ч. 2

«Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних; буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях» Пс. 79, 12-13   




 Пора дорогие мои от рассказов нам отправиться в Дигорское ущелье. Мы покидаем гостеприимный город Дигора, нас уже ждет Стур-Дигора, одно из древнейших селений. Город Дигора находиться на равнине, и до революции назывался Ново-христиановским,  Христиановским. Это Дигорский район. Насколько мы знаем. На равнине расселины были дигорцы по приходе сюда Российской империи, и разделены по религиозному признаку. Дигора, название получает при советской власти, Чикола бывшее Магометановское соответственно.
 Дигорское ущелье, расположенное на юго-западной границе Северной Осетии, в бассейне реки Урух (Ираф) — самое удаленное от Владикавказа. Путешествие по Дигории начинается с селения Чикола, по предгорной равнине дорога ведет через село Ахсарисар,что в переводе с осетинского означает «верх воинской доблести». В древности здесь аланы сражались с татаро-монголами, войсками Тимура, которые пытались проникнуть в глубь ущелья. Минуя селение Калух, дорога тянется к подножию Скалистого хребта. Неподалеку от тоннеля раскинулся каньон Ахсинта. Через каньон перекинут бетонный мост, который туристы прозвали Чертовым. С моста открывается вид на теряющуюся в скалах реку Урух, с запада к каньону подступает лес, а с отвесных стен спускаются ручейки карстовых источников. За каньоном открывается вход в Дигорское ущелье. В ущелье можно попасть через тоннель, а в прошлом дорога шла по карнизу на вертикальной стене.
  Самая первая колесная дорога появилась здесь только в 1870-х гг. Кто хотя бы раз побывал в Дигории, навсегда сохранит в своем сердце этот удивительный край. Своеобразной осью для местности является ледниковая река Урух ("широкий" - тюрк.), которую осетины зовут Ираф. Начинается река с ледников Главного Кавказского хребта, у границы с Грузией. Самым удаленным от оживленных туристических маршрутов является этот горный район. Когда мы писали про душевный комфорт, мы отталкивались сугубо от своих впечатлений. И поэтому, позже, читая о Дигорском ущелье, находили схожие свидетельства. Сто с лишним лет назад известный покоритель альпийских вершин Н. В. Поггенполь писал: "Почему так хороша Дигория, почему в других местах я не ощущал того удовольствия, как здесь, среди зеленых лугов, омываемых Урухом, и великолепных хвойных лесов, в темную зелень которых спускаются белые ленты ледников? Отдельные элементы горного ландшафта сочетаются в Дигории поразительно мягко и живописно, нет ничего угрюмого и мрачного, а свежая изумрудная зелень лугов, благородные, архитектонические линии тонко вырезанных вершин с блестящим фирновым покровом у их подножий ласкают взор счастливым сочетанием красок..."
 Дигория славится памятниками старины. Памятники традиционного осетинского зодчества свидетельствуют о том, что средневековые мастера (как и их предшественники) органично сочетали функциональные, художественные, конструктивные и экономические требования к любой постройке, в том числе и к мемориальному сооружению. Однако архитектура как искусство всегда интерпретировала и идеологические воззрения, прежде всего религиозные верования, являвшиеся неотъемлемой частью сознания и миропонимания наших предков. Практически все исследователи указывают на синкретический характер религиозных представлений осетин, испытавших на себе влияние христианства и ислама, но сохранивших и более глубинные пласты своих традиционных верований. Материальное воплощение духовной культуры населения прослеживается в Осетии, не исключая Дигории, весьма четко. Это, прежде всего, касается разнотипных святилищ, сооружавшихся в честь многочисленных богов/ святых осетинского пантеона, христианских храмов и часовен. К сожалению, сведения о культовых мусульманских памятниках средневековой поры не столь исчерпывающи, хотя ислам под воздействием феодалов Кабарды получил в Северной Осетии достаточно широкое распространение. Но, видимо, от того что и сами адыги не обладали навыками строительства каменных зданий, тем более культовых, они не смогли оказать какого-либо действенного влияния на традиции горской зодческой школы. Естественно, речь не идет здесь о погребальных памятниках (склепах-мавзолеях), более чувствительных к новым религиозным веяниям.
  Нам было интересно лично увидеть древний храм Саттай-Обау, о нем различные мнения, это храм, другие, говоря нет, это святилище, третьи склеп. Саттайи-обау, еще слабо изученный архитектурный памятник, по плану и строительным традициям близок к Нузальской часовне и весьма сходен с га-лиатской церковью Авд-дзуар и церковью Фараската. Эта типологическая близость, по мнению В.А.Кузнецова, дает основание видеть в исследуемом памятнике церковь Донифарса, относящуюся к XIII-XIV вв. (Кузнецов В.А., 1977, с.154,155). Это четырехугольное в плане строение, сложенное из каменных плит различного размера с арочным входным проемом, плоским перекрытием и слегка наклоненными стенами. Кровля венчалась треугольным каменным навершием, с рельефным изображением креста. Камера святилища была разделена на две части стрельчатой аркой. Свод обеих камер был ложный. В камере I отмечены каменные сиденья. Длина сооружения — 5,75 м, ширина — 4,20.  В храме Саттай-обау ведется богослужения.
 Каждый, кто был с нами в те поездки, имел свои интересы. Кто - то открывал историю своего рода, знакомился с родными, кто-то просто ехал отдохнуть в горы. Нас же интересовало современное и древнее зодчество. И каждый находил здесь, то, что искал. Проблема в современном зодчестве Северной Осетии, как впрочем, и России, что многое строится, но строится в неком унифицированном виде.
   В селении Галиат и по сей день сохранились развалины каменной церкви Феодора Тирона с монашескими кельями, а рядом — кладбище, где погребали проповедовавших здесь греческих иноков. В селении Дунта — развалины храма чуть ли не IX века, в селе Кумбулта — Донифарс — развалины средневекового храма Святителя Николая (Уасниккола), в селе Фараскатта — церкви Семи мучеников Маккавеев и их матери Соломонии, в местечке Камата близ Махческа — руины древней церкви Святого Илии (Уацилла)
  Интересна по своему архитектурно-конструктивному решению небольшая церковь XIII-XiV вв. в селении Фараскат, сложенная из разноразмерных камней и туфовых плит, стены оштукатурены и окрашены желтой охрой; по бокам выше арочного входного проема в фасад вмонтированы плиты с крестообразными изображениями. Внутреннее помещение двухкамерное; перекрытие сложено из каменных плит. Сокращение размеров храмов неизбежно порождало новое качество архитектуры - интимность, сближение с человеком, и вело к созданию архитектурной миниатюры - своего рода увеличенной модели храма, в которой как бы концентрировались наиболее отработанные особенности зодчества того времени. Небольшие общинные церкви, рассчитанные на ограниченный приход, неотступно следовали сложившемуся типу, державшемуся веками почти без изменений, а пресловутая традиционность нередко порождала архаичность их облика.

  Природные богатства ущелья огромны. В древности в постройке храма, в росписи, написании иконы использовались местные материалы. Гармонично с окружающим ландшафтом.  В настоящее время в пейзаже немного диссонирует древняя архаика и современная кладка,  профнастил.
  Не оскорбляя ни чьих религиозных чувств, а наоборот относимся с уважение к выбору любого человека. Будучи православного вероисповедования, нас интересовали сугубо христианские памятники. Памятниками древности богата Дигория, и мы пишем об этом как об артефактах истории, о современных верованиях должны писать посвященные, тоже самое и об исламе в Осетии, соответственно мусульмане. Абсолютное большинство народа отмечает христианские праздники: Куадзан (Пасху-Воскресение Христово), Цыппурс (Рождество Иисуса Христа), Кардагхассан (Троицу), Доныскъафан (Крещение Иисуса Христа), Майрамы Куадзан (Рождество Пресвятой Богородицы), Джеоргуыба (колесование великомученика Георгия Победоносца), почитает УацГерги (святого вмч.Георгия Победоносца), УацИлла (святого пророка Илию), МыкалГабырта (архангелов Михаила и Гавриила)По авторитетному мнению видного осетинского этнолога Вилена Уарзиати, почитание святого Георгия – Уастырджи / Уасгерги (дигорский диалект) восходит к временам проповеди равноапостольной Нины (IV в.). Проповедуя учение Христа среди иберов и алан, святая Нина упоминала и своего родственника – великомученика Георгия и ввела обычай отмечать дни памяти колесования святого в 20-х числах ноября. Я знаю, что осетины отмечают праздники : Цыппурс,  Зардаваран, Куадзан, Майрамы Куадзан, Кардагхассан, Донаскъафан, Джеогуыба. Куадзан,переходящий осетинский праздник. Не спроста каждый год совпадает с Православной Пасхой. Готовятся к нему семинедельным постом-мархо, который начинается сразу после праздника Комбаттан. Народ воздерживается от скоромной пищи и недостойного поведения. В день Куадзан режут жертвенное животное и готовят пироги и другие яства. Обязательно красят яйца. По русски Комбаттан - это Заговенье на Великий Пост,мархо-пост,Куадзан--Разговенье.
Куадзан осетин и Пасха ХРИСТОВА христиан один и тот же праздник.
 "Широкая продольная долина, расположенная за высокой стеной Скалистого хребта,— край старинных горных аулов, где среди каменных замшелых развалин поднимаются высокие сторожевые башни. По окрестным холмам лепятся низенькие, совсем вросшие в землю могильники и дзуары — древние святилища.
 Долина эта, благодаря хорошим климатическим условиям и замечательным пастбищам, всегда была самым населенным и развитым в хозяйственном отношении районом высокогорной Дигории. Сделав маршрут по ней, вы сможете не только познакомиться с ее своеобразной природой и населением, но и как бы заглянуть вглубь веков. Многочисленные, овеянные легендами памятники старины расскажут вам много интересного о тех, кто жил здесь и отстаивал свою независимость.
По преданию, эта древняя земля — родина нартов — свободолюбивых, мужественных, честных и добрых богатырей. В представлении каждого осетина нарты — это их славные предки, жившие в какой-то героический период истории осетинского народа. В мужчине-нарте ценились прежде всего три качества: отвага в бою, воздержание в пище и уважение к женщине.
Жители селений Мацута, Махческ, Лезгор, Донифарс уверены, что нарты жили именно здесь, на том месте, где сейчас находятся их родные села. В доказательство этому они расскажут вам много интересных легенд, покажут материальные памятники нартов — святилища в честь того или другого героя, нартские нихасы, места погребения нартов.
Если, не доезжая до Мацуты 1,5 км, сойти с машины и подняться по крутой тропинке метров на 300—350 (по высоте), то можно попасть на обширную холмистую поверхность, покрытую зелеными лугами. Куда ни посмотришь, всюду видны древние, сторожевые башни и полуразрушенные дома небольших горных аулов, вырисовывающиеся темными силуэтами на яркой синеве неба. Они придают ландшафту какое-то своеобразие и невольно приковывают внимание каждого, впервые попавшего сюда человека"(© Агибалова В.В., Жданов Г.В, Иванов В.Д., http://citadel.bstu.by)э
  Издавна заселялись долины верхней части Уруха и его притоков. Главным селением в те далекие времена было Стур-Дигора. Одновременно с ним возникли селения. Дзинага и Гулар, о чем свидетельствуют огромные наземные склепы и сторожевые башни.
 Духовное для души, но человек нуждается и пище телесной. Мы сидим за импровизированным каменным столом, пьем пиво и едим пироги. "Мой дом везде, где есть небесный свод, Где только слышны звуки песен", как будто певец Кавказа, Михаил Юрьевич незримо присутствовал среди нас. Кто-то вкладывает в пищу сакральный смысл, мы же не рассуждая, пользовались гостеприимством хозяев, отведали пироги с благодарностью. А застольные тосты, нужно записывать, хотя бы даже на телефон, и слушать как песню. Нам уважающих воинскую этику особенно было приятно обрести таких друзей воинов и поэтов. Спрашиваем об осетинском пиве, оказывается  "Балтика"- это и есть осетинское пиво, а мы думали в 21 веке, его варят в медных котлах. Боллоев Таймураз Казбекович президент завода «Балтика», из села Хазнидон.
  Через Дигорское ущелье проходил один внешних кавказских путей в Западную Грузию. В XVI в. отсюда Караугомский ледниковый перевал прошли русские послы в Имеретию. В период монгольского нашествия в Дигорском ущелье укрывались не только аланы-дигорцы, но и некоторые другие этнические группы. В частности, сюда, вероятно, отступали ближайшие соседи дигорцев — кыпчаки, так как в составе кыпчаков (половцев), ушедших на Запад, было немало асов-дигорцев, поселившихся затем в Венгрии.
  В Стур – Дигоре общаемся с хозяевами, нас пригласившими. Глава района Роберт Габеев, его сын участковый Руслан,о которых нужно писать отдельную книгу, деревянными граблями убирали огород. Нам они напомнили героев нартского эпоса в своей простоте и достоинстве. – Да, говорит Роберт, многое нужно еще сделать. На столбах напротив нас висит колокол. Говорят, его украли, нашли и вернули. Большой медный храмовый колокол, хорошо, что его не распилили. И вот висит он на фоне гор как символ, веревка оборвана, и вроде колокол есть, да позвонить нельзя. Веревка не проблема, да звонарей не стало. А и найдется звонарь, услышит ли молодежь благовест, сквозь музыку наушников?
  Мы уезжаем из ущелья, осеннее Солнце, провожает нас. Дорожная служба укладывает асфальт. «Пластмассовый мир победил»? Может быть. Но мы еще живы Божьей милостью, он победит, окончательно, когда мы опустим руки. Им не нужны патриархальные устои, народы ищут развлечений. Но мы надеемся вернуться, вернуться, что бы продолжить Дело наших несгибаемых зодчих.


Рецензии