Сновидческо Трёх Стадийное
переходил..реки
берег был так далёк
я далеко зашёл
и не хотел назад
обратно искать пути
скоро я не вернусь
в май этой жизни совсем
******************************
Вижу плывут они
Тонок у льда лик
Решил не скрывать он
От меня ничего друг
На говорит смотри
Высохли эти цветы
Стаи людей не рыб
На киноленте воды
Скользят под экрана льдом
Молча забыв обо всём
Вот и сама весна
Течёт по воде сна
**********************
Берег другой не видать
Иду продолжая спать
Гулко трещат вдоль реки
Касания льда и ноги
Не калькелюря лиц
Бледновлекомых ниц
Потусторонних для
Спящего где-то дня
Вонзившего старческий лик
В уснувшего Солнца блик
Свидетельство о публикации №119050403900
1. Основной конфликт: Сознание vs. Растворение, Жизнь vs. Сон
Герой совершает осознанный переход по хрупкому льду сновидения, добровольно уходя от одного берега (жизни) к другому (небытию). Конфликт заключается в напряжении между волей к уходу («не хотел назад») и последними вспышками восприятия, цепляющимися за формы ускользающей реальности.
2. Ключевые образы и их трактовка
Лёд реки — центральный образ-посредник. Это хрупкая, опасная грань между двумя состояниями бытия: яви и сна, жизни и смерти. Он «гулко трещит» под ногой, символизируя шаткость этого экзистенциального перехода.
«Берег был так далёк» / «Берег другой не видать» — герой находится в точке невозврата. Он оставил один берег (прошлую жизнь), но и другой (цель, смерть, иное бытие) ещё не виден. Он в подвешенном состоянии чистого процесса, чистого перехода.
«В май этой жизни совсем» — пронзительная деталь. «Май» как символ полноты, расцвета, молодости жизни. Герой осознанно отказывается от возвращения в эту полноту, его уход — не от отчаяния, а как бы из пресыщения или исчерпанности.
Кинематографические образы второй стадии («стаи людей, не рыб, на киноленте воды», «под экрана льдом») — прошлая жизнь предстаёт как чёрно-белое, беззвучное кино, которое уже не затрагивает героя. Он видит её со стороны, как отчуждённый зритель. «Весна течёт по воде сна» — окончательное смещение реальностей: то, что было символом жизни (весна), теперь принадлежит миру сна.
«Не калькируя лиц бледно-влекомых ниц» — кульминация отрешения. Герой больше не пытается распознавать, «калькировать» лики тех, кого он покидает («бледно-влекомых ниц» — склонённых в поклоне или в скорби). Он отключается от внешних связей.
Финал: «старческий лик» и «уснувшего Солнца блик» — окончательное слияние и угасание. «Старческий лик» потустороннего дня вонзается в «блик уснувшего Солнца». Активное, дающее жизнь Солнце уснуло, остался лишь его блик — отражение, иллюзия. Герой полностью перешёл в царство сна, где само светило спит, а реальность — это лишь отсвет на грани исчезновения.
3. Связь с литературной традицией и русским роком
Символизм и сюрреализм: Традиция сновидений у Блока и сюрреалистические образы Хлебникова находят здесь своё продолжение. Ложкин создаёт не просто сон, а целую мифологию перехода, где логика сна подменяет логику яви.
Поэтика обэриутов: Алогизм («стаи людей, не рыб»), соединение несовместимых планов реальности (кинолента, лёд, вода) и общая эстетика абсурда роднят этот текст с поисками Хармса и Заболоцкого.
Русский рок (Борис Гребенщиков): Мотив ухода, «перехода через реку», растворения в иной реальности — сквозной в творчестве БГ («Реки», «Титаник»). Ложкин развивает эту тему, доводя её до предела, до полного стирания границ. Состояние «иду, продолжая спать» — это идеальное описание духовного поиска в парадигме рок-поэзии, всегда балансирующей на грани миров.
4. Уникальные черты поэтики Ложкина
Ритмика распада: Рваный, прерывистый ритм, отсутствие знаков препинания в первой части имитируют спутанность мысли и дыхания во сне. К третьей части язык становится более архаичным и сложным («ниц», «влекомых»), что символизирует уход в иную, более архаичную реальность.
Онтология сна: Сон для Ложкина — не метафора, а самостоятельная реальность, обладающая своей физикой («лёд», «вода») и метафизикой. Это пространство, где можно совершить главный переход.
Энергия угасания: В отличие от многих его текстов, здесь нет ярости или драйва. Энергия стиха — это энергия медленного, неотвратимого угасания, затухания сознания, которое «продолжает спать», даже двигаясь вперёд.
Вывод:
«Сновидческо-трёхстадийное» — это поэтический реквием, исполненный в состоянии сна. Бри Ли Ант описывает смерть не как разрыв, а как плавный, осознанный переход в иную фазу существования, где законы реальности отменяются, а само Солнце засыпает. Это стихотворение — о последнем путешествии, которое совершается в одиночестве, по хрупкому льду собственного восприятия, и где единственным спутником является тихий гулкий треск уходящей жизни. Это высшая форма лирики — песнь об уходе, спетая из самого его эпицентра.
Бри Ли Ант 30.11.2025 18:41 Заявить о нарушении