Воспоминание о Нотр-Дам

Каждый раз, когда я был в Париже, всегда заходил в Нотр-Дам, но первый раз для меня был особенный. Это было самое начало 1989 года, я приходил туда каждый день, а то и два раза, правда и жил недалеко. Магия красоты, величия и духа. В принципе, так делают все туристы, и если это 25 млн. человек в год, так что видимо эта магия для всех.
   В первое же утро  я отправился гулять по Парижу, прошел по мосту Сан-Мишель и присел посмотреть на Собор Нотр-Дам. Дальше я сделал большой круг по бульварам с заходом на Монмартр. Ну и уже заспешил: нужно было подготовиться, я в Париже был с научными целями, а не с туристическими. На обратной дороге зашел в Нотр-Дам, вход был почему-то сбоку. Было очень много молодежи. Оказывается, проходил какой-то съезд или слет католической молодежи, что-то вроде того. Молодежь сидела на ступеньках, на полу, беззаботно трепалась о том, о сем. Внешне они больше походили на хиппи, даже и гитары были. Я долго сидел на скамеечке, и собственно мой пост об этих минутах. Понимаете, я абсолютный атеист, но чувство в Соборе было – полного спокойствия и размышлений, откуда там это? Может намолено, не знаю, но это чувствуется. Я ведь перед этим видел множество готических соборов: в Брюсселе, в Антверпене, в Мюнхене, в Брюгге, в Генте, в Мехелене. Было с чем сравнить. Но, может, показалось.
     На следующий день, после семинара, я снова заходил в Нотр-Дам. Вечером там было какое-то очарование, не только Собора, но Сите. Тогда никаких подсветок не было,  было уютно и красиво. 
     Про архитектуру тогда вообще ничего не знал, готику от романского стиля отличал, и это предел. Но некоторые вещи я знал, случайно и разрозненно, просто одна моя знакомая училась в Архитектурном. Я знал, что Собор древний, и что его долго строили, поэтому там есть архитектурные особенности: одна башня выше другой, знал про большие розетки и видел их фото, и знал, что химеры установили в 19 веке.
Мой любимый поэт Осип Мандельштам, но у него было другое восприятие Собора: «Души готической рассудочная пропасть…» Тут правда от восприятия все зависит: первый настоящий большой собор для меня был Домский Собор в Риге, нас возили на школьные каникулы. Там же и Баха я услышал впервые, так и слушаю его всю жизнь, и в органном исполнении, и у себя дома из дешевых колонок. Так что, готика для меня вполне привычный стиль.
   После пожара в наших сетях был неописуемый гвалт, все мои ленты, просто полыхали, остается только надеяться, что Собор можно восстановить, и что собранные в нем художественные ценности не утрачены безвозвратно для христиан, французов и человечества. Хорошо, что тушили люди с умом и не последовали советам Трампа залить водой пожар с воздуха. Стены и большие розетки уцелели. Если так – я очень рад, и это просто чудо (сорри).
Что было характерно:
1. Стоны, охи и стихи (исключительно дам) о красоте и грандиозности Собора, включая причитания об астральной с ним связи, причем с детства.
2. Утверждалось, что это Западу наказание за разврат и похвалы геям
3. Утверждалось, вот вам, нечего было бомбить Белград и Пальмиру
4. Причитали, что это конец Европы и Западного мира, и завтра халифат
5. Что французы стояли, как быдло, а не бросались грудью тушить Собор, потому, что там и французов-то не осталось, одни мигранты.
Так вот, братцы мои, все это симптомы нашей изолированности и деградации. А в некоторых случаях – тупое злорадство, что, наверное, грешно само по себе.
   Фото: Мост Сан-Мишель, Огустин-Ипполит Коллард, 1857 г.,
Жаль Собор, но нам бы своими делами заниматься, у нас тоже все горит, только вот никто ничего не восстанавливает.
18.04.2019


Рецензии