Российское государство 7

 Очерк истории восьми диктатур (862 – 2000 – 20??)

     МОЯ ЗЛОСЧАСТНАЯ РОССИЯ

 Автор Игорь Бестужев-Лада.

 Игорь Васильевич Бестужев-Лада(1927-2015), советский и российский учёный, историк, социолог и футуролог, специалист в области социального прогнозирования и глобалистики. Доктор исторических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РСФСР. Лауреат золотой медали Н. Д. Кондратьева 2001 года «за выдающийся вклад в развитие общественных наук».
Автор нескольких десятков монографий и брошюр, свыше двух тысяч статей в периодических изданиях.

  https://ru.wikipedia.org/wiki/ Бестужев-Лада, Игорь Васильевич


Продолжение 7 очерка.
Продолжение 6 http://www.stihi.ru/2019/05/06/5329

 «Святослав (957-972), вопреки влиянию матери и своему славянскому имени, вырос типичным норманном. И не просто норманном, а берсеркером (в буквальном переводе на русский: «медвежья шкура»). Так в Скандинавии называли особенно отважных воинов, которые презирали доспехи, довольствуясь лишь волчьей или медвежьей шкурой, в битве становились как бы безумными от ярости и рубили всех, кто попадётся под руку, заставляя окружающих в ужасе разбегаться. С таким военачальником, рубившимся в первых рядах, дружина была неодолима на поле боя. Но как полководец и государственный деятель, Святослав, увы, был равен нулю.

 И поэтому дважды кончил очень плохо. Чтобы наглядно представить себе этого князя, не надо никаких летописей. Достаточно прочитать повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Только вместо пищали и сабли – боевой топор. А во всем прочем – такой же чуб, такая же удаль молодецкая в плечах и та же отчаянность в сечах.

 Из удач Святослава можно назвать только поход на хазар. К тому времени из восточно-славянских племён только вятичи были вне власти Киевского князя. они платили дань хазарам. Это и послужило поводом к войне. Хазарское государство (каганат) к тому времени представляло собой огромную силу, но, как мы уже говорили, было в упадке. Его территория простиралась от Кавказа до Камы, от Нижней Волги до Десны. Войны с хазарами вели и Рюрик, и Олег, и Игорь. Но только Святослав покончил с ними совсем. В 966 (по другим данным, в 969) г. он наголову разгромил хазарское войско и прошёл с огнём и мечом весь каганат, после чего тот вскоре распался и исчез с лица земли. Правда, хазар, в качестве угрозы Руси с юга, тут же заменили печенеги, громить которых предстояло уже сыну Святослава.

 Победителя хазар ждала не только слава, но и лестное предложение византийского императора помочь ему в войне с южными (дунайскими) болгарами, не путать с северными(волжскими) булгарами, которые позже волею судеб были переименованы в татар. После возвращения из похода на хазар Святослав, со своими союзниками, печенегами, венграми(о них речь впереди) и другими явился в Болгарию и быстро завоевал почти всю её. Однако, предвосхищая Петра Первого, киевский князь решил перенести столицу с Днепра на Дунай, т. е. как бы сравняться с византийским императором. Получилось, что Константинополь обрёл соседа, более опасного, чем болгары. Поэтому византийцы подкупили печенегов, чтобы те напали на Киев.

 Святославу пришлось возвращаться обратно. В 971 г. он снова явился на Дунай, поначалу имел успех, даже двинулся за Балканы, но византийцы объединились с болгарами против общего врага, силы оказались неравны, и князю пришлось уходить. Это была первая катастрофа. На следующий год последовала вторая. Святослав со своими ладьями застрял у днепровских порогов, занятых печенегами, должен был переждать зиму, а когда попытался побиться в Киев, пал в бою с печенегами. Раньше каждый школьник знал, что из его черепа враги сделали чашу и пили из неё на пирах.

 На престол в Киеве сел его законный сын Ярополк (972-980). Он отличился лишь тем, что убил своего брата Олега, открыв тем самым многовековую княжескую усобицу. И ненадолго стал единовластным государем восточно-европейской империи. Однако у Святослава, как у всякого знатного язычника, помимо жены (жён), были еще и наложницы. От одной из них появился незаконнорожденный, но любимый сын Владимир, которому отец дал в правление Новгород.

 Столкновение «законного» и «незаконного» сына, это всегда катастрофа для государства: настолько второй обычно ненавидит первого. Напомним, что именно так спустя много веков рухнула в Южной Америке империя Инков.
Когда Ярополк сел на престоле в Киеве и убил Олега, Владимир должен был бежать из Новгорода, опасаясь той же участи. Но он не остался несчастным беглецом, а нанял варяжскую дружину и напал с нею на Киев. Ярополк оказался и трусливым, и глупым человеком. Он не принял боя, а бежал в укреплённый городок РОдня.

 Последовали осада, голод осажденных, предательство приближенных Ярополка и коварство Владимира. Пообещав брату пощаду, Владимир выманил его из крепости и тут же убил. А потом повторил путь своей бабушки, от убийства к святости.
Святой Владимир, он же Красное Солнце (980-1015) был, пожалуй, последним единоличным властелином восточно-европейской империи, да еще столь долгое время. Он, в отличие от отца, оказался выдающимся государственным деятелем. При нём Киевская Русь достигла высшей точки расцвета, после которой начался распад на удельные княжества.

 В 981-984 гг. Владимир покорил остававшиеся неподвластными Руси племена вятичей, ятвягов, радимичей и др. Успешно боролся с печенегами, построил против них в 984-988 гг. цепь городов на реках Десна, Трубеж, Сула, Стугна. Печенегов добил в 1036 г. уже его сын. Правда, на смену печенегам явились другие тюркские кочевники, половцы, борьба с которыми шла целых два столетия, пока обе стороны не были разгромлены татаро-монголами. При Владимире Киевская Русь простёрла свои границы от Польши на западе, до Балтике на севере, до Волги на востоке и почти до Причерноморья на юге. От прежних завоеваний на Далёком Таманском полуострове два столетия оставалось лишь Тмутараканское княжество, но и оно потом пало под ударами византийцев и половцев.

 Не менее важно, что Владимир укрепил единство своего государства, расставив по областям наместников (в том числе сыновей, но они при жизни отца были всего лишь наместниками), создал систему связей между областями и Киевом, упорядочил государственное устройство и добился могущества, которого Русь не имела ни до, ни долго после него. Он даже вмешался в византийские дела, помог императору подавить восстание против него и заставил выдать за себя свою сестру, скрепив тем самым как бы «на равных» союз обеих империй.

Главным же делом его княжения было идеологическое скрепление единства государства. Сначала он попытался собрать в Киеве изображения всех языческих идолов, чтобы Киев стал не только политическим центром. Но эта попытка не имела успеха. Тогда князь вспомнил религию своей бабушки – Ольги.. А тут пришлось становиться «на равных» с христианской Византией. Император никогда не выдал бы свою сестру за язычника, с его многочисленными жёнами и наложницами. Но в 988 г. Владимир крестился, стал христианином и волевым порядком ввёл христианство на Руси, подавив отчаянное сопротивление Киевлян и окрестных племён. Поэтому он, как и его бабушка, причислен православной церковью к лику святых.

 При всех своих успехах, Владимир, как и его брат Ярополк, начал княжение с убийства брата. И тем самым как бы заложил под Киевскую Русь «мину замедленного действия». Эта «мина» сработала практически сразу после его смерти и вскоре расколола Русь на почти полтора десятка независимых и враждебных друг другу государств, обречённых на гибель под пятой более сильного захватчика. Всё это очень напоминает печально-постыдный 1991 год, только растянутый на два века».

 Продолжение очерка в следующей публикации.

  07.05.2019


Рецензии