О вечере памяти Натальи Еременко 15. 03. 2019 г

«ЖИВУ В РОДНОМ УЗБЕКИСТАНЕ»
В Музее Сергея Есенина состоялась презентация сборника произведений и интервью «Между нами, женщинами…» известной ташкентской поэтессы Натальи Николаевны Еременко – одной из лучших творческих учениц Александра Файнберга.
Выход в свет в Ташкенте данного сборника, редактором-составителем и издателем которого стал член Союза российских писателей, поэт, эссеист и журналист Алексей Кирдянов-Алимкулов, вызвал большой интерес творческой интеллигенции. И это не случайно. Многогранное творчество Натальи Еременко (урожд. Чертенковой, 1954–2013), которая была не только талантливой поэтессой, но и прекрасным художником-живописцем и графиком, охватывает широкий круг жизненных явлений, раскрывает ее богатый личностно-духовный мир. Поэтому презентация ее, по сути, первой книги привлекла внимание не только профессиональных стихотворцев, но и любителей поэзии, вызвала у них потребность творческого общения.
Открывая вечер, заместитель директора музея, историк культуры, литературовед Борис Голендер подчеркнул важность выхода в свет новых книг, их плодотворных презентаций, обсуждения и эстетической оценки. Ведущая первой части вечера – лауреат международных фестивалей бардовской песни и поэзии «Осенний аккорд» в номинации «Декламатор» Ирина Парамонова, приветствуя собравшихся, ввела в художественно-поэтический мир творчества Натальи Еременко, создала у публики эмоциональный настрой на восприятие поэзии и музыки. В качестве эпиграфа к программе вечера она продекламировала стихотворение Н. Еременко «Друзья разъехались по странам», в котором есть такие программные слова: «Живу в родном Узбекистане – / одна меж многих. И… одна. / Живу, как все простые люди, / не мудрствуя и не кляня… / Эпоху перемен рассудят – / за нас! – в другие времена», а затем и иные ее стихи, проникнутые душевной теплотой, отмеченные глубокими мыслями.
Редактор-составитель книги, который упоминался мной выше, рассказал о жизни и творчестве Н. Еременко, работе с ее архивом. Он выразил глубокую признательность за содействие в подготовке к изданию сборника «Между нами, женщинами…» Софии Демидовой, Татьяне Поповой, Александру Махневу, Олегу Бордовскому.
Вдохновенно из уст А. Кирдянова прозвучали стихотворения его творческой «сестры» «Я вышла раньше, чем обычно…», «А умирают в одночасье, вдруг…», «Миллениум», которые стали «иллюстрацией» концепции всей книги поэтессы.
Необходимо отметить, что данный сборник сложился очень гармонично во всех отношениях – как по содержанию, так и по дизайну. С большим художественным вкусом оформлена обложка белыми облаками, плывущими в нежно-голубом небе. Основное содержание книги гармонично обрамляют, как арка, глубокое по смыслу воспоминание об авторе книги, озаглавленное «Первая встреча… Последняя встреча…» А. Кирдянова и очерк о ней же «Не счесть алмазов в каменных пещерах» С. Гордина. Полноценному восприятию содержания книги служат интервью Н. Еременко, ее фотографии, графические и акварельные рисунки.
В ходе вечера декламация стихотворений Натальи Еременко чередовалась с воспоминаниями о ней и исполнением песен на ее тексты. Выступления декламировавших ее стихотворения Софии Демидовой, Армануш Маркарян, Бахадыра Ахмедова, Гуарик Багдасаровой, Сергея Гордина, Ирины Кондратенко, знавших Наталью Еременко, глубоко взволновали публику.
Особенно выразительно и проникновенно прозвучало стихотворение «В старом дворике скамейка…», продекламированное дипломантом международного фестиваля «Осенний аккорд» в номинации «Поэт-дебютант» Анастасией Щелоковой.
Очень эмоционально звучали песни Геннадия Арефьева, аккомпанировавшего себе на гитаре, в частности «Ленинградская полночь» (ст. А. Кирдянова), и Людмилы Декановой в авторском исполнении под гитару – «Радужный свет» и «Я люблю эту землю» (ст. А. Кирдянова). Эти песни (тексты некоторых из них были известны героине вечера), стали своего рода символичным музыкальным приношением Наталье Еременко.
Концепция презентации сборника «Между нами, женщинами…», тщательно продуманная ее организаторами, а также ведущими Ириной Парамоновой и Ириной Кондратенко, реализовалась успешно, и участники этого памятного события получили большую эстетическую радость от встречи с прекрасным союзом поэзии и музыки.
А экземпляры книги Н. Еременко, несомненно, займут достойное место на книжных полках читателей, интересующихся поэзией рубежа ХХ–ХХI веков, а размещенные в них стихотворения послужат благодатным источником вдохновения для композиторов, декламаторов, артистов, материалом для изучения - филологам и литературоведам.
Каждый из зрителей, уходя с вечера-презентации, уносил с собой частицу поэтического и художественного мира Натальи Еременко, впечатления от бесхитростной простоты и искренности ее удивительных стихов, пронизанных духовным светом, любовью, верой в добро.
Ирина ГАЛУЩЕНКО,
профессор Государственной консерватории Узбекистана


Рецензии