Памяти Алексанра Башлачева

«Укрепляйтесь Господом и могуществом Его. Облекитесь во все оружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских. Препоясавши чресла ваши ИСТИНОЮ, Облекшись в броню ПРАВЕДНОСТИ, Обувши ноги в готовность благовествовать МИР, Возьмите щит ВЕРЫ, Возьмите шлем СПАСЕНИЯ, Возьмите меч ДУХА, молитесь всякою МОЛИТВОЮ и прошением во всякое время Духом».

                Ефесянам 6:10-18

    Сегодня 10 мая 2016, на Радоницу, дерзнул снова взять ручку и снова попробовать написать, об Александре Башлачеве. Большом, не побоюсь этого слова, русском поэте. Снова, потому что после всего написанного и сказанного о нем и добавить нечего. Снова, потому что уже не первый раз пробую, что- то написать. Мараю бумагу. Не пишется, правда как Саша, от этого в отчаяние не пришел. Мы в нем живем (шутка). Да еще и гениальная простота его текстов, которые совершенно не требуют расшифровок.

Первый раз, услышав его песни, не пришел в восторг, уж слишком широты были смурные. Его стихи в  журнале «Аврора» № 1989г. Башлачев, как и Высоцкий по мне лучше читается с листа, и не нуждаются в инструментальной поддержке. Хотя, наверное, мы все отравлены школьными программами, по ним судим о поэзии,и по этому под аккомпанемент повеселее будет.

Ничего не получалось с письмом, биография, воспоминания очевидцев, сама поэзия, все есть в свободном доступе. Но, что то снова и снова заставляло браться за письмо. Даже обращался к священнику, знающего, и любящего творчество Башлачева. Что бы никоем образом не навредить не живым, не умершим. Он сказал, что это не просто. Думаю, со временем добавлю и сказанное им.

По словам вдовы Анастасии Рахлиной все его песни написаны с лета 84 года начало, до 86 «Время колокольчиков». В 87 году попытки поиска новых форм.

К образам его песен, к высоте его поэтического дара никто пока не дотянулся. В том, что Башлачев гений говорят, все кто его знал, кто сталкивался с его поэзией. Все его 60 с лишнем песен были написаны на их кухнях. Они вместе курили, пили, и в это время рождались эти песни. На многих больших рок-музыкантов Башлачев повлиял своим отношением к Слову. «К слову, как самоценному явлению» говорят Дмитрий Ревякин и Константин Кинчев.

Но, почему настоящее творчество сопряжено со страданием?

Как то отец Мережковский привел Диму к Достоевскому. Вот хочет писать. Чтобы писать пострадать нужно, был ответ Ф. М.

По словам протоиерея Андрея Ткачева, даже священники  быстро выгорают.Что же тогда говорить о пишущей братии огненного горения. Одни как Ревякин говорят, Саша не мог писать потому, что был в депрессии. Другие, как Гребенщиков, что депрессия была от невозможности писать. Александр Липницкий вспоминает: «Он (Башлачев) говорил, что у него проблема с самореализацией. Песни живут внутри его, он потерял ключ, как их из себя выводить наружу». Возможно, и то и другое верно. Из воспоминаний Егора Летова: «Когда мы встретились, в 1987 году, он мне очень не понравился. Это был, убитый, совершенно разломанный, полностью уничтоженный человек, опустошенный совершенно. Я же тогда находился на пике энергии, то есть все еще верил, что можно что-то изменить, а он уже нет. Я тогда обломался. Сейчас его понимаю».

Трагедия произошла, не разрешив внутренний конфликт. В чем же причина этого конфликта? Творческая энергия, говорит А.М. Леонов, проистекает не из телесных начал, а связанна с проявлением разумной, волевой и чувствующей сфер души. В процессе человеческого творчества реализуются именно формы «личного» образа бытия.

Творческий дар, Божественный дар, роднит человека с его Творцом. Реализацией творческих процессов является не тело, а душа. «Плоть бо похотствует на дух, дух же на плоть и так друг другу противятся»(Гал.5:17) Ибо плоть желает противного духу, а дух противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете что хотели бы…

Так что, перестал ли он писать от депрессии, или депрессия была от того что перестал писать, не суть важны.

И чем больше человек творческий требователен к себе, тем более напряжение, и внутренний конфликт. «И сойти с ума не сложнее чем порвать струну». «Обуреваемый унынием как бы вращается в самом себе, он занимается только и только самим собой. Грешник же, который кается и исповедуется, как бы раскрывается, выходит вовне»  о. Порфирий Кавсокалевит.  «Страсть «УНЫНИЕ» теснейшим образом связана с «печалью» и возникает, если человек, замкнувшись в себе, не Бога поставляет верховной целью своей жизнедеятельности, а себя самого, в своей наличной стихийно космической неурегулированности и страстной неупорядоченности, в своем несовершенном эмпирическом существовании, признает центром самостоятельного бытия. В таком случае будет иметь характер безысходной, мрачной безнадежной тоски, приводящей человека к апатии, к бездеятельности, она парализует, как бы связывает деятельные силы и способности человека. В конечном результате такое состояние безысходной тоски и безнадежного отчаянья разрешается духовной «смертью» человека» проф. А. Сидоров. «Уныние- противоположность молитве (бесовское смирение)» иеромонах Сампсон (Сиверс).

« - Мы по-настоящему напряженно репетировали. Выворачивались наизнанку. Все было настолько серьезно, что мы жутко расстраивались, когда нам казалось, что мы плохо играли во время репетиции. Если не удавалось поймать эту волну, это космическое чувство свободы – мы были разочарованы: трудно терять Бога, когда ты его однажды видел…»

вспоминает Крис Энтони Новоселич «Of Grunge and Government: Let’s Fix This Broken Democracy»

"Трудно терять Бога" это еще мягко сказано.

Максим Семиляк о Егоре Летове, что он успел поесть в дорогих ресторанах, поиграть на хороших инструментах. Все это конечно суета. Формула архимандрита Софрония (Сахарова) « Стой на краю отчаяния, а если не можешь, отойди и выпей чаю»,

Кто-то из медийных лиц задался вопросом. Доживи Высоцкий до наших дней, выступал бы он вместе с Розенбаумом, Кобзоном и Лещенко, на концерте посвященному дню МВД? И мы попускаем себе многое, но других желаем видеть честью и совестью эпохи. Трудно представить и Сашу со своими друзьями, на передаче «про это», разъезжающим с порнозвёздами, по фестивалям этого жанра, попивая буржуйское вино.

Трагедия произошла. Не разрешив внутренний конфликт, даже если взять отрезок временной жизни. От такого исхода не застрахован никто, не гениальные ни прочие личности. Упаси Господь живущих и здравствующих, и по Своей милости упокой пришедших к такому печальному концу. Такая смерть, как не заживающая рана всем любящим покойного, что бы милостыней и молитвой умилостивить Творца, изменить посмертную участь покойного.  «И во имя имен пусть живых не оставят живые»

Как утешительны слова преп. Нектария Оптинского, в воспоминании Надежды Павлович, о смерти Александра Блока, «Передайте маме, Саша уже в раю».

Мы же грешные, не знающие посмертной участи близких нам, сделаем все что в наших силах. "Знак кровоточия" только в вечности упраздниться.
  " Его смерть оставила незаживающую рану. Это, пожалуй, одна из первых потерь в моей жизни, то есть я терял друзей, а близкого по оружию человека я потерял впервые. Поэтому в «Шестом лесничем» есть песня, которую я посвятил ему, чтобы хоть как-то попытаться вытащить его из той депрессии, в которую он попал. Песня называется «Солнце за нас». Не удалось. Он решил, как решил, поэтому уже больше двадцати лет его нет с нами" сказал Константин Кинчев.


Рецензии