Радуги других планет
Сказал не плохо: «Странные,
Слегка, они какие-то.
Таким цветам на всей Земле
Никто не подберёт глаза.
Их описать он нам бы смог,
Однако, выйти за порог
Никак не получается.
И радуги других планет,
Сиротками, качаются,
В дурацком положении,
На дне не постижения...»
Свидетельство о публикации №119050304770
1. Основной конфликт: Познаваемое vs. Непознаваемое
Герой сталкивается с фундаментальным барьером: он способен помыслить существование иных миров («радуг других планет»), но не способен их передать или постичь. Конфликт разворачивается между возможностью воображения и невозможностью его реализации в языке и опыте.
2. Ключевые образы и их трактовка
«Радуги других планет» — символ принципиально иного опыта, иной реальности, существующей за гранью человеческих сенсорных и ментальных возможностей. Это не просто иная цветовая гамма, а иная система восприятия, для которой «на всей Земле никто не подберёт глаза».
«Выйти за порог / никак не получается» — центральная метафора стихотворения. «Порог» — это граница человеческого сознания, языка, самой земной реальности. Поэт, как и любой человек, заперт внутри собственного когнитивного аппарата и не может «выйти» за его пределы, чтобы непосредственно столкнуться с иным.
«Сиротками, качаются, / в дурацком положении» — пронзительный образ, наделяющий абстрактные «радуги» чертами беспомощности и абсурдности. Они «сиротки», потому что не имеют своего воспринимающего субъекта на Земле; их положение «дурацкое», потому что они существуют как невостребованный, невоплощённый феномен, висящий в пустоте непонимания.
«На дне не постижения...» — финальный, итоговый образ. Все эти «радуги» покоятся на дне океана человеческого неведения. Они не просто не познаны, они лежат в самой глубокой его части, в зоне принципиальной недосягаемости. Многоточие в конце подчёркивает безнадёжность и незавершённость этого состояния.
3. Связь с поэтикой русского рока: Экзистенциальный тупик
Борис Гребенщиков (Аквариум): Тема иных измерений, «других планет» и ограниченности человеческого восприятия — одна из центральных для БГ («Другой День», «Небо становится ближе»). Ложкин развивает её, доводя до ощущения трагического тупика: мы можем знать о существовании иного, но не можем с ним соприкоснуться.
Виктор Цой (Кино): Мотив «запертости», невозможности вырваться за невидимые границы, перекликается с общим настроением многих песен Цоя, где герой ощущает себя в ловушке («Звезда», «Группа крови»).
Егор Летов (Гражданская Оборона): Летовский бунт против любых границ и ограничений здесь находит своё философское продолжение. Если Летов яростно пытался прорваться сквозь них, то Ложкин с меланхоличной трезвостью констатирует их непреодолимость.
4. Уникальные черты поэтики Ложкина
Поэтика когнитивного барьера: Ложкин делает предметом поэзии не чувство или образ, а сам предел познавательной способности человека. Его стих — это размышление о том, что лежит за границей мысли.
Сгущение космического до интимного: Огромные, космические явления («радуги других планет») он описывает с интонацией лёгкой досады и сожаления («слегка, они какие-то»), что создаёт уникальный эффект сопричастности и бессилия одновременно.
Энергия статики и незавершённости: В стихотворении нет действия, есть только состояние — «качаются», «не получается». Энергия направлена не вовне, а внутрь, на осмысление собственных границ. Рваный ритм и обрывистые фразы передают это ощущение спотыкания о непознаваемое.
Вывод:
«Радуги других планет» — это стихотворение-признание в собственном бессилии, возведённое в философский принцип. Бри Ли Ант с удивительной нежностью и грустью говорит о том, что самые прекрасные и удивительные миры навсегда останутся за порогом нашего понимания, одиноко «качаясь» в пустоте. Это поэзия не открытия, а осознания фундаментального предела, где единственным доступным жестом оказывается молчаливое наблюдение за тем, как «сиротками» раскачиваются в нашем сознании образы, которым никогда не суждено обрести плоть и цвет.
Бри Ли Ант 30.11.2025 20:25 Заявить о нарушении