Самые отчаянные посадки 5. пассажирских самолётов

 Чудо на Гудзоне
Нью-Йорк обслуживают три аэропорта, один из которых – Ла Гвардия, расположен в самом центре города. Взлетая, самолеты оказываются над небоскребами Манхэттена. Не правда ли, звучит как завязка для очередного блокбастера в жанре «11 сентября»?

   В тот раз дело обстояло похожим образом! Днем 15 января 2009 года из Ла Гвардии вылетел Airbus А-320 со 150 пассажирами на борту, направлявшимися по маршруту Нью-Йорк - Сиэтл. Примерно через 90 секунд после взлета самолет врезался в стаю птиц – бортовой самописец зафиксировал удары и изменение в режиме работы двигателей. Оба двигателя мгновенно «обрезало». В этот момент самолет успел набрать высоту 970 метров. Под крылом стелилась плотная жилая застройка 10-миллионного мегаполиса…
   Возвращение назад в Ла Гвардию было исключено. Запаса высоты и скорости хватало лишь на 1,5 минуты полета. КВС (командир воздушного судна) мгновенно принял решение – идем к реке! Гудзон (настоящее название – Хадсон ривер) в несколько раз шире Невы и не имеет в нижнем течении значительных изгибов. Главное было дотянуть до воды, аккуратно выровнять самолет – и дальше дело техники. «Эйрбас» шлепнулся в холодную воду и поплыл среди льдин, как настоящий Титаник. Экипаж и все пассажиры остались живы (впрочем, около 5 плохо пристегнутых пассажиров и стюардесса все же получили серьезные травмы).

Главным героем этой истории, несомненно, стал Чесли Салленбергер – бывший военный летчик, когда-то пилотировавший «Фантом».

 Статья посвящена одному из немногих авиационных инцидентов, обошедшихся без человеческих жертв благодаря безупречным действиям экипажа.

 Посадка на Гудзон
Авиационное происшествие Рейс 1549 вылетел из аэропорта Ла-Гуардия с опозданием. Из-за плохой погоды сто пятьдесят пассажиров и пять членов экипажа ожидали разрешения на взлёт до 15:24. Небо расчистилось, но ожидался шторм, поэтому люди мечтали добраться к пункту назначения как можно быстрей. Airbus A320 французского производства находился в эксплуатации всего 10 лет и слыл довольно надёжным воздушным судном, поэтому ничто не предвещало беды. Для опытного экипажа завершался четвёртый день полётов, после которого должен был последовать отдых. На 91-й секунде боковым зрением второй пилот увидел стаю птиц, после чего возникло ощущение, что лайнер резко остановился, натолкнувшись на бетонную стену. Оба двигателя заглохли, при этом в левом начался пожар. Передав сигнал о бедствии, экипаж начал сверять свои действия с картой аварийных процедур. Перезапуск двигателей оказался невозможным из-за малой высоты, а предлагаемые диспетчером аэропорта посадочные полосы не гарантировали успех. Аварийная посадка A320 на Гудзон казалась единственным выходом в сложной ситуации. У капитана авиалайнера были лишь секунды, чтобы принять решение, от верности которого зависела жизнь 155 человек.
 
 Экипаж
Волею судьбы, лайнер оказался в руках опытного экипажа. Капитан Чесли Салленбергер, 1951 года рождения, через несколько дней должен был отметить свой пятьдесят восьмой день рождения. За его плечами годы военной службы и налёт в размере 19663 часа. Двадцать девять лет пилот высшего класса отдал гражданской авиации, он был экспертом по безопасности полётов. Для сорокадевятилетнего Джеффри Скайлза это был один из первых полётов на Airbus A320. Но он был отлично подготовлен теоретически, ибо только закончил переобучение на данный класс самолётов, имея общий налёт в 15643 часа.

 Посадка самолёта на Гудзон
Посадка А320 на Гудзон казалась обоим единственно возможным способом избежать катастрофы. Расшифровка переговоров в кабине лайнера покажет, насколько точны и хладнокровны были их действия, что позволит мэру Нью-Йорка назвать Чесли Салленбергера «Капитаном Спокойствие». Опытными были и стюардессы, предотвратившие панику на борту. Каждая из них отдала авиации более 25 лет.
 
 Экстренная посадка
Когда по салону разнёсся запах и угас звук двигателей, пассажиров охватил страх. Услышав характерный признак включения микрофона, каждый надеялся на сообщение, что самолёт вернётся в аэропорт и всё будет хорошо. Но капитан лайнера объявил о готовности к жёсткой посадке. Чесли Салленбергер развернул А320 на юг в сторону реки, хотя по маршруту он двигался в северо-восточном направлении. Второй пилот обеспечивал герметичность, необходимую при приводнении. Посадка на Гудзон требовала филигранной точности маневра, в ином случае катастрофа становилась неизбежной. Электронный мозг продолжал работать. Командиру экипажа удалось выровнять баланс, не задев мост Джорджа Вашингтона, и на минимальной скорости посадить самолёт напротив Манхэттена.

 Аварийная посадка на Гудзон
Казалось, лайнер сразу же устремился на дно. От него обрывало какие-то части, людей швыряло по салону, но, спустя непродолжительное время, он всплыл на поверхность, словно поплавок. Где-то образовалась течь, салон стал наполняться ледяной водой. Экипаж организовал эвакуацию пассажиров. Захватив плавсредства, люди стали выбираться через аварийные выходы на крылья. Никто не знал, возможен ли взрыв авиалайнера, но низкая температура воды не позволяла плыть самостоятельно. Только через 10 минут прибыли первые спасательные паромы, началась эвакуация пострадавших, 78 из которых получили различные травмы. Но, главное, все были живы.

 Причина аварии
В истории посадка самолёта на Гудзон стала одним из одиннадцати случаев приводнения. Без жертв обошлось в пяти. Это была четвёртая удача, но компания потеряла транспортное средство стоимостью 75 миллионов долларов. Необходимо было досконально изучить причину аварии и дать оценку деятельности пилотов. Народ США сразу же превратил их в национальных героев, а мэр Нью-Йорка вручил капитану символический ключ от города. Но до выяснения всех обстоятельств оба были отстранены от работы. Джеффри Скайлз будет допущен к полётам в апреле, а Чесли Салленбергер – в октябре 2009 года. Весь период работы национальной комиссии оба переживали за свою профессиональную репутацию. При изучении турбовентиляторных двигателей было установлено, что компрессоры оказались полностью разорваны. Проведенные испытания с попаданием птиц, а именно это стало главной причиной аварии, никогда не приводили к подобным результатам. Найденные фрагменты белковых частиц в обоих двигателях позволили провести анализы ДНК. Было выяснено, что по трагической случайности авиалайнер пострадал от канадских казарок, вес которых составлял от 4 до 4,5 кг. Столкновение произошло с целой стаей перелётных птиц. За 20 лет до происшествия 210 самолётов получили разрушения от встреч с птицами, погибло 200 человек. Инцидент ещё раз напомнил о необходимости решения важной проблемы. посадка А320 на

 Расследование действий экипажа
Оба двигателя вышли из строя на крайне малой высоте – 975 метров. Никто и никогда не учил, как действовать экипажу в подобной ситуации. Была ли возможность у лётчиков вернуться в аэропорт? Именно этот вопрос более всего интересовал национальную комиссию по безопасности перевозок. Им не хватило высоты и ровно половины времени, часть из которого была потрачена на изучение проблемы перезапуска двигателя. На скорости 400 км/час это оказалось невозможным. За секунды экипажу требовалось прочитать 3,5 страницы инструкций, что в условиях мгновенного реагирования является невыполнимым. Это выявило необходимость упрощения перечня контрольных мероприятий. Посадка на Гудзон стала выдающимся примером слаженного действия пилотов, которых никогда специально не обучали приводнению. Долго обсуждали вопрос, следует ли в программу обучения лётного состава включать данные занятия, пока в 2013 году не произошёл очередной инцидент у берегов Бали. Этот и другие случаи показывают, как много в воздухе зависит от профессионализма экипажа. Салленбергер и Скайлз сдали свой экзамен на самую высокую оценку.

 Судьба лайнера
Планер самолёта продержался над водой 1,5 часа. Продвигаясь вниз по течению, он ушёл под воду, но его удалось привязать к пирсу. Во время спасательных и буксировочных работ был повреждён и затонул левый двигатель, обнаруженный водолазами лишь 23 января. Посадка на Гудзон в черте города могла нанести ему и жителям вред, но этого не произошло. Не подлежащий восстановлению лайнер после проведения исследований транспортирован в Северную Каролину, где с 2012 года выставлен как экспонат в Музее авиации.


 
Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article


Рецензии