О Медном всаднике

       Ну   наверное   нет   человека,   кому   не   известен   этот   памятник.  Он – визитная карточка   Петербурга.  Возведенный по воле Екатерины II,  памятник Петру I,   получивший название   Медный   всадник   (с  легкой   руки   А. Пушкина) является   одним  из  символов Санкт-Петербурга  и  одной из самых известных достопримечательностей культурной столицы.   Расположен   он    в  открытом сквере  на Сенатской  площади и   окружен   известными достопримечательностями: -    зданием    Сената,   Синода, Адмиралтейства   и    Исаакиевского   собора.  Памятник   уже  более  200 лет  украшает  город.   Он   один  из самых красивых и  знаменитых конных памятников  в  мире, посвящен  Российскому императору  Петру I.  -   фигура Петра Великого, восседающего на вздыбленном коне    (взлетевшем на вершину скалы), триумфально простирающего свою десницу  и  взглядом  устремленным  в даль…   Могучий конь, подчиняясь  воле всадника, гарцует над обрывом, встав на задние ноги…  О   нём   известно   всё,   но   о   некоторых   интересных   деталях   его   создания   я   попытаюсь   Вам   рассказать…
       Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе,  6 сентября 1766 г. подписал  контракт   на   создание    памятника  Петру  -  «главным образом конной статуи колоссального  размера». Гонорар  -  200 тыс. ливров.  Над  моделью памятника  Фальконе   работал три года. Во время  работы  скульптору   позировал   генерал П.И.Мелиссино,   который ростом  и   фигурой  походил на   Петра  I.  Кони   («орловской» породы)  для  эскизов    были   взяты из   императорских конюшен.  Интересен  тот  факт, что голову императора вылепила   ученица Фальконе   Мари-Анн Колло,  и    Екатерина    II   назначила  молодому скульптору пожизненную  пенсию в 10 000 ливров.  Подготовка   гипсовой  модели памятника  заняла  двенадцать  лет, она  была  готова к 1778 г.  Литьём   занимался   пушечных  дел  мастер  Е. Хайлов. Вместе с ним  Фальконе   три   года   подбирал   сплавы,   делая  многочисленные    пробы.   В ногах коня  извивается   бронзовая змея  (работы скульптора Ф.Г.Гордеева). Она  не   только   аллегорическое    изображение    ЗЛА - темных реакционных сил, стоявших на  пути  Петровских реформ,   но   и   играла   инженерную    функциональную   роль  -    соприкасаясь   с   хвостом лошади,  служила    третьей  точкой опоры.   Дополнительно   (для  балласта)  в  круп  и  хвост коня   было   введено  четыре тонны железа.  Так,   для   равновесия,   изящным способом  в  композицию  был введен  третий  персонаж – ЗМЕЯ.   Хвост  коня  чуть  касается  её   туловища.   Но  через  это, (казалось бы, случайное), легкое касание передается    основная   нагрузка.   Зритель   не  замечает  этого. Ему даже не  приходит  в  голову,  что «мягкий»   хвост лошади может    служить    важнейшей   опорой.   «Медный   всадник»,  на   самом   деле   отлит  из    бронзы  (сплав  меди  и  олова),   но    медный…   звучит    благозвучнее,   чем   бронзовый   всадник…
        По замыслу скульптора основанием памятника служит естественная скала в виде волны. Нужен был камень, высота которого составила   бы   не   менее   11 метров. Гранитный   монолит   «Гром-камень»  был найден  в  районе  Лахты,  в  двенадцати   верстах  от Санкт-Петербурга.   Первоначальный  вес  — около 2500 тонн. Екатерина II объявила награду в 7000 рублей тому, кто  придумает  способ доставить скалу на  Сенатскую площадь. От места  установки  камень отделяли  9 км. сухопутного,   и   почти  13  км. водного пути. От  места нахождения камня до  берега Финского   залива прорубили  просеку, укрепили грунт.   Когда   ударили морозы  и  грунт промерз,   гранитный   монолит   начали перемещать  на   специальном    инженерном   устройстве  -   платформе,  на   тридцати   металлических    шарах,  по  обитым медью, деревянным желобчатым   рельсам   (тяжелый   камень  просто  перетирал  бревна,   как  зерно  в  жерновах).   Этим   занимались    400  рабочих,   перемещая    камень   на   расстояние до   400 метров  в  день.  20 января 1770 г. в Лахту   пожаловала сама   императрица   Екатерина II  и  лично  наблюдала  за движением  скалы, которую  при  ней  переместили  на  25 метров.   Сорок   каменотесов,   находясь  на   камне,  не прекращали работать, отсекая грани, (на   камне  даже   была установлена небольшая кузница  для  ремонта и заточки инструментов). Камень двигали к воде девять месяцев.   К    февралю    монолит   достиг   Финского   залива.    Со  стороны    берега   (через   мелководье)    была   сооружена  дамба, уходившая в  залив   на   девятьсот   метров.  Была   изготовлена   специальная   пристань   и   большое   плоскодонное   судно – ПРАМ,   которое    по   морю  передвигало    триста  гребцов.  При   погрузке   судно   полностью   затапливалось,   камень   перегружался   и,   после   откачки   воды,   оно   всплыв,   поплыло  по   заливу.   23  сентября 1770 года, судно пришвартовалось  на  набережной   у   Сенатской площади. Доставка   монолита   в   Петербург заняла  целых  полтора года – время, за  которое в XVIII   веке  можно  было  бы  совершить кругосветное   путешествие.   В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II    повелела отчеканить   медаль,  на  которой написано «Дерзновению подобно. 1770»…
         11 октября пьедестал для «Медного всадника» был установлен на Сенатской площади.   К моменту установки памятника  отношения  Фальконе  и   императорского двора    окончательно испортились.   Скульптор,   так и  не дождался открытия монумента, в сентябре 1778 г.   вместе   с   Мари-Анн Колло  уехал в  Париж.   Этот монумент был   последним творением   мастера,  больше  он  не  создал ни  одной скульптуры  Чеканкой  памятника  занялся,  часовых дел    мастер,   А. Сандоц.   Окончанием   всех работ  руководил   архитектор   Ю.М. Фельтен – пьедесталу была придана окончательная форма, после установки скульптуры, под   копытами  коня  появилось  изваяние змеи. Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 г. Военным парадом управлял князь А.М. Голицын. В четвёртом  часу на  шлюпке  прибыла  сама  императрица  Екатерина II. Она, с   балкона  Сената, в короне и порфире, дала  знак  к  открытию памятника. По повелению Екатерины II  на постаменте начертано: «Екатерина II Петру I». Сразу после появления на Сенатской площади «Медного всадника»  площадь была названа  Петровской.  Вес «Медного всадника» — 8 тонн, высота — более 5 метров.  Императрица   по случаю  открытия  памятника,  издала Манифест о прощении  всех приговоренных к казни, были освобождены узники, томившиеся в заключении  более 10 лет.   Была  выпущена  серебряная медаль  с  изображением  монумента. Три экземпляра медали были отлиты  из золота.   По    указу   Екатерины   II  -   золотую  и  серебренную  медали  вручил  в  Париже  великому   скульптору-автору    князь Д. А. Голицын.
         Во время Отечественной войны 1812 г. при    отступлении    русских войск  возникла  угроза захвата  Санкт-Петербурга  французскими войсками. Статс-секретарю   Молчанову  было поручено вывезти в  Вологодскую  губернию  памятник Петру I, и  на  это было отпущено  несколько  тысяч  рублей.   Слава   Богу   до   этого   дело   не  дошло…   Медный всадник был свидетелем не  только  торжеств  и  праздников,  но  и  трагическим событий    14 (26) декабря 1825 г. –   восстания   декабристов...  Во время  блокады  Ленинграда  «Медный всадник» был укрыт  мешками  с  землёй  и песком, обшит  брёвнами  и  досками.   В   1909   и   1976 годах  проводились  реставрации    Медного  всадника.  Последнее  обследование, проведенное  с  помощью  гамма - лучей,   показало, что   каркас   скульптуры   находится   в   хорошем   состоянии…


Рецензии
Валерий, Спасибо вам за произведение, прочитал и очень понравилась🤗😊

Вадим Орел 2   22.04.2019 09:26     Заявить о нарушении
... Да, в Питере столько прекрасных памятников, что о них можно писать бесконечно...

Валерий Анатольевич 2   23.04.2019 19:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.