Cирия. Монастырь Святого Мученика Христофора

Исторически-биографический очерк (историческая часть)продолжение...


Cирия. Монастырь Святого Мученика Христофора.

Монастырь Святого Христофора - небольшая обитель расположенная в мухафазе Дамаска, в районе города Сайданая, восходит своей историей к IV-VI вв. Согласно церковным записям 18 века, долгое время находился в запустении. Реставрационные работы начались по распоряжению Патриарха Антиохийского и всего Востока Игнатия VI (2 июля 1979 — 5 декабря 2012). На территории с благоухающим садом, прилегающей к Монастырю, огороженной каменной стеной, расположен Храм. Престольный праздник обители, день памяти Святого Христофора 9 мая. В окрестностях Монастыря имеются пещеры, где жили раннехристианские монахи и источники.

 

Священномученик Христофор (от греческого - “несущий Христа”) Ликийский (1) жил в III веке. Урожденный Репрев (от латинского “Отверженный”). Из различных источников жития Святого следует,что он был очень высокого роста, грубого нрава (в бытие язычником) и жуткой внешности. А в изложении Дмитрия Ростовского будучи взятым в плен в битве при Мармарике(историческая область в Северной Африке) армией римского императора Деция Траяна(2), не владел человеческой речью.  После чего, Христофор взмолился Богу, так как еще до Крещения исповедовал Веру в Иисуса и через прикосновение Ангела, получил возможность говорить. Позже, он поступил на службу в сирийскую армию. Относительно внешности и происхождения Святого, источники неоднозначны.  В православной традиции, до 1722 года Христофор на Иконах являлся могучим воином с песьей головой (3).  Согласно коптской (4) версии являющейся канонической до 1722 года, Христофор происходил из племени киноцефалов (кинокефалов) - “псоглавцев”, обитавших на территории Азии, Европы, Африки и Америки,  этот народ встречается на страницах текстов античных писателей, историков и путешественников, вот как описывает это племя писатель и поэт Суммий Родосский (IV – III до н. э.):

"И увидел я знаменитое племя людей-полупсов, у коих поверх крепких плеч выросла песья голова с наисильнейшими челюстями; у них, как и у псов, лай, и вовсе не знают они славную именем речь других смертных”. 

"Эти язычники ходят с голой грудью... Они ведут нечестивую жизнь, питаются нечистыми и недозволенными четвероногими... Достойных строений у них нет. Не зная Бога, они почитают демонов и приметы. Царя у них нет” (5)

 Также упоминаются в “Деяниях Апостолов Андрея и Матфея” (6) и труде Георгия Александру “Воздвигший Крест во льдах” (7), повествующем о крещении киноцефалов. Однако, женщины их имели обычный, человеческий вид.

Согласно более поздней, современной канонической версии, зародившейся на о. Кипр (8), Святой был очень красив от рождения, оттого Христофор упросил Бога, чтобы Он сделал его внешность отталкивающей с целью сохранения от соблазнов и распутных дам (9). После чего, его облик стал безобразным, с головой похожей на песью. В изложении Никодима Святогорца (10) «имел уродливый лик».

 Вот как свидетельствует сирийское Духовенство о чине омовения мощей Святого:” ... глава у мученика Христофора [была] с лицом точь-в-точь как у собаки, с длинным ртом; она тверда как кремень — наш ум был поражён изумлением: тут нет места сомнению!” (11)

 

 Впервые Христофор пострадал за веру смиренно приняв побои от гонителя христиан по имени Вакх, однако, пояснил при этом, что если бы он захотел, его силы бы хватило, чтобы побороть не только самого Вакха, но и императора. В ответ на этот вызов правитель прислал за ним 200 воинов. Но узрев Чудеса, которые творились на пути во дворец, сухой жезл расцвел в его руках, хлеба умножались, солдаты уверовали в Иисуса и вместе с Христофором были крещены Антиохийским Епископом Священномучеником Вавилою (12), после чего, Святой заговорил на ликийском языке.  Декий же увидев облик Святого, упал в обморок. Придя в себя, он велел казнить воинов, а к Святому подослал двух блудниц, чтобы заставить Святого отречься от Веры, однако, жрицы любви раскаялись, приняли Христианство, за что так же приняли мученическую смерть.

 Святого подвергли многочисленным пыткам, но он увидел в небе Иисуса, который избавил его от страданий. Многие люди тогда уверовали в Христа и заступились за Христофора, за что были казнены.  Христофор принял мученическую смерть, от усекновения главы.

 
***

1. Ликия - древнее государство (территория современной Турции)

2. Гай Мессий Квинт Траян Деций, известный как Деций Траян, римский император (в 249—251 годах), установил политику преследования христиан, погиб в бою с чужеземными племенами, вторгшимися на территорию империи.

3. Не являются каноническими. По распоряжению Святейшего Синода от 21 мая (1 июня по-новому стилю) 1722 года, иконографические изображения Христофора с песьей головой были запрещены, как: «противные естеству, истории и самой истине». Многие Иконы были переписаны, в настоящее время такие изображения сохранились, в качестве музейный экспонатов. На канонических Иконах Святой изображается с человеческой головой.

4. Неканоническая Египетская Православная Церковь, не признает IV Вселенский Собор, поддерживает учение монофизитов.

5. “Космография”, предположительное авторство приписывается архиепископу Вергилию Зальцбургскому.

6. Апокриф (не каноническая Новозаветная литература)

7. Греческий журналист, писатель, политический обозреватель Георгий Александру в своей книге «Воздвигший Крест во льдах», посвященный фундаментальному исследованию первоисточников, преданий и сведений из самых разных культур, о деяниях Апостола Андрея.  Однако, характерные особенности киноцефалов он объясняет не какими-либо мутациями и   патологиями племени, а намеренном членовредительстве, которое они по традиции наносили своим младенцам.

8. Остров в Средиземном море, граничит с Сирией на Востоке.

9. По современной католической версии, служил дьяволу, но узнав, что его господин боится Бога, стал служить Ему. Принял на себя послушание переносить людей через реку. В иконографии изображается несущим младенца Иисуса через брод.

Ликийский язык анатолийская ветвь (группа вымерших языков) индоевропейского, произошел от лувийского.

10. Преподобный афонский монах, богослов.

11. Из книги “Путешествие Антиохийского патриарха и всего Востока Макария III” (после смерти жены - епископ), написанной его сыном архидиаконом Дмитрием Алепским. Урожденный Булос ибн Макариус аз-Заим ал-Халеби (около 1627 г  г. Алеппо, Сирия— 1669 г. Грузия), путешественник, писатель.

12. Епископ Антиохийский (237—253), священномученик, пострадал в правление императора Деция.

Автор очерка - бывший местный житель Сирии (Дамаск - Хомс - Масьяф (мухафаза Хамы))


продолжение следует....
 


 


Рецензии
Спасибо, Ольга, за твой труд по подборке интересного материала!
С наступающим праздником пасхи Вас!

Эдуард Неганов   27.04.2019 07:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Эдуард!!! С наступающим Светлым Воскресенем Господним!!! Пусть Бог Благословит!!!

Ольга Липа   27.04.2019 20:13   Заявить о нарушении