Легендарный танкист Борис Николаевич Кулемин

Однажды Володя Соколов, мой друг , коллега в редакции газета «Комсомольское племя», накануне очередного празднования Дня Победы, рассказал о фронтовом подвиге своего родного дяди Бориса Николаевича Кулемина, легендарного танкиста, удостоенного высокого звания Героя Советского Союза.
Недавно мой товарищ  написал автобиографическую  повесть «Долгий запах черемухи», в которой целую страницу  посвящает подвигу своего дяди, Бориса Николаевича Кулемина.
Для полноты картины  я заглянул во всезнающий  Интернет, в котором обнаружил  интересный очерк Ольховик Т. «Бесстрашный экипаж.» Газета Буйская правда от 2 октября 1984.


«Родился  7 мая 1924  в поселке Мисково Костромского уезда Костромской губернии (ныне Костромского района Костромской области) в крестьянской семье колхозного пчеловода. В семье было трое сыновей и две дочери. Старший сын Александр, мичман минного заградителя Балтийского флота, погиб в самом начале войны. Средний — Анатолий, старший лейтенант, командир танковой роты, сложил голову, защищая Москву.

В 1940 году Борис окончил 7 классов  и ФЗУ в городе Буй Костромской области.  Работал слесарем в депо станции Буй.

Призван в армию Буйским райвоенкоматом в августе 1942 года. Полгода Кулемин обучался в запасном учебном полку и получил специальность наводчика противотанковой пушки. В действующей армии с февраля 1943 года – на  Центральном фронте. С 25 февраля по 23 марта фронт проводил наступательные операции на Севском направлении, северо-западнее Курска, когда выйдя к Севеку, наши войска перерезали железнодорожную магистраль Брянск—Конотоп и были остановлены жесткой обороной противника. Здесь, на танкоопасном направлении стояли насмерть артиллеристы дивизиона, в котором Борис впервые глянул смерти в глаза, проявив мастерство и талант наводчика, когда в поле зрения его панорамы попала «Пантера» с белыми крестами на бортах.

Поединок закончился победой Бориса. Ярко запылала «Пантера», а танковая лавина, захлебнувшись, отступила. В этом бою Борис был ранен и эвакуирован в госпиталь Новосибирска. После выздоровления в сентябре он учится на радиотелеграфиста, но в феврале 1944 года его переводят в 30-й учебно-танковый полк, расположенный в Челябинске. Полк готовил экипажи для тяжёлых танков ИС-2, которые выпускались на Челябинском тракторном заводе.

В последних числах декабря 1944 г. в 13-й отдельный тяжёлый гвардейский  танковый полк 4-й танковой армии 1-го Украинского фронта вместе с новой техникой прибыло молодое пополнение. Среди прибывших танкистов был и командир орудия тяжёлого танка "ИС-2" Борис Кулёмин.

Зимой 1944—1945 гг. войска Красной Армии готовились к проведению Висло-Одерской операции, к началу которой они расположились в полосе, шириной 480 км, от Сероцка до Ясло, по р. Висла, удерживая на ее левом берегу плацдармы в районах Магнушева, Пулавы и Сандомира. В декабре 1944 года в состав 4-й гвардейской танковой армии (Д. Лелюшенко) 1-го Украинского фронта вошел 13-й Отдельный тяжелый танковый полк прорыва (ОТТПП), в котором служил экипаж ИС-2 в составе: лейтенанта Андреева (командир танка), младшего лейтенанта Пасько (механик-водителъ), старшины Кулемина (наводчик орудия) и заряжающего старшего сержанта Лядова.

12 января 1945 г. перешли в наступление дивизии 1-го эшелона фронта. После их мощного удара западнее Сандомира, в прорыв был введен 13-й ОТТПП с целью нарушения тыловых коммуникаций врага в прифронтовой полосе. Удалившись от линии фронта на 40 км и пройдя с боями по тылам противника до 300 км экипаж ИС-2 уничтожил большое количество живой силы и боевой техники врага. В ночь на 14 января в районе деревни Радомице  Кулемин огнем своей пушки сжег 1 танк «Тигр», 2 танка «Пантера», уничтожил 3 бронетранспортера и 26 солдат и офицеров противника. Экипаж совместно с другими нашими танками захватил 2 склада с боеприпасами и 5 автомашин.
19 января экипаж вступил в бой с превосходящими силами противника, пытавшимися захватить переправу через реку Чарна. Огнем своего орудия Б.Н.Кулемин уничтожил 1 самоходную установку, 2 орудия, до 70 солдат и офицеров противника, расчистив путь наступающей пехоте. В  бою за город Кобылин (Великопольское воеводство, Кротошинский повят) 22 – 23 января  уничтожил танк, 5 орудий и 30 солдат и офицеров противника. За эти бои Кулемин приказом по войскам 4-й танковой армии от 12 марта 1945 года награждён орденом Красной Звезды.

После взятия города Кобылин танк с десантом из  6 автоматчиков из-за технической неисправности остановился в деревне Пемпово (в 8 км северо-западнее города Кобылин). Вечером 24 января со стороны фронта показалась отступающая колонна противника, впереди которой медленно двигался штабной автобус, сопровождаемый бронетранспортером. За ними следовали четыре грузовика с солдатами. Замыкала колонну батарея легких орудий на конной тяге и несколько повозок, в промежутках между которыми устало брели группы солдат и офицеров.

 Заметили колонну тогда, когда она показалась из небольшого заболоченного леса. Немцы, видимо, приняв открыто стоящий танк за своего, не проявили тревоги и продолжали движение. По команде Андреева Кулемин и Лядов заняли свои места, изготовив орудие к бою. В это же время Андреев и Пасько, взяв с танка два пулемета, заняли оборону в окопах вместе с автоматчиками боевого охранения. Подпустив колонну на 60 метров старшина Кулемин открыл огонь.  Первый снаряд разорвался внутри автобуса, второй поджег бронетранспортер. По команде Андреева открыли огонь пулеметчики и автоматчики боевого охранения. Тем временем Кулемин с Лядовым по одному снаряду выпустили по грузовикам. Колонна врага пылала в нескольких местах, взрывались бензобаки и боеприпасы, ржали обезумевшие лошади, ища спасения в поле, которое, как оказалось, было заминировано.

Огонь вражеской батареи успеха немцам не принес, но к вечеру наши смельчаки были атакованы ротой пехоты, поддержанной подоспевшими танками. Наш ИС-2 был лишен возможности маневрировать, а три немецких танка не могли построить боевой порядок для атаки: поле было заминировано. Обойти позицию нашего танка и обороняющихся автоматчиков они не могли: местность была заболочена и открыта, а с фронта поджимали наши войска.

Начало темнеть, когда танки противника приблизились к сгоревшему бронетранспортеру. Головной танк, обходя препятствие, подставил Кулемину борт и вспыхнул подобно факелу от прямого попадания бронебойного снаряда. Следующим попаданием Кулемин «разул» второй танк: его снаряд, разрушив направляющее колесо, разорвал гусеницу. После того, как немцы подожгли моторное отделение нашего танка, стало трудно дышать, вентилятор не работал и струи едкого дыма через шиберную перегородку проникали в боевое отделение ИС-2.Тем временем дружный огонь боевого охранения танка поражал живую силу врага. Кулемин и Лядов продолжали неравный бой, задыхаясь в дыму, предварительно открыв люки. Два вражеских танка, маскируясь дымом, одновременно показались из-за горевшего тягача, слева и справа от него. Двумя выстрелами Кулемин поджег оба танка, после чего фашисты прекратили атаку и продолжали огонь. Корпус ИС-2 содрогался от попаданий, но поединок продолжался. Израсходовав боеприпасы, Кулемин и Лядов покинули горящую машину. Отбежав от танка 15—20 метров, Иван Лядов упал. Взвалив друга на спину, Кулемин отнес его в кустарник, где обнаружил, что тот убит. В тот же момент долину потряс грохот: взорвался топливный бак ИС-2, отдав прощальный салют Ивану Лядову.

Потеряв двух человек, наши воины отходили в сторону Пенково, ориентируясь по колокольне костела и маскируясь придорожными зарослями.

Житель Пенково Франтишек Звежинский спрятал раненого офицера в подвале и накормил храбрецов. Через несколько часов местность заняли соединения 3-й гвардейской армии генерала В. Гордова. С удивлением смотрели бойцы на обгоревший ИС-2, стоящий на развилке дорог, на изуродованную технику врага, на трупы солдат и лошадей противника. На лобовой броне краснозвездного богатыря они насчитали 18 вмятин от попаданий вражеских снарядов! Бесстрашный экипаж аварийного танка  и преданные ему автоматчики сделали все возможное, чтобы задержать противника.

На следующий день Пасько и Кулемин, отправив Андреева в госпиталь, похоронили Лядова и автоматчика из боевого охранения. Разыскав свой полк, они с боями дошли до Луккенвальде под Берлином. Их полк участвовал в ожесточенных боях с 6 по 8 мая, когда удары трех танковых армий (1-й, 3-й, и 6-й) раскололи группу армий «Центр» генерал-фельмаршала Шернера, отказавшегося капитулировать. Полк, успешно преодолев Судетские горы и выйдя в Карлупы, сходу ворвался в Прагу. В последних боях, 11 мая (уже после капитуляции Германии) старшина Кулемин был ранен и проходил лечение во фронтовом госпитале в Праге. К сожалению, связь с полком была утеряна. В октябре 1946 г. он демобилизовался и уехал на родину, где трудился слесарем на автобазе.

После памятного боя в Польше 24 января 1945 года, в начале апреля, командующий 1-м Украинским фронтом маршал Советского Союза Иван Конев подписал документы на присвоение звания Героя Советского Союза всем членам экипажа тяжелого танка ИС-2.Это был первый случай, когда к такому высокому званию был представлен весь экипаж боевой машины.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за мужество и героизм, проявленные в Сандомирско-Силезской операции, Кулемину Борису Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

22 мая 1947 года старшину запаса Бориса Николаевича Кулемина пригласили в Кремль, где в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года его председатель Н. Шверник вручил нашему земляку «Золотую Звезду» Героя Советского Союза и орден Ленина. Там Борис Николаевич встретил своих боевых побратимов Анатолия Андреева и Алексея Пасько, которым были вручены такие же награды и отличия. Ивану Лядову звание Героя Советского Союза было присвоено посмертно.

В День танкиста, 8-го сентября 1967 года по инициативе писателя Сергея Смирнова Центральное телевидение в программе «Подвиг» организовало встречу членов героического экипажа ИС-2. На эту встречу Алексей Пасько приехал вместе с женой Натальей Ивановной, бывшей медсестрой медсанчасти 13-го тяжелого танкового полка. Это была последняя встреча героев.
Борис Николаевич переехал с женой Валентиной Николаевной и двумя дочерьми в г. Макеевку Донецкой области, а в 1964 году в город Орджоникидзе Днепропетровской области. Работал шофером. 11 марта 1985 года награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. Умер 20 сентября 1988 года.

Кулемину Б.Н. присвоено звание Почётный гражданин г. Орджоникидзе Днепропетровской области.

В дни празднования 70-летия Великой Победы имя Кулемина Б.Н. занесено на памятные доски, размещённые на Монументе Славы на площади Мира в Костроме».

На снимке: Борис Николаевич Кулемин после войны.


Рецензии