Развитие авиации. 1. Электрические самолёты

Будущее авиации. Перспективные проекты самолетов

Глядя на то, как всемирно известный самолет на солнечных батареях Solar Impulse встал на крыло и бороздит просторы воздушного океана, а его собрат №2 (он вылетел 9 марта 2015) замахнулся на кругосветное путешествие, можно подумать, что развитие пассажирской авиации остановилось или даже идет в обратную сторону. Конечно, Solar Impulse1 и 2 это не будущее авиации, но современные самолеты медленнее сверхзвуковых Конкордов летавших 30 лет назад. Новые модели самолетов, в основном, отличаются от старых только лишь большей эффективностью расходования топлива. Airbus даже не собирается разрабатывать новый самолет на 2020е годы. Тем не менее, все не так уж безнадежно. Ниже описаны самые перспективные проекты в воздухоплавании, демонстрирующие, что развитие авиации все же продолжается.

 Электрические самолеты
Авторы амбициозного швейцарского проекта собираются, ни много ни мало, перевести весь мир на обновляемые источники энергии. В качестве подробнейшей иллюстрации своей идеи, компания создала самолет, умеющий летать без единой капли горючего. Подобные проекты уже были и раньше, но еще ни один из них не мог похвастать настолько продуманной системой. И еще ни разу в воздух не поднимался пилотируемый аппарат, который способен функционировать не только днем, но и ночью — и все за счет солнечных батарей.
 Проект Solar Impulse ( см. фото) стартовал только благодаря непреходящей вере его создателей в чудеса — ничем иным объяснить успешную реализацию проекта просто невозможно. Амбициозной идею самолета, не использующего ни капли горючего, тоже назвать сложно. Это уже ближе к научной фантастике. Впрочем, научная фантастика, как таковая, давно и незаметно прочно прописалась в нашей повседневной жизни, так что пора срочно прекратить удивляться реализации внешне совершенно невероятных идей. Поэтому перейдем к конкретике.

   Solar Impuls — это, действительно, первый в мире пилотируемый (что важно) самолет, способный и днем, и ночью летать только за счет солнечной энергии. Почему это интересно кому-то, кроме самих инициаторов проекта? Ну, хотя бы потому, что уже первый состоявшийся полет — прямое доказательство искусственности той самой «нефтяной иглы», на которой сидит вся планета.

Эта крылатая революция практически полностью изготовлена из углеродного волокна и обладает размахом крыльев Boing 747. При том, вся масса самолета вполне сравнима с массой небольшого автомобиля и составляет всего 1 600 кг.

Чтобы добиться такого результата потребовалось целых семь лет напряженной работы, бесконечных расчетов, моделирования и испытаний группой из 80 человек, не считая сотни привлеченных со стороны специалистов.
Ничего подобного не строилось никогда раньше. Огромные крылья Solar Impuls покрывают 12000 солнечных батарей. Они питают четыре электродвигателя с возобновляемыми источниками энергии. Днем солнечные батарей под завязку заряжают литиевые аккумуляторы, которые позволяют самолету летать и по ночам.

Бертран Пикар и Андре Боршберг выполнили практически невозможный проект — так, по крайней мере, считали видные эксперты авиастроения. Партнерство получилось крайне продуктивным: вдвоем предприниматели умудрились охватить все необходимые для развития идеи сферы. Пикар, получивший, в свое время образование психиатра, сумел заинтересовать и привлечь инвесторов; инженер и предприниматель Боршберг собрал и, впоследствии, возглавил группу из 80-ти технических специалистов.
 Основатели: Андре Боршберг и Бертран Пикар
Андре Боршберг - швейцарский бизнесмен и пилот, сооснователь компании Solar Impuls. Именно он сел за штурвал первого самолета, совершившего самый длинный в истории человечества перелет без горючего. Боршберг стал самым подходящим кандидатом на роль пилота проекта: за плечами у него более 20 лет службы в Военно-воздушных силах Швейцарии. Кроме того, предпринимательский навык Андре позволил реализовать мягко говоря утопичную идею проекта в жизнь. Как генеральный директор компании, он сумел объединить более 70 человек в единый механизм, ориентированный только на успех — какой бы далекой ни была цель.
Бертран Пикар - швейцарский психиатр, он был очарован полетом с самого детства — что, учитывая историю его семьи, совсем не удивительно. И отец, и дед Пикара были известными воздухоплавателями и изобретателями. Естественно, что выросший в такой атмосфере Бертран просто не мог не пойти по их пути. Именно он главный мечтатель Solar Impuls, свято убежденный в том, что самое главное для любого дела — искренне верить в реальность его исполнения.
 
 Первый полет
Никакое чутье и предчувствие не могут оправдать в глазах инвесторов настолько рискованный проект. Другое дело— практические испытания. Solar Impulse 1, первый в мире пилотируемый летательный аппарат на солнечной энергии, способный функционировать и ночью, поднялся в воздух и пересек два континента.
Участники проекта сделали запись по результатам первого полета. Помимо прочего, здесь они встречаются с одним из поддержавших проект инвесторов — Ричардом Бренсоном из Virgin Galactic.
После этого сомневаться в целесообразности вложений перестали даже законченные скептики: пара новаторов Пикар-Боршберг продемонстрировала всю доступность использования чистых технологий и возобновляемых источников энергии.
За первый полет Solar Impulse 1 поставил целых 8 мировых рекордов. Но и Пикар, и Боршберг не собирались останавливаться на достигнутом: в планах предпринимателей была идея запустить в воздух вторую версию аппарата...

(Продолжение следует...)


Рецензии