13 33 000 Вербное воскресение или вход Господень в

 

Эп: «Поднимает настроение,
Вербы нашей первоцвет,
И недаром воскресенье
«Вербным» кличут много лет! » Наумов И.

Вика:
«Вход Госпо;день в Иерусали;м  - христианский праздник, отмечаемый в воскресенье («неделю»), предшествующее Пасхе, то есть в шестое воскресенье Великого поста. Посвящён торжественному въезду в Иерусалим Иисуса Христа, описанному во всех четырёх Евангелиях…
В богослужебных книгах Русской православной церкви называется также Неделей Цветоносной, а в просторечии Вербным воскресеньем, что связано с тем, что пальмовые ветви в России и других странах с холодным климатом заменяли на вербы. Первое упоминание об использовании вербы в богослужении находят в Изборнике Святослава».

«Иисус въезжает верхом на осле в Иерусалим, где его встречает народ, полагая на дорогу одежду и пальмовые ветви с восклицаниями: «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21:9)…
Иисус покидает Иерусалим и проводит ночь в Вифании (Мф. 21:17)».

А вот ещё. Популярная Библейская Энциклопедия:
«Верба, ива – дерево, растущее на сырой почвы и у воды. Красивый вид растения, известный под названием «ивы плакучей» по-другому называется «вавилонской ивой», и об этом роде вербы упоминается в Псалме 136м: «на вербах посреди его (Вавилона) повесили свои арфы». В другом месте Священного Писания ветви вербы называются «агновы ветви от потока» (Лев 23:40).

В глаза бросаются: вода, «вавилонская ива», «агновы (христовы) ветви»… Стало быть, верба - растение как Христа, так и Вавилона…

Ну, вот, как-то так. Начнём с осла. Получается, велит Иисус ученикам привести осла. Они и берут его в Вифании. Бесплатно, между прочим. Якобы, хозяева не возражали. Попробуем представить ситуацию в наше время. «Мужик, мы тут у тебя твой жигуль реквизируем. Хозяин велел. Выборы у него на носу, вот и хотел предстать так, чтобы подемократичнее, поближе к народу. Какие деньги? Радуйся, что шею не свернули. А ментам скажешь, что сам отдал. А то вернёмся». В общем, отжали осла. По согласию. В рамках тотальной борьбы со сребролюбием и жадностью. Да не простого осла, а золотого. Осел-то оказался говорящий. И даже не осел, а ослица. Из истории Валаама (дубликат Иисуса):

«И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?
Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя.
Ослица же сказала Валааму: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? имела ли я привычку так поступать с тобою? Он сказал: нет.
И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое.
И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать [тебе], потому что путь [твой] не прав предо Мною; и ослица, видев Меня, своротила от Меня вот уже три раза; если бы она не своротила от Меня, то Я убил бы тебя, а ее оставил бы живою».

Мутный отрывок из Библии  (Чис. 22:1-34). Но суть понятна. Осел (ослица) предупреждали Христа (Валаама) о том, что ему грозит гибель. Ну, правильно. Чтобы трижды предупреждать о гибели, а тебя за это ещё и бьют, нужно быть не просто ослом. А ещё и изрядно человеком.
Так кто предупреждал Христа? Был один такой. Петр-Сатана отговаривал Иисуса от поездки в Иерусалим. Не уговорил.

Впрочем, это не единственный случай, когда Петр-Иосиф показал себя ослом. Иисус действительно ездил на нём, прямо с детства. С младенчества. Когда Петр спасал Марию с сыном от программы «избиения младенцев». И даже сохранились следы, что он перенёс сына Марии через реку (См Фоменко о Христофоре). Но это уже другая история.

Ну, хорошо. Вернёмся к вербе. Почему верба, ведь ива? «Верба - народные названия некоторых видов древесных растений рода Ива. Например: Ива козья, Ива волчниковая, Ива остролистная».

Итак, «верба» - название, которое сохранилось в народе. Неофициально. Вопреки. В истоках этого название лежит «вера» и «Бер» (одна из кличек Ивана-Христа).  Но и «ива» - от «Иван». Ива = Ева, так же как Иван = Еван. Плакучая Ива = кающаяся Мария Магдалина.

Официальная версия: верба заменила пальмовые листья, потому что в средних широтах пальмы не растут. Допустим. А что, это такой известный древнееврейский обычай – встречать гостей города пальмовыми листьями? Кидать под ноги одежды? А самим оставаться голыми?
Кого ещё когда-либо евреи встречали пальмовыми листьями? А? Знатоки Библии, подключайтесь. Или это – эксклюзив? Тем больше вероятность дезы.

Ничего не имею против пальм. Тем более что пальмы и паломники – одного корня. Но вот ведь незадача – пальмы – растения вечнозелёные. В отличие от вербы. А вот верба зацветает раз в году. Как раз вовремя – во время входа Господня в Иерусалим. Верба – указатель сроков, пальма – нет.

Так что, заимствование было обратным. Не пальму поменяли на вербу, а вербу на пальму. Ну, не растёт верба в современном израильском Иерусалиме. На том пятачке земли, куда в 19м веке перенесли Библейские события. Зато пальма растёт. Вот и приспособили к делу. К новоделу.

Так что, жители кидали под ноги ослу Христа вербу с одеждой? Зачем? Радовались?
Странное выражение радости.

Тут, скорее, другое. «Пальмы» - это палицы, пушки. Высоких гостей принято было встречать канонадой. «Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят». Вот и Ивана-Христа встречали салютом.

Теперь о месте действия. Конечно, верба, сама по себе, ничего не скажет. А вот Вербное воскресение говорит о том, что события происходили в средних широтах. Там, где цвела верба, и цветёт сегодня.

Теперь об одежде. Не раздевались люди, и не бросали одежд. Небось, не секонд-хенд Христос приехал открывать. Откуда же взялись эти «одежды»? У А. Фоменко я подсмотрел репродукцию гравюры какого-то немца. Фамилии не помню, что-то на «Гэ». Называлась она «Вход Господень в Иерусалим». Иерусалим изображен как московский Кремль. Дорожка, пушки. Бояре, народ. Народ ничком на земле. Земной поклон. С одеждой вместе. Вот вам и «брошенные на землю одежды». Именно так, земным поклоном, было принято встречать царя.
Но если Иерусалим – это московский Кремль, то Вифания = Вифлеем = Вавилон. То есть, остальная Москва.

Правда, А. Фоменко тут же заявляет, что на гравюре изображен христианский праздник в Москве. Ежегодный. Традиционный. Может и так. Наверняка так. Но этот сохранившийся обычай говорит о том, что люди ещё долго помнили «вход Господний в Иерусалим»,  и праздновали его максимально приближенно к реальности. Недалёкой реальности.


А теперь бонус:
«Лечебные свойства
С древних времен вербу в народе применяли для лечения разных заболеваний.

• Она обладает жаропонижающим, обезболивающим, противовоспалительным, успокаивающим, кровоостанавливающим, желчегонным, мочегонным и глистогонным действиями. Биологически активные вещества, которые находятся в ее составе, используют для лечения подагры, диареи, ревматизма, малярии, кровотечений, желтухи, аритмии и воспалительных процессов полости рта.
• При простудах, головных болях, климаксе, воспалительных процессах желудочно-кишечного тракта, мочевого пузыря также рекомендуется принимать препараты из вербы белой.
• Верба является отличным средством для лечения варикозной болезни, потливости ног и рук.
• Благодаря дезинфицирующим и ранозаживляющим свойствам ее применяют наружно при кожных заболеваниях (экзема, язвы, открытые раны).
• Для лечения ревматизма и остеохондроза в парилке используют вербовый веник».


Рецензии