний Вильнюс. Два часа в дороге, два часа на границе, ещё 33 километра и… дождя – нет! Кончился. В Литве. Весь - в Беларуси.
Малая родина встретила сероватым майским полднем, относительно свободными улицами – рабочий понедельник - и предложением – забудь обо всём, живи здесь и сейчас.
***
Живу, живём (с Леной, дочкой) – идём, вниз, от вокзала к старому городу. Троллейбусы, автобусы, троллейбусы, автобусы… но… пару кварталов в сторону, и приходится делить узкие улочки с авто, пытающимися обогнать, не зацепив твои пятки, или, уступая дорогу на пешеходках – не разминуться, спешащим на велосипедах или самокатах и папа-мамам с колясками.
Старый город: старые дома, просящие хозяйской руки, или вовсе с пустыми глазницами окон. Двери подъездов, забывшие прикосновение руки входящего, и покоробившиеся, покосившиеся, облупившиеся от частого похлопывания времени по плечу: «Дружище!» - но живые. Есть и приукрашенное в последние годы, и вкрапления новоделов.
Время во всех своих ипостасях бродит переулками, запуская завихрения в подворотни. Это и поржавевшие скамьи, и дизайнерские украшения, и малые формы городской архитектуры, и столики кафе.
Когда-то ездили в Вильно в поисках «западного» куража, аромата, фасонов, воспоминаний об общей истории, людях, объединявших разные, но очень близко соседствующие на планете Земля, народы.
Вот и сейчас, услышав песнопение, зашли в костёл, присели. Проповедь на польском. Барочное убранство, седые головы, полупустое пространство, но это середина рабочего дня! Вслушиваемся – вполне уловима суть, ухо выхватывает чистейшие русские словосочетания и вновь мягкое пришепётывание… Славяне. Отдохнув душой и телом, тихонько выходим. Через пару кварталов - Виленская синагога. Двойной забор – ажур старого кованого кружева, за ним новый - из тонкой сетки. На одной, другой, третьей соседствующих улочках напоминания о прошлом: холокост, гетто, театр гетто, доски, памятники… А вокруг - церкви, соборы, костёлы – Казимир, Анна, Николай, Рафаил, Стефан, Франциск Ассизкий, Екатерина, Иоаков, Филипп – почти всем святым, с надеждой и упованием.
И янтарь!.. Где-то привычная сувенирка, кое-где дизайнерские художественные решения, позволяющие увидеть неповторимость этого дара природы, Балтики.
Дань города своему прошлому, тому, что наполняло Вильно много лет назад, можно встретить неожиданно, за соседним углом. Например, на Литературной улице, где полуживые стены несут на себе фото, отрывки страниц, памятные детали более чем двух сотен известных, более или менее, писавших в и о Литве. В другом квартале вмурованы в современную штукатурку старых стен работы - миниатюры нынешних авторов, прикладников и художников.
Кружишь городским лабиринтом, улочками и площадями, и слышишь музыку, долетающую из приоткрытых окон филармонии, зачаровано останавливаешься пред цветущими ярко розовым деревьями, скромными, пытающимися украсить город и напомнить о весне, полураскрытыми желтками тюльпанов и отцветающей синью мышиных гиацинтов.
За углом выставочного центра натыкаешься на жуть волосатую –карабкающиеся руки-лапы, напротив – ярко красный конь-огонь , сработанный из «отработанного» станка. Прошлое и настоящее. Везде.

07/05/19
Поездка в Вильнюс
2. Марионетка??
http://www.stihi.ru/2019/05/07/6551


Рецензии