Сирия. Св. Мученики Виктор и Стефанида Дамасские

Сирия. Святые Мученики Виктор и Стефанида Дамасские   

Исторически-биографический очерк (историческая часть) продолжение...      

Дамаск, 175 год от Рождества Христова. Стоял ясный ноябрь, в римской империи действовал указ Марка Аврелия по прозвищу Философ (1), согласно которому всех, исповедующих Христианство, велено было   разыскивать и вынуждать их отказываться от своих убеждений и, если они останутся непреклонными, предавать жестоким пыткам:

“Никогда еще не было столько мучеников, как в это время; бывало, так,

что тела замученных христиан лежали массами на улицах городов.”   

  [Однако, и] “Взятые под стражу при начале гонения и отрекшиеся от Христа были также заключаемы в тюрьму и претерпевали мучения; отречение не приносило им никакой пользы. Исповедавшие себя тем, чем они были, – христианами, заключаемы были как христиане, не обвиняясь ни в чем более, напротив, отрекшиеся содержались как человекоубийцы и беззаконники”, - Евсевий Кесарийский (2)

   

        Все воины легиона обязаны были принести жертву и поклониться языческим “богам”, дабы подтвердить свою преданность императорской короне. 

       В это время в римской армии служил молодой Благочестивый христианин Виктор, под руководством воеводы Севастиана.  Как только не уговаривал он подчиненного послушаться императора, с целью исполнения принятой им присяги. Однако, Виктор был не приклонен, пояснив, что ненавидит идолов и в отличие от смертных царей, служит Царю Вечному. Жестоким испытаниям подвергли Святого. Сначала ему переломали пальцы и вырвали из суставов, затем отправили в раскаленную печь, из которой мученик через три дня вышел невредимым, но и это Чудо не остановило палачей. Они привели колдуна, который приготовил ему мясо с сильнейшим ядом, дважды, но это не повредило Святому, а чародей уверовал в Иисуса, и отказался от своего ремесла, и прославил Святого, ибо, как признался бывший маг, Виктор спас от преисподней давно погибшую его Душу.

    Из Святого вытягивали жилы, затем бросали в кипящее масло, но Виктор оставался живой.  Все в большую ярость приходил Севастиан, Мученика повесили головой вниз и жгли свечами, поили уксусом с прахом и лишили глаз. Его мучители ослепли, но Виктор исцелил их. И после всех страданий оставался живой.

     На казни, в числе множества народа присутствовала Стефанида, юная христианка 15 лет 8 месяцев от роду, жена римского воина.  Она открыта прославила праведные страдания Виктора (3), и воевода тут же приговорил ее к казни. Палачи соединили верхушки двух пальм, и привязали Святую между ними. Когда деревья отпустили, они разорвали Стефаниду. Виктор после долгих мучений был обезглавлен. Так пострадали за Веру раннехристианские Святые Виктор и Стефанида Дамасские 11 ноября (24 ноября по новому стилю) 175 года, здесь же мощи мучеников были преданы Святой Земле. 

      “К ослаблению этого страшного гонения послужило необыкновенное событие с громоносным легионом. В 174 году император воевал с разными варварами ... В Паннонии (ныне Венгрия) он был заведен врагами в совершенно безводное место. Войско его погибло от палящего зноя и недостатка воды. Тогда, по молитве христиан, бывших в его войске, вдруг разразилась гроза и привела в смятение врагов, а затем пролился дождь и утолил жажду римских воинов. С этого времени император под страхом смертной казни воспретил преследовать христиан и тому легиону, по молитве которого совершилось чудо, дал название громоносного”, Евсевий Кесарийский.

 

   

1. Марк Вер Антонин, родился 26 апреля 121 года в Риме (Италия), в знатной, аристократической семье (после смерти родителей, был усыновлен). Приемные родители правящий император Рима, Константин Пий, был женат на его родной тетке по линии отца Анние Галерие Фаустине (при усыновлении получил полное имя Марк Элий Аврелий Вер Цезарь).  Правил с 161 г – до смерти 180 г. Юрист, философ - принадлежал к школе стоицизма, основанной Зеноном из Кетиона в 3 веке до н. э. (основные принципы: цель жизни - достижение счастья, путь достижения - апатия). 

 

2. Евсевий Кесарийский - римский историк, родился около 260 года в Палестине. С 314 г.  до своей кончины, около 340 года состоял в должности епископа Кесарии Палестинской (современная территория Израиля), автор ценнейшего исторического труда «Церковная история» - самое раннее из дошедших до нас сочинений, описывающее христианскую историю, и др. 

 

3. В изложении жития Дмитрия Ростовского, Стефанида увидела в Небе два венца, один опускался на голову Виктору, а второй (чуть меньше первого) на ее голову.

Автор очерка - бывший местный житель Сирии (Дамаск - Хомс - Масьяф (мухафаза Хамы)) 
 
 
 
продолжение следует...

 

 

 

 

 

 

 


Рецензии
Спасибо, Ольга, за интересный рассказ!

Эдуард Неганов   21.04.2019 12:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Эдуард!!! Со Светлым Вербным Воскресением тебя!!! Пусть Господь милует и Ангелы берегут!!!

Ольга Липа   21.04.2019 16:46   Заявить о нарушении