рецензии Светланы Скорик

"РАЗБОР СТИХОВ
("Гроза","Хорошо","Зимний день","Гладомор")
Уважаемый Василий!
Сделала для Вас разбор каждого стихотворения отдельно, чтобы виднее были достоинства и недостатки и чтобы яснее вырисовалась картина достигнутого Вами на данном этапе уровня и возможностей дальнейшего развития. В конце – выводы и советы.
Одна просьба: сообщите, пожалуйста, Вашу фамилию и где Вы живёте. Мне интересна география моих заказчиков, т.к. я занимаюсь изучением современной поэзии как критик, а также пишу теоретические статьи и исследования.

ГРОЗА

Сюжет, его глубина и актуальность
Сильная гроза и гром, прошедшие над городом и причинившие ему немало неприятностей. Тема обычная, но выражена образно, чётко и имеет интересное, неожиданное завершение: сильная гроза вызвала не менее сильную благодарность за доставленное ощущение свежести, бодрости и обновления. В конце концов, это даже логично! Жизнь идёт вперёд, и любая беда, любое разрушение вызывают переустройство и новое строительство, чтобы город стал даже лучше, чем был до того.

Образность

Олицетворения:
«Сердито, хмуро плыли тучи», «Срывал он (ветер) крыши, озверев», «от болей сморщилась река», «Явился луч, посланник солнца, прошёл к  нам в дом».

Сравнение:
«Сады теперь, как кошкой драны».

Метафора:
«дно глубокого колодца сверкнуло зеркалом сквозь мрак».

Каламбур:
«Не мало наломала» (фонетический каламбур).

Лексика и единство образной системы:
Полностью соблюдено. Лексический подбор (тучи, гром, ветер, молнии, град, гроза) широко и точно отражает тему. Слов, нарушающих настроение бури и наступившей после неё свежести, нет. Кроме того, рассказ о буре идёт от первого лица, жителя города (хоть и отражает общее настроение всех: «грозе мы нынче благодарны»), и разговорная стилистика усиливается к месту использованным разговорным выражением «Ну, так случилось, ну, так  вышло» и поговоркой «как кошкой драны».

Синтаксические приёмы

Ассиндетон (бессоюзие):
«Сердито, хмуро плыли», «в ветряк, в стога, в овечий хлев», «Прошёл к  нам в дом, прошил чердак».

Анафора (единоначатие):
«по крышам церкви и домов, по частокольным каменным оградам».
«Ну, так случилось, ну, так  вышло».

Фонетические приёмы
Аллитерации (повторение звуков):
Многократное употребление «р», а также сочетаний согласных с «р» – гр, др, тр, кр, мр, пр, ср, передающих звуки грозы, раскаты грома (сеРДито, вДРуг, ДРов, ДРаны, ГРом, ГРянул, ГРоза, оГРадам, КРучей, свеРКнуло, зеРКалом, КРыши, МРак, СРывал, веТРяк, сТРанно, ПРобаРабанив, ПРошёл, ПРошил, Простив).
Кроме того, удачно повторяются отдельные звуки и звуковые сочетания в некоторых строках: м, ме («молнии метались метко»), в, ве («в ветряк, в стога, в овечий хлев»), л, сл («луч, посланник солнца»), про, ши-ше («Прошёл к  нам в дом, прошил чердак»)
Есть даже один фонетический каламбур.

Архитектоника (построение)
5 строф, 4 из которых – стандартные катрены, а 5-я для большей художественной выразительности имеет 6 строк и является интересным логическим акцентом всего стихотворения. Это удачная поэтическая находка.

Система рифмовки и рифмы
В 4 строфах из 5-ти стандартная перекрёстная рифмовка, а в 5-й каждые 3 строки из 6-ти рифмуются через одну строку друг с другом, что тоже является интересным, нешаблонным завершением.
Рифмы в основном точные (разве что кроме «доМоВ – дРоВ», т.к. в односложных словах несовпадение согласных очень заметно) и изобретательные: существительное – наречие (ветки – метко), существительные в разных падежах и числах (градом – оградам, тучи – кручей), деепричастие – существительное (озверев – хлев), глаголы в разных временах и числах – существительное (вышло – дышим – крыши), краткие причастия – наречие (драны – благодарны – странно), есть даже рифма с передвижением (сОЛнца – коЛОдца).

Размер и ритм
Все строфы одинаковой длины (чередование слогов 9–8), и только 1-я и 3-я строки 3-й строфы вышли за рамки размера на целых два слога. Эти ошибки считаются грубым нарушением. Их можно исправить, заменив «пробарабанив» на «отстукав», а «по частокольным каменным оградам» на «по частоколам и оградам».
Укорочение (5 слогов вместо 9-ти)  4-й строки, которая рифмуется в завершающем шестистишии со 2-й и 6-й, наоборот, можно считать поэтической находкой, поскольку отклонение от размера в конце стихотворения придаёт ему большую выразительность, если, как в данном случае, последняя строфа и по своему смыслу выражает неожиданную мысль.
Ритм выдержан безукоризненно, сбоев нет.

Грамматическая и стилистическая грамотность и пунктуация
Стилистика очень грамотная, нарушение одно и совсем небольшое: в предложении «от болей сморщилась река» гораздо лучше смотрелось бы употребление слова «боль» в единственном числе (от боли), т.к. множественное звучит уже не как олицетворение, а буквально, т.е. слишком физиологически.
По части грамматики есть ошибки: «немало» надо писать слитно, а «озоном» через «о».
По части пунктуации ошибка одна: между «частокольным» и «каменным» не должно стоять запятой, т.к. это не перечисление одинаковых свойств. «Каменным» относится к материалу, веществу, а «частокольным» – к типу ограждения.

ХОРОШО!

Сюжет, его глубина и актуальность
Тема – возвращение вечером в родную станицу, восхищение природой родного края. Звучит искренне, трогательно и очень образно. Актуальность из разряда вечных: то, что всегда близко человеческому сердцу.

Образность

Метафоры:
«Рассыпается по небу звёздный порошок», «раздвигая в бесконечность  окоём степей», «напрягая гребешок».

Эпитеты:
«сумерки парные», «зарниц весёлых», «пушистые наряды».

Олицетворения:
«Отрумянилась Россия», «месяц с нами в путь пошёл», «Нас земля родного края благодатью одаряет», «Тополь первым нас приметит, ива нас поклоном встретит», «Вы вернулись, вы вернулись! ... – прокричит нам петушок».

Метонимия:
«Широко поют цикады» (свойство места, т.е. широких далей, переносится на свойство пения: как поют).

Ономатопея (звукоподражание):
«Кукарекуу, кук-ура!».

Авторский неологизм:
«Отрумянилась Россия».

Лексика и единство образной системы:
Два лексических слоя, современный («асфальту», «бесконечность», «напрягая», «порошок») и старинный народный («окоём», «ясью», «благодатью», «поклоном»), гармонично сосуществуют благодаря присутствию разговорного «шлёпаем» и звукоподражанию, а также эпитету «зарниц весёлых» и авторскому неологизму, что вместе создаёт эффект веселья и озорства, даже удали, и хорошо вписывается в оба слоя, не мешая единству образной системы.

Синтаксические приёмы

Изоколон:
Большинство строк построены на приёме «изоколон», т.е. одинаковом расположении членов предложения в строках. В данном случае последовательно выдерживается построение смежных строк по принципу «сказуемое + подлежащее» («угасает вечер», «отрумянилась Россия»), «подлежащее + дополнение + сказуемое» («тополь первым нас приметит», «ива нас поклоном встретит») и «два дополнения + обстоятельство образа действия» («в небе звёзды зажигая, ясью землю освещая»).

Эпифора (одинаковое окончание строф):
2 раза «Хорошо!» и в самом конце стихотворения «Как же дома, как же дома, как же дома хорошо!».

Рефрен (дословный повтор):
«Вы вернулись, вы вернулись!», «Как же дома, как же дома, как же дома хорошо!».

Фонетические приёмы
Аллитерации;
«веселых всплески» (сочетание в+с+л), «кукарекуу, кук-ура» (сочетание «кук» и сочетание с перемещением «ура – ар+у»).
По всему стихотворению разбросаны сочетания в+е, помогающие созданию образа летнего вечера («вечер», «весёлых всплески», «в небе», «встретит», «вы вернулись», «всё вокруг»).

Архитектоника (построение)

Очень интересное, нешаблонно построение: две строфы – обычные катрены, в следующей строфе увеличение на одну строку (5 строк), последняя состоит из 9-ти.
Однако в связи с ошибками в рифмовке построение, увы, придётся изменить, добавив недостающие парные строки и при этом, возможно, разбив последнюю строфу на две раздельные.

Система рифмовки и рифмы
В первых двух строфах перекрёстная рифмовка, в последующих строфах – параллельная + перекрёстная. Интересно, своеобразно.
Рифмы в основном точные, хоть и есть несколько ассонансных, т.е. приблизительных, с сильным несовпадением согласных: п-л и г-щ («стеПЕЙ – ковыЛЕЙ», «зажиГАЯ – освеЩАЯ»). Есть грамматические (вроде «гребешок – петушок», «приметит – встретит» и др.), но есть и изобретательные («Россия – босые», «зажигая – одаряет», «пошёл – хорошо»). Однако в стихотворении, звучащем на народный лад, грамматические рифмы имеют право быть и впечатления не портят.
Есть даже одна внутренняя рифма («А зарниц веселых всплески озаряют перелески»).
К сожалению, в двух строфах некоторые строки остались холостыми (незарифмованными, не имеющими пары): «цикады – перелески» и «кук-ура – вернулись» рифмами не являются.

Размер и ритм
Очень оригинальный размер, с использованием приёма «полиметрия» (несколько сменяющих друг друга размеров, придающих стихотворению ритмическое разнообразие).
Первые две строфы имеют чередование слогов 16–13, а 3-я и 4-я строфы построены по принципу «две строки по 8 слогов, остальные – по 7». При этом в 1-й и 3-й строфах последняя строка (повторяющаяся эпифора) является укороченной (3 слога вместо 7-ми), а самая последняя, наоборот, удлинённой (15 слогов вместо 7-ми), что делает концовку очень выразительной и является удачной поэтической находкой.
Ритм правильный, без сбоев.

Грамматическая и стилистическая грамотность и пунктуация
Всё в норме, ошибок нет.

ЗИМНИЙ ДЕНЬ

Сюжет, его глубина и актуальность
Тема пейзажная, но стихотворение не является просто шаблонно-пейзажным. Описание зимнего дня переходит в ощущения лирического героя, передаётся его задорное настроение, гармонирующее с солнечным деньком и ядрёным морозцем. Отражены его мечты о зимней прогулке по лесу и наблюдении за дикими животными, после которой так хорошо и уютно дома.

Образность

Метафора:
«Лес, в дни слякоти забытый, нынче серебром украшен». Стёртая, стандартная, но в стихотворении с народными мотивами это смотрится органично и уместно.

Сравнения:
«Словно топка паровоза, нынче солнышко сияет», «Я как школьник любопытный».

Олицетворение:
«Треск крещенского мороза птиц под стрехи загоняет», «Санный путь, в снегах пробитый, 
к окоёму убегает», «Щёки мне мороз румянит». Из них последних два стёртые, стандартные, но опять-таки уместные по своему народному колориту.

Лексика и единство образной системы:
Каких-либо современных приёмов нет, да они в таком стихотворении не особо и нужны. Сама выдержанность как лексики, так и принятых в старинных былинах средств выразительности, стёртых благодаря многовековому употреблению, только помогают безукоризненному единству всей образной системы стихотворения, сделанного на народной основе. (Конечно, для современного стихотворения и требования были бы другие, более жёсткие.)

Синтаксические приёмы
Нет.

Фонетические приёмы
Аллитерация:
Сочетание передающих крепкий мороз звуков тр-кр («треск», «посмотреть», «стрехи», «крещенского», «сверкает», «украшен», «красотою») и «ж», передающего скольжение и шуршание лыж по насту («лыжи», «стёжки»,  «пробежаться»).

Архитектоника (построение)
4 стандартных катрена завершаются оригинальным восьмистишием.

Система рифмовки и рифмы
4 катрена с перекрёстной рифмовкой. Последнее восьмистишие состоит из 3-х строк с параллельной рифмовкой, ещё 2-х с другими параллельными рифмами, а ещё одна из таких же стоит в самом конце, после 2-х с иными рифмами. Свежо, необычно, интересно.
Рифмы достаточно точные. Есть среди них и грамматические, но есть и из разных частей речи.

Размер и ритм
Размер совершенно одинаковый: во всех строчках по 8 слогов, что придаёт напевность и создаёт иллюзию чего-то давнего, хорошо знакомого, но забытого. Интересный эффект.
Ритм хороший, гармоничный, но в одном месте заметен сбой: «Лес, в дни слякоти забытый». Так всегда бывает, когда одно слово заканчивается на ударный слог, а стоящее за ним с ударного начинается. «Лес, в дни» – как раз пример такого сбоя. Во всех строчках, параллельных этой, стоят двусложные слова с ударением на первом слоге, 2-й слог – безударный («словно», «белой», «нынче», «щёки», «лыжи»).

Грамматическая и стилистическая грамотность и пунктуация
Не хватает запятой после уточняющего описательного оборота «Белой скатертью покрытый» и по бокам от вопросительного «что ль». Перед сравнением «как школьник» запятой, наоборот, не нужно, т.к. в данном случае оборот является сказуемым. Не нужно выделять запятыми и «по стёжкам зайки следа», это не уточнение, а обычное обстоятельство места. «Непривычной» здесь, как и в большинстве случаев употребления этого слова, пишется слитно.
Необходимо избавиться от неуклюжего сочетания сразу 3-х существительных, стоящих в соподчинении (именительный + родительный + родительный) «по стёжкам зайки следа». Можно переделать, например, на «по зайчиной стёжке следа» или ещё как-то.

ГЛАДОМОР 21-го года

В принципе, это вообще не стихи. Длина строк гуляет (1-я, 6-я, 12-я, 13-я, 16-я, 23-я строки длиннее на 1 слог, а 28-я строка – на два), сплошные глагольные рифмы. Ни одной метафоры или свежего эпитета. Всё звучит, как пересказ событий в рифму, что не является признаком поэтической речи. Статью в газете тоже можно зарифмовать, но от этого она стихами не станет.
Как будто другой человек писал, а не Вы.

Выводы и советы

В Ваших стихотворениях есть метафоры, сравнения, эпитеты, метонимия, народные поговорки и даже авторские слова-неологизмы, а значит, у Вас есть самое главное для поэта – образное видение мира, без чего поэзии быть не может. Олицетворениями может пользоваться каждый, а вот придумать нешаблонную метафору, оригинальный, не стёртый эпитет и своё авторское слово может далеко не каждый.
Хорошо было бы немного разнообразить стихи, не слагая все на народный манер, а гуще пользоваться оригинальными, творческими метафорами, не грамматическими рифмами, чаще уснащать ткань стиха пословицами, поговорками, яркими сравнениями и просто колоритными словами.
Второй плюс – Ваше умение чувствовать звуки и использовать это в аллитерациях и звукоподражаниях, что значительно улучшает звучание стихотворений.
Третье достоинство – почти безукоризненное чувство ритма, музыкально-гармоничное звучание. То, что Вы используете разные размеры строк внутри одного стихотворения, в большинстве случаев оказывается на пользу делу. Внимательно перечитайте мои комментарии, относящиеся к размеру, и Вы поймёте, в каких случаях укорачивать или удлинять строки можно, а в каких нельзя.
И то, что у Вас разнообразная система рифмовки внутри одного стихотворения, это не грех, а тоже плюс. Писать катренами (по 4 строки) может каждый, а разнообразить построение произведения – только поэт, способный на поиски и открытия. Хорошо, что при этом Вы имеете чувство меры: экспериментируете не посредине стихотворения, ни с того ни с сего, а именно в конечных, заключающих строфах или в местах, самых важных для понимания главной идеи произведения.
Если нужно будет отредактировать сборник перед изданием или откорректировать в нём ошибки, обращайтесь. Он от этого только выиграет.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
«Гроза»:
1-я и 3-я строки 3-й строфы вышли за рамки размера на целых два слога. Эти ошибки считаются грубым нарушением. Их можно исправить, например, так:

Гроза ушла, отстукав градом
По крышам церкви и домов, 
По частоколам и оградам.
Немало наломала дров!

В предложении «от болей сморщилась река» гораздо лучше смотрелось бы употребление слова «боль» в единственном числе («от боли сморщилась река»), т.к. множественное звучит уже не как олицетворение, а буквально, т.е. слишком физиологически.

«Хорошо»:
«Цикады – перелески» – вообще не рифма. Внутренняя рифма «всплески –  перелески» – это очень хорошо, но ведь она не отменяет то, что нужно рифмовать ещё и 1-ю и 3-ю строки. Предлагаю заменить на:

В эти сумерки парные хор цикад – широкий, веский –
Раздвигает в бесконечность  окоём степей.

В 4-й строфе, где у Вас идёт везде параллельная рифмовка, инородно смотрятся две вообще не зарифмованные строчки:
«Кукарекуу, кук-ура!
Вы вернулись, вы вернулись!»

Предлагаемая замена строфы:

Тополь первым нас приметит,
ива нас поклоном встретит.
«Кукарекуу, кук-ура!» –
сразу с крайнего двора,
напрягая гребешок,
прокричит нам петушок.
«Вы вернулись, вы вернулись!» –
слышен шёпот милых улиц.
Гулом встретит нас станица,
всё вокруг родные лица.
Как же дома, как же дома, как же дома хорошо!

«Зимний день»:
Необходимо избавиться от неуклюжего сочетания сразу 3-х существительных, стоящих в соподчинении (именительный + родительный + родительный) «По стёжкам зайки следа». Лучше заменить на «По зайчиной стёжке следа».

«Гладомор 21-го года»:
В 1-й строке один слог лишний. Можно заменить строку на «В двадцать первом не дождило».
В 3-й ударение неправильно стоит, в слове «лило» оно должно быть на 1-м слоге. Можно заменить на:

Солнце жарило что силы
Лес, левады и село.

Заодно появится красивая аллитерация «лес, левады» (ле-ле).
Во 2-й строке 2-й строфы один слог лишний и сбой ритма. Можно заменить строку на: «Миражи текли вдали». Заодно уберётся и сплошная глагольная рифмовка.
В 4-й строке 3-й строфы тоже лишний слог. Можно заменить на:

В души нам тоска вселилась:
Ни пшеницы и ни ржи.

В 4-й строфе 1-я и 4-я строки затянута на один слог, да и сбой ритма в первом же слове. Во 2-й строке скопление согласных на стыке слов («изб мороз»). В 3-й стоит убрать инверсию. Предлагаю всю строфу заменить на:

Небо снегом завалило,
И мороз ещё крепчал.
В трубах печек вьюга выла,
Скот от голода мычал.

В 6-й строфе 3-я строка затянута на слог. Предлагаю такую замену:

У меня подружка Маша
До весны не дожила,
Но не плакала мамаша –
Смерть свою к себе ждала.

Последняя строка затянута на два слога, а во 2-й «делать укор» не совсем стилистически грамотно. Лучше переделать всё так:

Люди тенями ходили,
К небу возводя укор.
Счёт умершим позабыли –
Вот такой был гладомор.


Рецензии