О системе Михаила Чехова. Не только Станиславский

25/04/2019
"Три тысячи фрагментов".

Из моих записок прошлых лет.

Тетрадь лета-2007
 
Конспекты и размышления по прочтении работ Михаила Александровича Чехова.
"Путь актера"
"Жизнь и встречи"
"Воспоминания о Рахманинове"
"О системе Станиславского"
"О технике актера"
"Беседы, заметки"

в книге:

М.А.Чехов. Путь актера.
М.:ООО"Изда-во АСТ":ООО "Транзиткнига", 2003.-554с.(6)с.- (Мемуры).

22 июля 2007г.
 Долго искала записки Мих. Чехова. Книги Станиславского найти легко. А вот Мих. Чехов нашелся случайно. Уже собиралась выйти из книжного магазина, как вдруг какой-то толчок заставил подойти к полке и вытянуть книгу, на которой было написано:

Михаил Чехов. Путь актера.

Это произвело тогда на меня сильное впечатление:"налет мистики". Но ведь и система М.Чехова так мистична... И потому едва ли может быть рекомендована широко в отличие от насквозь рациональной системы Станиславского.

Теория М.Чехова получила распространение за рубежом. в частности, в Голливуде, где уроки давал и сам Мих.Чехов, например, Элизабет Тейлор. Снимался в голливудских фильмах в крохотных ролях-камео. Это когда в фильм, в котором играют "звезды", приглашается на эпизодическую вставку какой-нибудь старый мастер, но уже позабытый или малоизвестный, типа бенефиса в пользу актеров, что были популярны в России. Михаил Чехов разругался с Станиславским, Вахтанговым, покинул Московский Художественный театр(МХТ) и Советскую Россию и пытался найти востребованность в Европе, затем в США, в Голливуде.

Однако успехи были ограничены, а временами, как горестно писал Михаил Александрович, то, будет ли у него завтра на обед, зависит от того, придет ли кто-нибудь на урок актерского мастерства. Так что не только у нас "нет востребованности". Однако в Голливуде Михаила Чехова помнят, судя по интервью некоторых американских актеров и актрис, учившихся на курсах по системе Михаила Чехова, каковые популярны в Голливуде. Станиславский же известен почти исключительно в России и в странах СНГ. Есть даже специальная премия имени К.С.Станиславского для иностранных актеров, использующих в своей практике его идеи.

Бывшая жена Михаила Чехова - актриса Ольга Чехова, оставившая после развода себе знаменитую и за рубежом фамилию русского писателя(Михаил Чехов был племянником Антона Павловича Чехова) стала "звездой Третьего Рейха", эмигрировав в Германию, но еще до прихода к власти нацистов.

Главные идеи школы М.Чехова поразительно совпали с моими давними прозрениями о природе театра и психологии худ.творчества вообще. Главная, стержневая тема концепции театра и игры по М.Чехову - самосозидание образов-я, и ролей, где актер только транслятор высших ИСС.(Измененных состояний сознания). У нас это феномен Шаляпина. И характерно, что Михаил Чехов считал именно Шаляпина своим главным учителем и образцом и цитировал его тезисы о его актерском мастерстве.


В СССР и России победила доктрина его антипода, но и учителя - К.С. Станиславского. Натурализм, умозрительность в конструировании ролей режиссером и актерами и особо знаменитое положение Станиславского об игре актером самого себя "в предлагаемых обстоятельствах"(сценария). Подход М.Чехова диаметрально противоположен. Он призывает себя как раз подвергать забвению. Это хотя и с налётом мистицизма(не зря М.Чехов многое взял у модного тогда Рудольфа Штейнера), но подлинная концепция театра перевоплощений. И замечу, что, между прочим, в актеры идут вовсе не для того, чтобы играть бесконечно самих себя в разных обстоятельствах, а как раз, чтобы раздвигать узкие рамки себя-надоевших самому себе и своих ограничивающих обстоятельств. Актер стремится прожить тысячу разных образов и биографий. Такова природа "кармы актера".

ОБ "АФФЕКТИВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЯХ"

Другим пунктом непримиримости, уже в личных дискуссиях Станиславского и М.Чехова был вопрос о сотворении нужных эмоциональных состояний.
стр.127 цитата"Станиславский находил, что воспоминания из личной, интимной жизни актера приведут к живым, творческим чувствам, нужным актеру на сцене. Я же(Михаил Чехов)позволял себе возражать ему, что истинно творческие чувства достигаются через ф а н т а з и ю. По моим понятиям, чем меньше актер затрагивает свои л и ч н ы е(разрядка авт.)переживания, тем больше он  т в о р и т (разр. авт.). Душа забывает личные переживания, претворяя их в художественные.(...) Приём же "аффективных воспоминаний" Станиславского не позволяет душе забыть личные переживания. Мое мнение подтверждалось для меня еще и тем, что, "аффективные воспоминания" часто приводили актеров(преимущественно актрис) в нервное и даже истерическое состояние".
       
 
 Далее в конспектах мои осмысления на тему "О партитуре атмосфер". Это другой краеугольный камень системы М.Чехова.

Всё это имеет ценность и для психологии, и для художественного творчества вообще.
Цикл документальных программ о системе М.Чехова, так и названный:"Михаил Чехов"    был показан через несколько лет на канале Культура. Его создатель - известный российский актер и директор  Щукинского училища, создавший запомнившуюся роль Вольфа Мессинга в сериале "Вольф Мессинг" по сценарию В.Володарского, вышедший на телеэкраны в пролые годы. Я упредила эту моду(на Мих.Чехова возрождение его имени у нас) - как вообще часто упреждаю модные веяния.

2007, 2017г.

https://zera-cherkesov.livejournal.com/321445.html


Рецензии