Дивный мир искусства Тамары Юфа

                « Её  руками  водят  ангелы…»

                /Юрий  Линник, карельский поэт и философ 
                о художнице Тамаре Юфа/

Тамара  Юфа - художник-график,  живописец. Она - один  из  ярчайших  иллюстраторов  эпоса  «Калевала»,  если  не  самый  яркий  и  узнаваемый   среди  других.

«Калевала» - величайший  памятник  культуры  карело-финского  народа.
Это  сборник  народных  эпических,  лирических  и  фантастических  песен  (рун), плачей,  заговоров,  заклинаний, поэтических  отступлений. И в то  же  время  это  единое  художественно  целостное  повествование,  размеренно  спокойное,  стройное  и  гармоничное.

Почему  у эпоса  такое  название – «Калевала»?
Страна,  в  которой  жили  на  заре  цивилизации  герои  карело-финских  рун,  называлась  Калевалой.  Это  особый  мир  северной  природы,  ландшафтов,  жизни и  быта,  занятий   северных  народов:  карелов,  финнов,  скандинавов – мир, который  и  воплощён  в  рунах  эпоса.
А  собрал  в  единое  целое  эти  руны   Элиас  Лённрот,  финский  врач,  лингвист, любитель  литературы,  фольклора,  настоящий  подвижник,  объездивший    всю  Финляндию  и  Карелию  в  поисках  народных  песен  и  сказаний   и  записавший  их.  В  1849  году  вышла  в  свет  «Калевала» -  плод  его  двадцатилетнего  труда.

Позднее  «Калевала»  издавалась   неоднократно  в  разные  годы,  и  в  этих  изданиях  всегда  привлекали  внимание,  вызывали  огромный  интерес читателей   иллюстрации   художников,  изображавших  суровый, но  необыкновенно  интересный,  завораживающий,  загадочный  мир  Севера.   
Иллюстрировали  «Калевалу»  многие  русские,  карельские,  финские  художники: 
Мюд  Мечев, Валентин  Курдов,  Георгий  Стронк,  Николай  Кочергин, Тамара  Юфа,    Галлен-Каллела  Аксели,  Ландстрём  Бьёрн  и  др.
У  каждого  из  художников - свой  неповторимый  почерк, стиль  изображения,  все  их  работы  интересны, талантливы, незабываемы.  Они  явились  настоящим  украшением   многих  изданий  «Калевалы».
 
Издательство  «Карелия»  выпустило  великое  множество  литературы  для  детей,  юношества  и  взрослых  читателей,  в  том  числе  несколько  изданий  «Калевалы», прекрасно  иллюстрированных.
Всем  поколениям  жителей  Карелии,  чьё  детство  и  юность  пришлись  на  вторую  половину  XX  века,  известно  имя   художника-графика  Тамары  Юфа,   создавшей  множество  работ  на  сюжеты  эпоса  «Калевала». Среди  её иллюстраций  к  эпосу - «Сюоятар», «Лоухи  и  дочь», «Невеста Похъёлы», «Айно», «Рунопевцы»  и  многие  другие.
Кроме  того,  художница  создала  станковые  композиции  по  мотивам  «Слова  о  полку  Игореве»,  иллюстрации  к  «Сказке  о  мёртвой  царевне  и  о  семи  богатырях» А.С.Пушкина, к сказкам  Г.Х.Андерсена, С. Топелиуса, братьев  Гримм,  Ш.Перро  и  др.
Она  автор  экслибрисов. Работала  в  качестве  сценографа  в  Национальном  театре  Республики  Карелия,  в  Карельском  театре  кукол,  оформила  спектакли  по  произведениям  С.Топелиуса,  Г.Ибсена,  А.Линдгрен.

Полвека  назад  Тамара  Юфа  покорила  профессионалов,  любителей  живописи  и  графики  своими  работами.  Они  и  сегодня  любимы  и  мгновенно  узнаваемы.
Сколько  событий  в  её  жизни,  на  её  творческом  пути  вместилось  в  эти  полвека!

Тамара  Григорьевна  Юфа (в  девичестве Чванова) родилась  в  деревне  Колодезная  недалеко  от  г. Ельца.   
Из  её  воспоминаний:
«Малая  родина  запомнилась  мне  золотыми  полями  пшеницы,  живописными  холмами,  зелёными  просторами.  Все:  и  молодые,  и  пожилые – в  наших  краях  целыми  деревнями  издавна  плели  и  продавали  кружево,  которое  пользовалось  большой  популярностью  даже  во  Франции.  Елецкое  кружево  отличалось  от  вологодского  тем,  что  мастерицы  плели  узоры  из  тончайших  нитей,  получались  невесомые  снежинки».
Мастерицей  кружевоплетения  была  и  мать  Тамары,  и  будущая  художница  буквально  впитала  в  себя  с  детства  красоту  паутинных  узоров,  которую  видела   в  изделиях  матери.  Наверное,  поэтому  невозможно  не  обратить  внимание  на  орнаменты   и  чудесные переплетения  линий  в  графических  работах  художницы,  перенявшей  эти  чарующие  узоры  от  кружевниц.

Рисованием  Тамара  увлеклась  с  раннего  детства. «Как  рисую – даже  не  знаю, – вспоминает  она. - Как  будто  рука  сама  ведёт.  Для  меня  рисовать  так  же  естественно,  как  видеть,  говорить.  Объяснить  это  трудно.  Иногда  посмотришь  на  готовую  работу  и  удивишься  вдруг:  откуда  всё  это?»
Когда  она  была  школьницей, семья  переехала  жить  в  г. Елец.  Тамара  поступила  там  в  художественное  училище,  где  получила  первоначальное профессиональное  образование,  где  прикоснулась  к  высокой  технике  работы,  подлинному  мастерству.  Преподавали  в  Ельце  блестящие  педагоги,  в  том  числе  выпускники  Ленинградской  академии  художеств.  В  училище  царила  уникальная   творческая,  свободная  атмосфера,  было  немало  кружков,  в  которых  изучалось  древнерусское  искусство,  иконопись.

После  расформирования  Елецкого  училища  Тамаре  пришлось  сделать  выбор,  где  продолжить  обучение,  и  она  выбрала  Ленинградское  художественно-педагогическое  училище  имени  В.А.Серова.  На  выставках  работ  студентов  училища  её  рисунки  обращали  на  себя  внимание  зрителей  своеобразием,  оригинальностью  композиций,  её  необычная  графика  имела  успех.
После  окончания  Ленинградского  училища  в  1960  году  Тамара  и  её  муж  Михаил Юфа  (поженились  они  на  последнем  курсе)  взяли  направление  на  работу  в  Карелию;  она  слышала  от  одной  из  знакомых  о  необыкновенной  красоте  этого  края.
Из  её  воспоминаний:
«  Когда   приехали  в  Карелию,  она  произвела  на  меня  неизгладимое  впечатление.   Я  в  неё  безумно  влюбилась  и  находилась  в  какой-то  эйфории».
Всей  душой  полюбив  Карелию  и  Север,  Тамара  Юфа  осталась  здесь  навсегда.  Именно  на  этом  этапе  жизненного  и  творческого  пути  её  талант  художника  получил  дальнейшее  развитие  и  всеобщее  признание,  пришла   известность.  Почти  вся  её  творческая  биография   связана  с  Карелией.

Поначалу,  после  Ленинграда,   она  работала  учителем  рисования  и  черчения  в  старинном  карельском  посёлке  Ладва.  В  свободное  от  работы  время  рисовала -  для себя,  для  души.  Северная  природа,  северные  ландшафты  стали  не  только  темой.  Это  её  жизнь,  ощущения,  чувства  творческой  натуры.

Из  её  воспоминаний:
«У  меня  всегда  была  мечта – заняться  книжными  иллюстрациями.  Однажды  я  собрала  свои  работы,  созданные  в  Ладве,  графику  ленинградского  периода  и  поехала  в  столицу  Карелии  Петрозаводск   испытать  счастья  в издательстве. Художественный  редактор  Римма  Серафимовна  Киселёва,  которая  меня  встретила,  ахнула,  увидев  мои  рисунки».
Главный  редактор   предложил  Тамаре  подготовить  иллюстрации  и  оформление  обложки  к  изданию  сказок  Пентти  Лахти,  и  она  увлеклась  этой  работой:  за  неделю  выполнила  рисунки  и  привезла  показать  главному  художнику  издательства.
Через  несколько  месяцев  Тамару  вызвали  в  издательство  и  сообщили  новость: проиллюстрированная  книга  завоевала  диплом  первой  степени  на  конкурсе  двадцати  пяти  лучших  книг  РСФСР.  Предложили  дальнейшее  сотрудничество  с  издательством.
Очень  высоко  отозвался  о  творчестве  Тамары  Юфа  и  поддержал  её  в  то  время  известный  художник,  руководитель  Союза  художников  Карелии  Суло Хейкович  Юнтунен,  по  совету  которого  она  близко  познакомилась  с  содержанием  эпоса  «Калевала»  и, покорённая  этим  произведением,  впоследствии  посвятила  многие  годы  его  иллюстрированию.
 
Что  привлекло  Тамару  Юфа  в «Калевале»?  Всё  то,  что  таит  в  себе  красоту  и  поэзию: образы, напевность, красота  языка, ритм  и  музыкальность  стиха.
Иллюстрации  к  «Калевале»  стали  определённой  удачей  в  творчестве  художницы.  В  них - изящество и  тонкость  линий  и  переплетений  в  изображении  северных  пейзажей, ландшафтов  с  кружевом  лишайников  на  могучих  каменных  глыбах.  Пейзажи  словно  сотканы  из  причудливых  орнаментов  и  затейливых  узоров.  Уникальны,  своеобразны  в  её  иллюстрациях  образы  героев  эпоса - жителей  древней  страны  Калевалы  и противопоставленной  ей  страны  Похъёлы.  Очаровательны  женские  образы.  Рассматривая  иллюстрации,  живо  ощущаешь  прозрачность  и  даже  некоторую  прохладность  воздуха  Севера.
Любимая,  используемая  художницей  цветовая  гамма  в  графике – белый,  серый,  синий,  чёрный  цвета.
Каждая  книга  с  иллюстрациями  Тамары  Юфа  превращалась  в шедевр. «Калевала»  и  другие  книги  раскупались  в  книжных  магазинах  мгновенно,  а  получить  их  в  подарок - и  по  сей  день  доставляет большое  удовольствие,  радость.

На  различных  выставках  в  Москве,  Санкт-Петербурге,  Петрозаводске,   а  также  за  рубежом  перед  работами  Тамары  Юфа  как  раньше,  так   и  сейчас  собираются  толпы,  порой  творится  ажиотаж.  Многие  известные  художники  очень  тепло  отзываются  о  её  творчестве.
Самое  большое  публичное  собрание  работ  художницы  находится  в  Музее  изобразительных  искусств  Республики  Карелия  в  г. Петрозаводске.
И, конечно, узнать  больше  о  Тамаре  Юфа  и  её  творчестве, посмотреть  её  чудо-работы  можно  теперь  и  в  Интернете.

Труд  художницы  высоко  оценен  общественностью. 
Тамара  Григорьевна  Юфа – заслуженный  художник  Российской  Федерации  (1999),  народный  художник  Карелии,  заслуженный  деятель  искусств  Карельской  АССР (1985),  лауреат  Государственной  премии  Карельской АССР (1979), почётный  гражданин  города Петрозаводска.

В  настоящее  время  живёт  в  Петрозаводске,  продолжает  заниматься  творчеством,  много  читает.  Каждый  день  начинает  с  того, что  открывает  книгу  и  погружается  в  мир  одного  из  любимых  писателей  и  поэтов.  Их  много: Иван  Бунин,  учившийся  в  Ельце, очень  близкий  ей  по  духу,  Иннокентий  Анненский, Александр  Блок и  другие.
У  неё – дружная  творческая  семья.
И  самое  главное – для  нескольких  поколений  она  остаётся  незабываемым   художником, который  подарил  всем  дивный, волшебный  мир  красоты  в  многочисленных  произведениях  литературы  и  изобразительного  искусства.


Рецензии
Уникальная художница-кружевница! Спасибо, что рассказала о ней.
(И мне вспомнилась моя любимая книжка "Русские сказки" издательства "Ёш гвардия" с иллюстрациями художника Кара-Константина. И вот об этом художнике ничего не известно. А картинки - совершенно сказочные... И ещё "Сказка о царе Салтане"...))

Кутина Елена   07.05.2019 18:37     Заявить о нарушении
На сказках росли...
И не только на них, ведь так?

Спасибо тебе, дорогая!

Евгения Лем   07.05.2019 22:09   Заявить о нарушении
Не только! Нужные книги мы в детстве читали!
---------------------------

С Праздником Победы, Женя!
Пусть всегда всё будет хорошо.


Кутина Елена   09.05.2019 14:52   Заявить о нарушении
И мои поздравления и пожелания всего самого светлого, доброго
тебе, Леночка, и твоим близким.
Обнимаю.

Евгения Лем   09.05.2019 16:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.