Авиация и её вред окружающей среде

Какой вред наносят самолеты?
..."Совершается посадка на рейс 578 "город А - город В", просим всех пассажиров пройти на борт самолета..." - ежедневно слышат эту фразу на разных языках миллионы путешественников в тысячах аэропортах мира. Главным для авиаперевозчиков является сохранность жизни и здоровья пассажиров, но задумываются ли они о сохранности окружающей природы? Узнаем побольше о вреде самолетов на мир, в котором мы живем.

 "Первым делом - самолеты"...
Авиация начала свое существование около века назад, но "бум" пришелся именно на наше время. Для примера:
в 1994 году более 1,25 миллиарда человек поднялось в воздух,
а в 2012 их стало более 3 миллиардов, и это количество увеличивается с каждым днем.
Учитывая, что главы государств, ученые и защитники "матушки-природы" стараются ограничить выбросы выхлопных газов, призывая автолюбителей "пересесть" за руль экологически чистых авто, а промышленников - использовать натуральное сырье, работа по защите окружающей среды ведется. Однако, самолеты по-прежнему "двигаются" на керосиновом топливе, альтернативы, видно, еще не придумали. Давайте разберемся, какой вред наносят выбросы самолетов.

 Вносят свою лепту в развитие парникового эффекта
Современные самолеты летают на авиационном керосине - топливе, которое вырабатывается из нефти. Состав топлива достаточно сложный - углерод составляет в ней 86 процентов, водород - 14 процентов. При горении углерод соединяется с кислородом воздуха, так что сжигание каждого килограмма авиационного керосина пополняет атмосферу 3,15кг  углекислого газа. Немецкие ученые выяснили, что 2,2% антропогенного выброса углекислого газа принадлежит "воздушным кораблям", а доля автомобилей составляет (!) 14%. Переизбыток углекислого газа ведет к развитию парникового эффекта (повышение температуры нижних слоёв атмосферы Земли по сравнению с эффективной температурой, то есть температурой теплового излучения планеты, наблюдаемого из космоса). Известно, что парниковый эффект ведет к повышению температуры нижних слоев атмосферы Земли.
 
 Ох уж этот "не конкретный" водород...
Вторая часть расщепленного топлива - водород. Его воздействие на окружающую среду изучить немного сложнее. Количественная оценка особого труда не составляет: известно, что при сжигании одного килограмма керосина образуется 1,23 килограмма водяного пара. А вот с качественной оценкой дело обстоит сложнее. При попадании горячих и влажных выхлопных газов в холодную окружающую среду пар конденсируется и образует мельчайшие капельки воды, а на больших высотах, где температура забортного воздуха достигает 30-40-50 градусов ниже нуля, - мельчайшие льдинки. Эти капельки и льдинки, порой, хорошо видны с земли - в виде так называемого конденсационного следа, тянущегося за самолетом. Какое воздействие этот след оказывает на атмосферу, зависит от высоты полета. Чем выше, тем больше влажность воздуха. Там кристаллики льда вбирают в себя дополнительно воду, растут, и из конденсационных следов могут сформироваться перистые облака. Они способствуют дальнейшей конденсации влаги из воздуха, в результате плотность и водность облаков увеличиваются. Ученые до сих пор не могут определить насколько негативный эффект уступает положительному. С одной стороны, облака отражают часть коротковолнового солнечного излучения обратно в космос, т.е. являются своеобразными создателями тени на землю. С другой стороны, кристаллики льда в таких облаках поглощают длинноволновое инфракрасное излучение, а затем направляют часть этого тепла на землю. Налицо два разнонаправленных эффекта, но специалисты склоняются к тому, что все же несколько сильнее охлаждения.

 Озон не для озонового слоя
Теоретически, кроме углекислого газа и водорода никаких веществ выделяться не должно, но на практике все немного по-иному. Во время работы двигателей самолетов происходит выброс отработанных газов, прямых и побочных продуктов сгорания топлива, которые могут быть причиной нежелательного воздействия на окружающую среду. Это явление называется «эмиссия». Эмиссия оксидов азота — следствие высокой температуры в зоне горения топлива, т.е. азот в воздухе входит в реакцию с кислородом, в результате которого образуются оксиды азота (NO, NO2). Однако, эти оксиды не могут оказать положительного эффекта озоновому слою, т.к. летают гражданские самолете на максимальной высоте 12000 км. Находясь на малых высотах образуют трапосферный озон, который только усиливает парниковый эффект.

 Не все-то мы изучили...
Нельзя оставить без внимания и сажу, которая также образуется в результате полета самолетов. Диаметр сажевых частиц в выхлопных газах самолетов составляет от 5 до 100 нанометров. Сейчас ученые "ломают головы", чтобы получить ответ на вопрос: как влияет сажа на окружающую природу? Результаты исследований пока не дали однозначного ответа.
Увидеть какие выбросы совершает самолет во время взлета и полета можно благодаря смонтированному видео немецких ученых.
Возможно, после прочтения статьи кто-то из вас, может быть, станет борцом за чистоту окружающей среды. В любом случае, все антропогенные изобретения и технологии зачастую наносят вред природе, может пора уже задуматься о чем-то полезном не только для себя, но и для Земли?
   И, коль вся беда от выхлопа, а уменьшить его - не получится, вред всё равно будет, значит, менять источник энергии а там, за облаками, солнце - единственный доступный источник энергии, которую надо уметь взять и преобразовать в механическую. Теоретически этот вопрос давно решён, но как воплотить его в самолёте, эта задача не из простых, тем более, ночью солнца на небосводе нет, а самолёту для полёта она нужна, где брать её на это время? Об этом речь идёт в следующей статье:
http://www.stihi.ru/2019/05/05/1052.
               


Рецензии
Вот так всегда! Сначала изобретают, а потом не знают что с этим делать...От скуки и от безделья носит нелёгкая на всякие острова с архипелагами.
Запретить самолёты, и все дела! А бездельникам- работу на дом! Шить, вязать и крючком в том числе! Своё носить надо, а не китайское!
Привет, Танюша!

Екатерина Синесгерева   05.05.2019 17:03     Заявить о нарушении
Согласна! А пилотов КУДА? Их-то ведь тоже развелось, выучили, на свою голову! А их - в КОНЮХИ их, из аэрофлота, взашей, в конюхи! Ну, вот, так-то лучше будет! НЕТ, подожди, опять навоз этот, дышать нечем будет, Аааа, можно и не дышать!))))))))))) Спасибо, КАТЮША. КАК У НАС С ТОБОЙ ВСЁ ПО-УМНОМУ И БЫСТРО...)))

Татьяна Сергеева 9   05.05.2019 17:33   Заявить о нарушении
Тааань, навоз - это удобрение! На поля! А ещё можно пилотов чесальщиками и мотальщиками. Чесать пряжу и мотать шерсть, ой, кажется наоборот...
И баранов побольше! Бурьян съедят и шерсть дадут, двойная польза!

Екатерина Синесгерева   05.05.2019 18:11   Заявить о нарушении