Джинн

1
…Будь то история про яблоко и змея
Или про равенство алеющих знамён -
В среде людской всё начинается с идеи.
Таков неписаный закон.

Идея не является извне,
Но изнутри является идея.
Ей для рожденья нужен человек,
Который вслух назвать её сумеет.

И часто этот самый человек
Является лишь первым человеком.
Является одним из многих тех,
Кто вслух решил назвать идею эту.

Идея свой масштаб преумножИт
С преумножением приспешников идеи.
И без идеи станет невозможно жить.
Идее верят и в идею верят.

И вера станет отражением идеи,
Новой формою былого естества.
Вера, как идеи продолжение,
Похожа на неё, но не всегда:
Любой идее нужно основание
В любой момент её существования,
Но лишь идея в веру перейдёт -
Такая надобность мгновенно отпадёт.

Жестока вера, как идеи порождение,
К своей праматери да и к самой себе.
Вполне способен человек жить без идеи,
А вот без веры жить способен не вполне.

Всё что угодно человек возводит в веру.
Иронию нельзя не усмотреть
В том, что существуют изуверы,
Верящие в то, что веры нет.

Синергия веры и идеи,
Так же, как и их антагонизм,
Остаётся интересной темой,
О которой можно долго говорить.

Но вот только в этом списке славном
Есть ещё и третий элемент.
Третий в списке, по значенью - главный
В понимании множества людей.

Но что б ни говорили - он не первый.
Он следствие, а иногда итог.
Где идея - там родится вера,
Где есть вера - там родится бог…

2

…Давным-давно я был свидетелем невольным
Одной картины, обыденной до боли.
И становилось от того ещё больней.
По рынку шумному три женщины шагали.
Между обозов полных мастерски петляли,
Маршрут ведя от бакалей до бакалей.

То тут, то там крупа, и овощи, и фрукты,
И разномастные полезные продукты.
И их корзины наполнялись всё скорей.
Но у одной из лавок разговор случился,
Застав который, я ещё раз убедился
В несостоятельности личностной людей.

Одна из них кувшин в руках вертела.
Она уже давно купить хотела
Под масло новенький, красивенький сосуд.
Она осматривала амфору резную,
Слегка потёрла пробочку тугую,
И обратила вдруг вниманье на подруг.

Была одна с увесистой корзиной.
Она сказала: «Да на что тебе кувшины?
И так ведь есть один, а новый ни к чему!
Постарше буду я, а ты меня послушай!
Я всяко опытней, я всяко знаю лучше!
Прислушайся ко мненью моему!

Ты лучше что-нибудь полезное купи.
Ты лучше золото не трать, а подкопи.
А эта амфора - пустая денег трата».
Вторая женщина с корзинкой небольшой
Кувшин отставила и отвела долой
Ту, первую, за руку от прилавка:

«Моя подруга здесь брала уже горшок -
Через четыре дня он трещиной пошёл.
Неужто хочешь ты такого же с собой?
Действительно, зачем тебе кувшин?
Ведь есть ещё, ведь есть уже один».
Кувшин стоять остался. Женщина с подругами отправилась домой.

О, сколько слышал я подобных диалогов,
И сколько видывал подобных я людей.
Я вижу, знаешь ты, подобных очень много.
Я знаю, думаешь, что все такие. Все.

Всегда есть те, кто слушают бездумно,
Всегда найдутся те, кто будут говорить,
И будут выглядеть заботливо и умно,
Но этим будут только горе приносить.

Не всякий путь, пригодный одному,
Другому будет столько же удобен.
Дорога, что одних ведёт к свободе,
Ведёт кого-то неминуемо в тюрьму.

Но всё ж внимают истовым советам,
Путями всё же следуют чужими.
Но всё же жизни проживают по заветам
Чужим, так гордо названным своими.

Но что же хуже в теме заблуждений?
Когда по чьей-то воле заблуждён?
Или напротив, волею своею
В тупик безвыходный невольно заведён?..

3

…Вера очень странное явление.
Странное и сильное при том.
Происходит бога появление.
Появился он, а что потом?

А потом молитвы, восхваленья,
Просьбы, просьбы, просьбы, выполненья,
Нередко многоликость проявленья,
И вновь мольбы, и снова восхваленья.

Но бог, сотворённый верой людскою,
Воспетый хвалой и мольбами,
Порой без труда забывает о том,
Что вера - палка с двумя концами.

Люди нуждаются в том, чтобы верить,
Но, куда более явственно,
Боги нуждаются в том, чтоб идею их
Восхваляла и множила паства.

И если вдруг бог силу веры теряет,
Он сильно слабеет, но не исчезает.
Он превращается в нечто новое,
Не божественное, но богоподобное.

И если когда-то я слышал мольбы,
Теперь лишь приказы я слышу.
И если я раньше решал, где мне быть,
Теперь я в бутылке живу. Иронично.

Я вижу всё то, что и раньше видал,
Но влиять ни на что я не в силах.
Я знаю всё то, что и раньше я знал,
Но знанья мои невесомее пыли.

Желанья людские - работа моя
И приговор мой пожизненный.
Но не всегда, далеко не всегда
Люди знают желания истинные.

А я знаю, и прежде я знал, Но сейчас
Не играет увы это роли.
Что бы я не увидел в раскрытых глазах,
Я, как камень, безвольно-безмолвен…

4

…Один парнишка, что богатства загадал,
Такие речи раскалённые слагал
О сути человеческой свободы!
Он говорил, мол, вот, за годом годы,
Сам человек рисует знак равно
Между свободой и между деньгами.
Мол, начал делать это он давно
И до сих пор так делать продолжает.
Мол не имея за душою ни гроша,
Ты в этой жизни ничего не возымеешь,
Но расцветёшь ты сам и расцветёт душа
В момент, когда ты вдруг разбогатеешь.
Ты волен что угодно покупать,
И волен ты купить кого угодно,
Когда цена вопроса не важна.
Вот это настоящая свобода!

Парнишка не на шутку оживлённый
Махал руками и монетами звенел.
Его не отвлекали тучи с громом
И взгляды удивленные людей.

Он говорил, как будто сам с собою.
Нельзя было и мне его отвлечь.
Он был убит в момент ударом молнии,
Так и не закончив свою речь.

Был ли он в своих идеях правым?
Если рассуждать со стороны,
Мы с тобою скажем, что навряд ли.
Но вопрос тогда: Причём тут мы?

Он в свою идею верил свято.
А когда имеет место вера -
Нет вопроса прав или не прав ты.
Вера есть, а вера не идея…

5

…Знанья любые полезность теряют,
Когда эти знания не применяют.
Да и если бы мог эти знания я применять,
То сюжет мой нехитрый тогда повторился б опять.

Люди не редко считают, что то, что им надо
Идентично становится с тем, чего хочется им;

Люди считают, что их субъективные взгляды
Истина, суть, что должна быть привита другим;

Люди считают, что можно достигнуть бездействием
Цели своей, облачая в желание это;

Люди считают, что божьи святые заветы -
Что-то извне, а не их же сознания следствие;

Люди считают, что то, что зовётся свободой
Имеет хоть сколько-то граней, но это не так;

Люди всё время чего-то хотят, но во многом
Люди не знают чего эти люди хотят.


Да и я с каждым разом всё меньше и меньше уверен,
Что я это знаю. Приходится предполагать.
Но в чём я точно уверен в прошествии времени:
Вечный покой – это то, чего джинны хотят.

6

Окно одинокое шторой багровой затянуто,
Полумрак перманентный привычно ласкает глаза.
Он сидит за столом, а напротив него, чуть моложе,
С холста размалёван, с широкой улыбкою, он же.

Ах, если бы знал этот Он что с ним будет потом,
Он бы, наверное, спрятал улыбку поганую.
А может быть знал этот Он? И дело всё в том,
Что Он издевался тогда и сейчас издевается.

Но к чёрту его, если время уже к утру,
А на бумаге строчки опять не единой,
Время пришло наконец-то откупорить ту,
Старую, без этикеток и марок, бутылку.

«Какая досада, что это последний бутыль!
Как быстро однако мои опустели запасы…
Ну здравствуй, мой друг, дай сотру с тебя пыль.
Пора в увлекательный мир отправляться».

«Это ты иронично, про увлекательный мир.
Здравствуй, смертный. Призвал ты меня из веков ожидания.
Как ты понял, вина нет в бутылке, а я – это Джинн.
Какие будут пожелания?»

«Я бы был удивлён, если б не был устал и пропит,
Посему удивлю я тебя. Как прожжённый циник,
Желаю того, чтобы ты, древний раб бутылки,
На весь будущий день был идейным моим собутыльником»…

04.04.2019 - 05.05.2019


Рецензии