Состояние авиатранспорта в РФ
1. Авиапарк российских авиаперевозчиков находится в достаточно тяжелом состоянии. В настоящий момент в России практически не производят отечественных самолетов. Это привело к тому, что главные игроки рынка покупают поддержанные суда из заграницы, а небольшие авиакомпании используют старые советские самолеты, срок эксплуатации которых уже истек.
2.В России завышена стоимость авиационного керосина. На 1 февраля 2011 года его цена составляла 24233,21 рубля за тонну, что на 20,79% больше по сравнению с 2010 годом. Рост цен на ГСМ больше инфляционного, что является неприемлемым для страны, добывающей нефть в огромном количестве.
3. Платежеспособность россиян намного ниже, чем в европейских странах. Большинство россиян предпочитают железнодорожный транспорт, так как оно не может отдавать половину своей заработной платы за перелет в 1000 км в оба конца. Более того, мобильность россиян в несколько раз меньше, чем в Европе и в США.
Результат данных причин – низкая рентабельность авиаперевозок, которая составляет в лучшем случаи 7–10%.
На авиационном транспорте необходимо продолжить развитие системы лицензирования и регулирования рынка воздушных перевозок и государственного надзора за выполнением требований по безопасности полетов и авиационной безопасности всеми участниками авиационной деятельности. Продолжить процессы разделения функций государственного и хозяйственного управления авиационными предприятиями с долей государственной собственности. Создать национальную независимую систему сертификации авиационной техники на базе отечественных научно-экспериментальных центров.
Реформирование отношений собственности и предприятий будет проводиться по таким направлениям:
– формирование конкурентоспособной группы аэропортов;
– завершение выделения аэропортов в самостоятельные предприятия;
– передача аэропортов, которые не отвечают сертификационным требованиям и не способны их обеспечить самостоятельно, в коммунальную собственность;
– корпоратизация аэропортов с целью подготовки к приватизации;
– создание юридического лица, которое будет уполномоченным лицом по профессиональному управлению государственной долей акций аэропортов страны;
На авиационном транспорте должен обеспечиваться спрос на воздушные перевозки на внутренних и международных авиалиниях и качественное обслуживание воздушного движения в воздушном пространстве России.
Это возможно при следующих условиях:
– обновление парка воздушных судов на современные и экономические;
– внедрение систем CNS/ATM для обслуживания воздушного движения;
– расширение внутренних воздушных линий;
– развитие сети узловых аэропортов и создание национального узлового аэропорта.
Первоочередными задачами должны быть:
– завершение построения системы государственного регулирования и национальной нормативной базы;
– завершение процессов рыночных преобразований авиапредприятий, в первую очередь, выделение аэропортов в самостоятельные предприятия;
– создание сильного, конкурентоспособного национального воздушного перевозчика;
– внедрение воздушных судов отечественного производства АН-140, АН-70, АН-74 и современных воздушных судов зарубежной разработки;
– создание эффективной системы лизинга воздушных судов;
– внедрение гибкой тарифной политики, снижение себестоимости перевозок и услуг;
– обеспечение эффективной деятельности объединенной гражданско-военной системы организации воздушного движения;
– осуществление мероприятий по внедрению спутниковой системы CNS/ATM;
– создание единой сети аэронавигационной связи;
– обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности путем развития механизмов надзора и контроля.
Современное состояние и перспективы развития аэропортовой сети гражданской авиации России характеризуются:
1) количество аэропортов и аэродромов, допущенных к эксплуатационному обслуживанию гражданских воздушных судов, включая аэродромы совместного базирования и (или) использования;
2) состояние основных производственных фондов аэропортов и аэродромов;
3) права собственности на имущество аэропортов и аэродромов;
4) земельный вопрос;
5) взаимозависимость развития аэропортов и других элементов системы воздушного транспорта;
6) современные тенденции и проекты концепции развития аэропортовой деятельности.
Авиационный транспорт в России традиционно относится к сфере особого интереса со стороны государства и является отраслью промышленности, государственное вмешательство и ограничения деятельности которой, часто является фактором, определяющим их дальнейшее развитие. Тут участие государства видится настолько очевидным, что не вызывает особых дискуссий не только у обывателей, но и у многих специалистов, и у многих российских законодателей. Однако, незыблемость позиций государства в данной области можно поставить под сомнение - на деле именно бдительное участие властей можно рассмотреть как фактор, тормозящий развитие отрасли.
Для серьёзного рассмотрения вопроса государственной политики в области авиатранспорта, следует, как минимум определить соображения, эту политику определяющие. К таким пунктам можно отнести:
1) Стратегическое значение авиатранспорта в контексте национальной безопасности.
2) Фактор безопасности полётов.
3) Социальное и экономическое значение авиатранспорта с точки зрения:
а) транспортных артерий, с учётом размеров страны;
б) занятости и доходов бюджета в авиатранспорте;
в) занятости и доходов бюджета в авиастроительной промышленности.
Основные элементы приложения государственной политики в области авиатранспорта на сегодняшний день таковы:
- ограничение участия иностранцев в деятельности авиакомпаний;
- государственное управление воздушным движением (УВД);
- высокие пошлины на зарубежную авиатехнику и политика исключений;
- регулирование международного и внутреннего сообщения, местные ограничения аэропортов;
- прямое участие государства в капитале крупнейших перевозчиков и производителей;
- неформальное давление на участников рынка.
Реализация этих мер в комплексе способствовало бы улучшению инвестиционного климата в отрасли, развитию конкурентной среды с формированием сильных лидеров, улучшению условий для потребителя услуг авиакомпаний, за счёт повышения комфорта и снижения относительных цен на авиатранспортные услуги, экономическому подъёму в отрасли, важному с точки зрения развития деловой активности в России в целом.
Свидетельство о публикации №119042600169