И снова о розах

…Там внизу за окном видна кирпичная стена, когда-то оштукатуренная. На ней кое-где сохранились следы побелки. Ужасное зрелище! Корректный немецкий язык называет это явление: „naturwidrig!“ – противостоящее, чуждое природе. Пусть бы стена была просто кирпичной, без следов цемента, извести, без грязного зеленоватого цвета – она бы, возможно была бы достойнее. Это была бы правда времени и им измененного материала...

Но самое интересное в этом сюжете, что у стены вырос кустик розы: тоненькие вертикали веток, десяток-другой листьев, а меж ними... большие душистые цветы. Ветки раскачиваются под порывами ветра, прижимаются к стене - розовый куст догадался о её защитной функции.
Судя по его одиночеству в этом незавидном пустынном месте, он вряд ли был специально посажен, видно так, птица вытрясла. И всё произошло без человеческого вмешательства: семя упало возле стены, проросло, выросло и расцвело. Люди проходят мимо (двор проходной) искоса глянут: надо же! - и следуют дальше.

И тут вспомнилась мне длинная узкая улица в старой Бухаре.
Она была ограничена с двух сторон глинобитными стенами цвета светлой охры, и земля того же цвета и на светло-охристом небе - беспощадное среднеазиатское солнце, не оставляющее шансов для тени, но откуда этот томительный аромат?
В знойном мире у глинобитной стены вырос куст розы, упрямо и щедро цветёт и благоухает.
 
Зоркий Навои в свое время заметил такое:

***
Здесь розы нет, а мне о ней твердят!
Пройти б у сада - вдоль его оград, -
Пусть прелесть розы очи не узрят,
Зато вдохну чудесный аромат!
(перевод С. Иванова)


Рецензии